О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Профессор Михаил Шахов: Новые изменения в законодательстве о религиозных объединениях

  версия для печатиотправить ссылку другу
Профессор Михаил Шахов: Новые изменения в законодательстве о религиозных объединениях
9 Апреля 2015

Шахов Михаил Олегович
доктор философских наук, профессор

6 апреля 2015 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 80-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в некоторые другие законодательные акты. В чем основной смысл внесенных поправок?

В 2014 году были внесены значительные изменения в первую часть Гражданского Кодекса РФ. К сожалению, при этом не была в достаточной мере учтена специфика правового регулирования статуса и деятельности религиозных организаций.

1) В новой редакции Гражданского Кодекса (ГК) РФ, в статье 65.1 появилось разделение юридических лиц на «корпоративные» (к которым, в частности, отнесены коммерческие хозяйственные товарищества и общества, общественные организации, товарищества собственников жилья) и «унитарные», к числу которых были отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Основной особенностью унитарных юридических лиц является то, что в них, в отличие от корпоративных лиц, учредители не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Строго говоря, это положение означало только то, что учредители, создающие религиозную организацию, не становятся автоматически её членами или участниками. Однако правоприменители стали истолковывать это положение таким образом, что в религиозных организациях вообще не может быть ни членов, ни участников. Известны даже случаи, когда органы Министерства юстиции воспринимали уставы религиозных организаций, содержащие порядок приема членов или участников как противоречащие законодательству.

Чтобы избежать такого рода разногласий в истолковании норм ГК, статья 8 Федерального Закона «О свободе совести…» была дополнена следующими положениями:

«Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации».

«Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации». (Аналогичное содержанию этого абзаца дополнение одновременно внесено в статью 123.26 «Основные положения о религиозных организациях» Гражданского Кодекса РФ)

Статья 9 Федерального Закона «О свободе совести…» также была дополнена пунктом 5, согласно которому «В решении об учреждении религиозной организации указываются сведения об учреждении религиозной организации, утверждении ее устава, избрании (назначении) органов религиозной организации».

Таким образом, вопрос о том, будет ли религиозная организация иметь в своем составе членов или участников, отныне решается самими религиозными организациями на основании норм канонического права и иных внутренних установлений.

Напомним, что прежний Типовой устав православного прихода, утвержденный Священным Синодом 9 апреля 1998 г., предусматривал в пункте 23, что учредители прихода входят в состав Приходского собрания. Ныне действующий Типовой устав православного прихода, утвержденный Священным Синодом 10 октября 2009 г. не предусматривает автоматического включения учредителей в члены Приходского собрания. Устав определяет порядок приема новых членов в уже существующее Приходское собрание, но не отвечает на вопрос, откуда в новоучрежденном приходе возникает первоначальный состав Приходского собрания. Фактически этот первоначальный состав утверждается правящим архиереем. Отныне буква закона полностью согласуется с каноническими установлениями. Другие конфессии также получили возможность принимать в члены или участники религиозных организаций как учредителей, так и иных лиц в соответствии с особенностями собственных религиозных правил.

2) В статью 8 ФЗ «О свободе совести…» добавлен новый пункт 10, согласно которому «в отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 и статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются».

Согласно ст. 50, п. 5 ГК РФ «Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности… должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью». В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставной капитал общества должен быть не менее 10 000 рублей. Типовой устав православного прихода в пункте 3.1 предусматривает среди прочих видов деятельности «предпринимательскую деятельность, соответствующую целям деятельности прихода, предусмотренным настоящим Уставом, и направленную на достижение этих целей». Поэтому каждый православный приход, включая бедные и не ведущие реальной предпринимательской деятельности приходы, оказался бы обязан обзавестись имуществом рыночной стоимостью не менее 10 000 рублей. С принятием изменений это требование к религиозным организациям не применяется.

Статья 53.1 ГК РФ устанавливает ответственность для лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, для членов коллегиальных органов юридического лица и для лиц, определяющих действия юридического лица. Эти лица обязаны возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе если его (их) действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания уполномоченным лицам или членам коллегиального органа, также обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

До принятия поправок указанная ответственность, согласно букве закона, могла быть возложена, в частности, на правящего архиерея, настоятеля, председателя Приходского совета, членов Приходского собрания и Приходского совета. Новый закон установил, что нормы статьи 53.1 не применяются к религиозным организациям и их руководители и члены коллегиальных органов не могут быть привлечены к ответственности по данной статье.

3) Важное значение имеет ещё одна поправка, внесенная в статью 123.26 «Основные положения о религиозных организациях» ГК РФ. «Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами». Таким образом, установлен приоритет положений специального (профильного) ФЗ «О свободе совести…» относительно соответствующих норм ГК РФ. Последние, как правило, формулируются в качестве общих норм для широкого круга лиц различной организационно-правовой формы и не всегда учитывают специфику религиозных организаций. Установленная новой редакцией статьи иерархия норм позволит в последующем избежать «нестыковок», подобных вышеприведенным, которые возникли в результате поспешного распространения на религиозные организации общих норм гражданского законодательства, не согласующихся с особенностями их внутренней жизни.

4) В связи с тем, что положения ФЗ «О свободе совести…» о религиозных организациях приобрели приоритетное значение относительно норм ГК РФ, из статьи 123.26 ГК РФ была перенесена в ФЗ «О свободе совести…» норма, оформленная в виде новой статьи 13.1. «Реорганизация религиозной организации осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы». Например, религиозная организация не может реорганизоваться в политическую партию, некоммерческое партнерство или в коммерческое «общество с ограниченной ответственностью».

5) Изменен пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Изначально ст. 19 была добавлена в закон о введении в действие части 1 ГК РФ 05 мая 2014 г. в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополь. В связи с тем, что перерегистрация религиозных организаций в Крыму и Севастополе потребовала значительного времени, и к настоящему времени не завершена, было установлено что «юридические лица, которые являются религиозными организациями, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2016 года».

6) Наконец, технический, а не принципиальный характер носит поправка, внесенная в пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которая изложена в следующей редакции:

«Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов)».

В ранее действовавшей редакции этого пункта упоминалось только о «участниках (членах)», в новой редакции к ним добавлены «учредители». Отметим, что отсутствие имущественных прав учредителей в отношении общественных и религиозных организаций (объединений) и то, что учредители не отвечают по их обязательствам, а юридические лица – по обязательствам учредителей до принятия новой редакции первой части Гражданского Кодекса было закреплено в его ст. 48 п. 3 и ст. 56, п. 3 соответственно, а ныне установлено в ст. 123.28 ГК РФ. Таким образом, эта поправка носит технический характер и ничего существенно не изменяет в правоотношениях между религиозной организацией и её учредителями.

Религия и право






также в рубрике ] мы: