Госдума приняла закон о контроле религиозных организаций, финансируемых из-за рубежа
20 Ноября 2015
Закон также предоставляет Минюсту РФ право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций при наличии в их деятельности признаков экстремизма (терроризма)
Госдума приняла во втором и третьем чтениях правительственный законопроект о введении контроля за деятельностью религиозных организаций, получающих финансирование из-за рубежа.
Изменения вносятся в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и ряд других законодательных актов, касающиеся контроля за деятельностью религиозных организаций. Этими изменениями, как говорится в сопроводительных документах, "вводится дифференциация предмета проверок деятельности религиозных организаций в зависимости от получения ими иностранного финансирования".
Закон предоставляет Минюсту РФ и его территориальным органам право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций при наличии в их деятельности признаков экстремизма (терроризма), либо иных нарушений законодательства РФ.
Также устанавливается обязанность религиозных организаций, имеющих поступления денежных средств и другого имущества от иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, представлять в Минюст и его территориальные органы формализованную отчетность об их деятельности, персональном составе руководящих органов и сведения об иностранном финансировании. Согласно закону, отчет об объеме представленных в Минюст сведений подлежит ежегодному размещению в интернете или в СМИ.
Закон сокращает число оснований для проведения внеплановых проверок религиозных организаций с 5 до 3. Поводом для таких проверок теперь может быть истечение срока устранения ранее выявленного нарушения, отраженного в соответствующем предупреждении; поступление в уполномоченный орган из госорганов и органов МСУ информации о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма или терроризма. Основанием будет считаться также наличие приказа /распоряжения/ руководителя Минюста или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением президента или правительства либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Закон не предусматривает предварительного уведомления религиозной организации о проведении внеплановой проверки, если в деятельности есть признаки экстремизма /терроризма/.
"Законопроект разработан в целях совершенствования механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций, позволяющего своевременно выявлять и реагировать на факты причастности этих организаций к экстремистской и террористической деятельности и на другие нарушения российского законодательства", - отмечают его разработчики.