В Государственную думу РФ внесен законопроект, запрещающий признавать священные тексты религий экстремистскими. Автор документа – депутат от Чеченской Республики Шамсаил Саралиев, и, надо полагать, инициатива стала прямым и оперативным воплощением соответствующего предложения Рамзана Кадырова. Ранее сам лидер Чечни, главы других кавказских регионов и мусульманские деятели высказывали подобные пожелания.
Эти пожелания разнились между собой. Поскольку они были высказаны не правоведами и не законодателями, причем на фоне повышенных эмоций, то и рациональность формулировок как бы не требовалась. Например, Кадыров написал в соцсети: «Госдума должна принять закон, в соответствии с которым запрещается принимать в судебном порядке решения, касающиеся непосредственно текстов Корана и других Божественных Писаний. Суды могут рассматривать только книги, написанные человеком, ставить вопрос о наличии в них признаков экстремизма, национализма и радикализма, выносить решение о запрете». Задача, поставленная перед законодателями, невыполнима уже потому, что никакой гражданский суд не в состоянии доказать, что тот или иной религиозный текст ниспослан Всевышним. Для этого пришлось бы доказать существование Бога и описать его атрибуты в юридических терминах, что требует от судей мыслительной работы, сопоставимой с богословским наследием Фомы Аквинского, или категорического императива посильнее того, что сформулирован Иммануилом Кантом.
Поскольку появился законопроект, то от этого документа ожидают точных юридических и научных определений. Тем не менее формулировка, которую предложил депутат Саралиев, не выглядит исчерпывающей. Автор инициативы предлагает внести изменение в Закон «О противодействии экстремистской деятельности» следующего содержания: «Экстремистскими материалами не признаются тексты Священных Писаний – религиозные книги мировых (в том числе авраамических) религий». Сразу же возникает ряд вопросов.
Во-первых, согласно распространенной классификации, мировыми религиями считаются христианство, ислам и буддизм. За рамками законодательной защиты оказывается такая традиционная для России религия, как иудаизм. Она авраамическая, но мировой не считается из-за своего мононационального характера. Евреев называют народом Книги, и где, как не в этой духовной традиции, можно найти столь обширный корпус богословской литературы? Получается, что и судебное преследование в этом направлении приобретает широкие возможности. Прецеденты, как мы помним, уже были. В 2005 году появилось «письмо пятисот» в Генпрокуратуру (среди подписантов были 20 депутатов Госдумы) с требованием запретить «Шулхан Арух» – кодификацию установлений иудаизма.
Во-вторых, почему защиты требуют только для мировых или авраамических религий? Конституционный принцип свободы совести, на который ссылается в пояснительной записке к своему законопроекту Шимсаил Саралиев, подразумевает равные права для всех вероучений. Напомним, в 2011–2012 годах судебному преследованию подвергалось комментированное издание «Бхагават-гиты», священного не только для кришнаитов, но и для индуистов текста. Тогда тоже помогло активное вмешательство политиков и дипломатов – раздались грозные окрики из Индии.
В пояснительной записке к законопроекту Саралиева смущает, что особое место отведено исламу и его священному писанию Корану. Понятно, что депутат – из Чечни, но ведь правовая норма предназначается для всей России!
В-третьих, к числу мировых и в то же время авраамических религий, как уже было сказано, относится христианство вообще, но учение Христа давно поделилось на множество течений, среди которых есть и такие, которые вызывают вопросы у правоохранителей. Следует ли из законопроекта, что любой перевод Библии приобретает иммунитет в суде? Более того, наследие разных течений христианства включает в себя колоссальное число различных комментариев, поучений отцов Церкви, различных старцев, житий святых и т.д. Многие из этих сочинений без специального культурологического комментария шокируют.
То же самое относится к исламу. Прежде всего переводы Корана выполняются самыми разными религиозными организациями, даже такими, которые многие мусульмане не признают правоверными. Так, существует издание Корана на русском языке, принадлежащее ахмадийцам. Если говорить о таком важном памятнике ислама, как сборники хадисов, преданий о жизни пророка Мухаммеда, то и здесь разные школы ислама придерживаются различных, иногда взаимоисключающих точек зрения на «достоверность» того или иного цикла преданий.
Тут мы подошли к самому главному, четвертому, вопросу: как обозначить круг неподсудных текстов? Несомненно, требуются определенные ограничительные рамки. Звучало предложение составить «белый» список литературы. Возможен еще вариант формулирования общих критериев, на основании которых тексты будут признаваться «священными». Тогда требуется экспертный совет для поиска универсального текстологического алгоритма. В исламской общине высказывалось предложение доверить подобную работу только высококвалифицированным специалистам в изучении той или иной религии. Разные звучали мнения. Но в итоге все это отсутствует в законопроекте, внесенном в Госдуму.