О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Свобода религии и вероисповедания в Беларуси в 2014 году

  версия для печатиотправить ссылку другу
2 Марта 2015

Наталья Василевич

Теолог, политолог, юрист, докторант Рейнского Университета Фридриха Вильгельма (Бонн, Германия), директор Центра "Экумена", редактор портала "Царква".


Общий контекст

Белорусское общество имеет следующие характеристики по религиозной принадлежности и практике:

  1. низкая религиозность при слабой связи религии с повседневной жизнью в целом;
    Социологические исследования и массовые опросы жителей Беларуси традиционно дают низкие показатели по указанному параметру. Так, в исследовании, проведенном Gallup в 2009 году, Беларусь из 114 стран занимала 11 место по наименьшим оценкам степени влияния религии на повседневную жизнь1.
    По результатам “замеров”2, проведенных в 2007-2011 году Информационно-аналитическим центром, только 11,5% населения ведут себя активно в религиозном плане.
    По количеству религиозных организаций на душу населения Беларусь также отстает от таких стран как, например, Румыния, Украина, Латвия - один приход в Беларуси приходится на 2887 человек, тогда как в упомянутых странах на 1014, 1321 и 1775 человек соответственно)3. По количеству священников в Беларуси такой показатель составляет 4574 человек на одного священнослужителя, тогда как в Польше и Украине 1242 и 2614 соответственно4.
  2. поликонфессиональность с количественным доминированием православия и значительным присутствием католичества и протестантизма евангелического типа;
    Официальной информации о масштабах конфессий в отсутствие данных о религиозной принадлежности в переписи населения являются сведения о количестве зарегистрированных общин. На 1 января 2014 года православные общины составляли 49,24% (1615) в общей структуре общин, католики - 14,88% (488), а протестанты 27,65% (907), в т.ч.: христиане веры евангельской (пятидесятники) - 15,85% (520) и баптисты - 8,75% (287)5.
    Массовые социологические опросы, отражающие самоидентификацию респондентов без учета культовой практики и связи с религиозными сообществами и ценностями, показывают, что православные составляют 81% от населения, католики 10,5%, иные - 2%6(альтернативные данные: 78,8, 11,1 и 0,7% соответственно7). Иногда на официальном уровне озвучиваются в два раза меньшие цифры: 80, 14, и 2% в структуре относящих себя к верующим 50% населения8 (т.е., 40, 7 и 1% в пересчете на все население в целом).
    Кроме того, исследования показывают чрезвычайно высокий индекс доверия Православной церкви9, особенно по сравнению с другими общественными институтами. Однако процент доверяющих Православной церкви, по тем же данным, по крайней мере на 15% меньше количества определяющих себя как православных, что свидетельствует, скорее, о значительном недоверии к церкви и высокой степенью нецерковности верующих10.
  3. неоднородность качественных показателей религиозности в зависимости от конфессиональных массивов
    Православные, являясь, по крайней мере, номинальным большинством, демонстрируют гораздо более слабую связь с религиозным сообществом, нежели католики или протестанты. Это отражено в проведенном по данным опросов 2007 года исследовании социокультурных стратегий (вера - как ценность, ресурс и идентичность) для верующих различных конфессий: в Беларуси таковая присутствует у 21,1% православных, 38,1% католиков и 79,6% протестантов11. Религиозная активность (выражаемая в частоте посещения церкви) также значительно отличается у представителей разных христианских конфессий: по исследованию НИСЭПИ12 раз в месяц и чаще церковь посещает 90,9% протестантов, 55% католиков и только 22% православных.
  4. региональная неоднородность
    Религиозность и количество общин отличаются также в региональном плане, что связано, в первую очередь, с исторически неоднородным развитием западного и восточного регионов Беларуси в первой половине ХХ века: входящая в межвоенное время в состав Польской Республики Западная Беларусь сохранила больший кадровый потенциал, разнообразие и инфраструктуру религиозной жизни, несмотря на ущемление со стороны польских властей, в то время как БССР в составе Советского Союза в 1920 и 1930-е годы пережила беспрецендентное разрушение религии как института.
    Исследователь Озем13, который провел районирование распределения религиозных общин по территории Беларуси, замечает, что западно-восточный тренд теряет свою актуальность в отношении крупных урбанизированных центров, а в распределении общин в региональном плане неоднородность имеет определенные тенденции: например, малая распространенность протестантских общин в “католических” регионах. В Беларуси существуют локальные сообщества и регионы, где православные являются меньшинством и имеют незначительное влияние (например, ряд районов Гродненской области). В целом можно отметить выраженные конфессиональные профили Гродненской (православно-католический) и Брестской (православно-протестантский) областей. В некоторых больших сельских населенных пунктах влияние протестантских церквей доминирующее (агрогородок Ольшаны, где из 7500 тыс. жителей более половины принадлежит к пятидесятнической общине14).

