Дополнения и изменения в закон «О свободе вероисповедания» от 2008 года, увеличившие необходимое для регистрации количество учредителей религиозной организации с 10 до 200 человек, поставили под запрет религиозные, культурные и духовные потребности национальных меньшинств, сказал советник по политическим вопросам проекта «Бир Дуйно Кыргызстан» Уран Турсуналиев 7 сентября на круглом столе «Права на свободу объединений и гарантий: гарантии и вызовы накануне парламентских выборов».
По его словам, с момента внесения данной поправки не была зарегистрирована ни одна организация, не относящаяся к мусульманским или христианским общинам.
«Первый прогрессивный закон «О свободе вероисповедания КР» был принят в 1991 году в молодом демократическом Кыргызстане. Первые попытки по ужесточению норм регистрации и осуществления деятельности религиозных организаций были предприняты в 2002 году. Несмотря на это, в настоящее время спектр вероучений в Кыргызстане очень широк: это и различные течения ислама и христианства, немало сообществ буддистов. Последняя попытка по ужесточению религиозного законодательства была инициирована в прошлом году Госкомиссией по делам религий КР. Предлагаемыми изменениями и дополнениями в закон «О свободе вероисповедания» предлагалось увеличить количество инициаторов для регистрации религиозной организации с 200 до 500 человек. Госкомиссия ссылалась на то, что подобные идеи были высказаны во время встреч на местах. Хотя я очень сомневаюсь в этом, поскольку мы проводили аналогичные опросы в 3-4 областях республики, и эти данные не подтвердились», - сказал У.Турсуналиев.
По его словам, изначально для регистрации религиозной организации было достаточно желание 10 человек. После поправок в 2008 году данное количество было увеличено до 200 человек.
«Кроме того, список учредителей должен быть нотариально заверен и согласован с органами местного самоуправления, таким образом, тяжелая и сложная процедура регистрации религиозной организации поставила под запрет культурные и духовные потребности национальных меньшинств. С момента внесения данной поправки не была зарегистрирована ни одна организация, не относящаяся к мусульманским или христианским общинам. Проще говоря, малые немецкие, корейские и другие церкви у нас в стране остались вне правого поля. В Бишкеке еще можно собрать 200 инициаторов, однако есть факты, когда Бишкекский городской кенеш отказывал в согласовании списка. Депутаты БГК аргументировали свой отказ отсутствием четко прописанных процедур согласования списков», - пояснил он.
Как отметил У.Турсуналиев, последняя инициатива Госкомиссии по делам вероисповеданий была возвращена на доработку на стадии согласования министерствами и ведомствами, то есть не получила поддержки.
«Даже государственная машина Советского Союза не смогла запретить право людей веровать в Бога. Ужесточая законодательство, государство лишь вгонит их в подполье, а ведь малые религиозные общины самые законопослушные граждане и, возможно, из-за своей безмолвности их подвергают гонению. Я понимаю религиозную политику государства, что она направлена против экстремистов и радикалов, прикрывающихся религией. Однако у государства есть куда более эффективные рычаги в лице правоохранительных органов и комитета по национальной безопасности», - заключил У.Турсуналиев.