Правовой контекст

Правовой контекст определяется нормами, содержащихся в общих и специальных нормативно правовых актах, а также правоприменительной практикой, которую можно описать по следующему сценарию: репрессивные законодательные нормы, предусматривающие ограничения на религиозную деятельность и не находящиеся в соответствии со международными стандартами в сфере свободы религии и вероисповедания, при избирательном применении/неприменении данных положений законодательства.

Иностранные священнослужители
Например, в отношении иностранных священнослужителей, закон предусматривает следующие положения: 1) религиозную организацию может возглавлять только гражданин Республики Беларусь (ст.13 Закона “О свободе совести и религиозных организациях”15); 2) существует специальная процедура приглашения иностранного гражданина в целях занятия религиозной деятельностью, закрепленная в Положении о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью, предусматривающая необходимость согласования с Уполномоченным по делам религий и национальностей такого приглашения, причем пребывание иностранца может быть только “временным”. Решения о продлении виз и разрешений находятся целиком в компетенции одного государственного органа, который может не руководствоваться нуждами и желаниями самой религиозной организации, и не должен мотивировать, почему принимает то или иное решение, что делает процесс произвольным.
В случае с руководителем Белорусской Православной Церкви Митрополитом Павлом (Пономаревым), на эти нормы "закрывают глаза". Он, а) являясь гражданином Российской Федерации находится на территории Республики Беларусь и осуществляет религиозную деятельность б) в т.ч. не входящую в перечнем, предусмотренный “Положением” для иностранных священнослужителей, в) имеет вид на жительство16(разрешение на постоянное проживание сроком на два года), г) а также возглавляет религиозную организацию, несмотря на прямой запрет Закона “О свободе совести”. Государственные власти сохраняют статус кво в данной ситуации, однако ее правовые последствия не ясны17.
Что касается иностранных священнослужителей Римско-Католической Церкви, то им довольно часто отказывают в выдаче разрешений на осуществление религиозной деятельности (в 2014 г. было отказано в получении разрешения священнику Роману Шульцу, который в течении 7 лет служил на приходе св. Казимира и св. Ядвиги в Могилеве, а также священнику из Францисканского ордена, который собирался служить в Ивенце Минской области, после протестов прихожан разрешение о. Шульцу было продлено сначала до 20 декабря 2014 года, а потом до 20 июня 2015)18.

Обязательная государственная регистрация
Одной из самых болезненных точек как действующего законодательства, так и правоприменительной практики, является требование обязательной регистрации (ст.1619). Несмотря на то, что состав правонарушения в отношении деятельности религиозной организации без государственной регистрации был исключен из первой части статьи 9.9. КоАП в начале 2011 года, административное преследование незарегистрированных организаций продолжается на основании других статей. Так в 2014 году, уже не в первый раз, суд в г. Гомеле подверг административным взысканиям лидеров и членов баптисткой общины принадлежащей к Международному совету церквей Евангельских христиан-баптистов, которые не регистрируются исходя из своего вероучения. Так, за проведение молитвенного собрания, к ответственности были привлечены в январе 2014 года А. А. Золотарёв (по ч.2 ст.23.34 КоАП РБ - нарушение установленного порядка организации или проведения собрания), О.В. Данилевский и Д. В. Сидоренко (по ч.1 ст.23.34 КоАП РБ нарушение установленного порядка проведения собрания)20. В декабре 2014 свидетель Иеговы Кузин, чья община делала неоднократные попытки зарегистрироваться, был оштрафован судом на основании той же статьи за проведение религиозных собраний на дому - после того, как на одно из таких собраний был совершен милицейский рейд21. Хотя в статье 23.34 содержится перечень массовых мероприятий, и он не включает ни “религиозных мероприятий”, ни “иных мероприятий”, он широко используется для преследования собраний незарегистрированных общин22.

Еще одна статья, состав которой используется для наказания таких общин - ст. 21.16, устанавливающая ответственность за нецелевое использование жилых помещений - в 2014 году по ней был оштрафован гомельский баптист А.В. Тупальский (ч.1 ст.21.16 КоАП РБ - нарушение правил пользования жилыми помещениями).

С 2005 за деятельность без регистрации предусмотрена уголовная ответственность (ст. 193-1 УК РБ23). До сего момента случаи привелечения к уголовной ответственности за религиозную деятельность по данной статье не известны, тем не менее, выносились предупреждения прокуратурой, были возбуждены уголовные дела (впоследствии прекращены). Форум 18 насчитывает 7 таких случаев с 2010 г.24 Несмотря на то, что ни одно из уголовных дел не было доведено до конца, применение такой меры возможно, что ставит верующих, принадлежащих к незарегистрированным общинам, под постоянную угрозу преследования.

Религиозная (не)толерантность
Тема религиозной толерантности беларусов активно эксплуатируется государственными чиновниками и в публичном дискурсе в целом: беларусы - толерантный народ, в стране царят межрелигиозный мир и согласие. В июне 2014 года в Минске состоялась IV встреча Православно-католического Форума на тему “Религия и культурный плюрализм”25, на которой была панель, посвященная свободе религии и вероисповедания, а в декабре в Академии наук состоялась конференция “Межнациональная толерантность и согласие”26.

Однако есть случаи нетолерантности и религиозно мотивированной вражды. Так, в декабре 2014 года в Гомеле антисемитскими граффити была осквернена синагога27.

Представители религиозных организаций также не всегда являются примерами религиозной терпимости. Например, новоназначенный Глава БПЦ Митрополит Павел во время одного из своих выступлений призвал “сдавать в милицию” Свидетелей Иеговы, назвав их “тоталитарной зловредной сектой”, которая “наносит колоссальный вред людям и обществу в целом” и главной целью которой является “материальное обогащение и завлечение новых адептов”28.

Представители государственных органов не всегда выдерживают нейтральный тон в отношении религиозных организаций. Во время выступления на заключительном заседании, посвященном итогам работы госорганов по делам религии и национальностей в 2014 году, Леонид Гуляко, Уполномоченный по делам религий и национальностей, позволил себе довольно грубые и резкие высказывания по отношению к католическим священникам-иностранцам, а также по отношению к руководству Римско-Католической Церкви в Беларуси29. Данный эпизод вызвал реакцию как со стороны верующих католиков30, так и со стороны Конференции Католических епископов Беларуси31, последняя назвала высказывания Уполномоченного “необоснованным оскорблением Католического Костела и разжиганием межнациональной и межконфессиональной вражды”.


Религиозные организации и иммунитет к преследованиям

После принятия Закона “О свободе совести” в 2002 г., а также на первых волнах преследований религиозные организации, которых касались ограничения, были чувствительны к его новым механизмам. Были кампании по свободе совести, обращения глав религиозных конфессий к государственным органам, в качестве реакции на преследования проходили масштабные акции (кампания, в результате которой было собрано более 50 тыс. подписей, пост-голодовка в Церкви “Новая жизнь” в 2005 году и последующее развитие сюжета вокруг данной организации, публичные жалобы на преследования).

Но с течением времени религиозные организации, в целом, свыклись с существующим порядком вещей и пытаются решать свои проблемы, в случае их возникновения, через непрозрачные, непубличные механизмы, избегают контактов со сми32. Интересным прецедентом является случай с арестом КГБ католического ксендза Владислава Лазаря по п.6 ст. 16 в соед. с п. 1 ст. 356 УК (пособничество в измене государству), о факте ареста которого РКЦ в Беларуси заявила только через два месяца и после озвучивания информации Президентом Лукашенко и публикации независимыми журналистами имени арестованного33 с формулировкой “поручить эту проблему Божьему милосердию” и со ссылкой на государственные власти, что “данный эпизод не повлияет на климат доверия Республики Беларусь к Святому Престолу и уважение к Католическому Костелу”34. В 2014 году ксендз Лазарь был выпущен из-под стражи, а его уголовное дело прекращено.

1 Crabtree, Pelham What Alabamians and Iranians Have in Common //http://www.gallup.com/poll/114211/Alabamians-Iranians-Common.aspx

2 Информационно-аналитический центр. Общественное мнение о ситуации в национальной сфере. http://iac.gov.by/nfiles/000023_204293.pdf

3 Данные выведены из официальной информации о количестве религиозных организаций: https://www.tm.gov.lv/lv/aktualitates/tm-informacija-presei/publiceti-re...(Латвия) http://stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/RS_rocznik_statystyczny_rp_2012.pdf (Польша) http://www.culte.gov.ro/biserici-culte (Румыния),http://risu.org.ua/ru/index/resourses/statistics/ukr2011/48586/ (Украина),http://forb.by/node/406 (Беларусь).

4 Данные из тех источников. Учитывалось количество православных, римо-католических и греко-католических священнослужителей.

5 Справка об этноконфессиональной ситуации в Республике Беларусь и сотрудничестве с соотечественниками за рубежом в 2013 году. - http://forb.by/node/406

6 Информационно-аналитический центр. Общественное мнение о ситуации в национальной сфере. - http://iac.gov.by/ru/sociology/research/Obschestvennoe-mnenie-o--situats...

7 Религиозность и мораль беларусов. - Исследование НИСЭПИ. - 09.2010. -http://www.iiseps.org/analitica/143

8 Калинов А. Выступление на Ежегодном совещании по вопросам человеческого измерения ОБСЕ в г.Варшаве (Республика Польша) 7 октября 2008 г. // HDIM.DEL/335/08 7 October 2008. http://www.osce.org/ru/odihr/34116

9 Негативная динамика доверия институтам. - Исследование НИСЭПИ. - 06.01.2014. -http://www.iiseps.org/analitica/564

10 Там же.

11 Кацук Н. К методологии эмпирического исследования социокультурных стратегий верующих различных конфессий. - Социология №3, 2008, с.118.

12 Религиозность и мораль беларусов. - Исследование НИСЭПИ. - 09.2010. -http://www.iiseps.org/analitica/143

13 Озем Г.З. Территориальная структура религиозной сферы и конфессиональное районирование Беларуси. - Автореферат диссертации. - Мн., БГУ. 2010

14 Егоров А. Малые города: who governs? - “Палітычная сфера” №12/2009, С.44-55, С. 50.

15 ст. 13 Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" от 17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ

16 http://forb.by/node/493

17 Василевич Н. Глава БПЦ Митрополит Павел - гражданин Российской Федерации: правовые последствия. - http://forb.by/node/402

18 http://forb.by/node/423

19 Ст. 16 Закона Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях” от 17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ

20 http://forb.by/node/468

21 http://forb.by/node/505

22 Шавцова Д. Практика привлечения к административной ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий в отношении религиозных общин.http://forb.by/node/400

23 Ст. 193-1 Уголовного Кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З, введена в 2005 г.

24 http://forb.by/node/468

25 www.ccee.eu/ccee___en/activities/00002659_4th_Catholic_Orthodox_European...

26 http://www.philosophy.by/ru/news/conf-2014-12-09

27 http://forb.by/node/463

28 http://news.tut.by/society/394186.html

29 http://www.belta.by/ru/all_news/society/Guljako-nekotorye-ksendzy-inostr...

30 http://krynitsa.info/2015/01/26/kataliki-belarusi-aburanyya-zayavami-gul...

31 http://forb.by/node/498

32 Мызенка Г. “Без каментароў” http://forb.by/node/496

33 https://www.facebook.com/groups/567908359939761/permalink/632307503499846/

34 Паведамленне з 54-га пленарнага пасяджэння Канферэнцыі Каталіцкіх Біскупаў Беларусі . - http://catholic.by/2/conference/docs/119166--54-.html

источник: http://forb.by/node/506






также в рубрике ] мы: