17 Февраля 2015
Конституционный суд РФ (КС) во вторник признал не соответствующим Конституции действующий механизм проведения прокуратурой внеплановых проверок некоммерческих организаций (НКО), говорится в материалах суда.
Ряд правозащитных организаций обратились в КС с жалобой на пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 21 и пункт 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». По мнению заявителей, отсутствие четкого регламента позволяет прокурорам назначать проверки неограниченное число раз, в том числе с привлечением других контролирующих органов, а также запрашивать у НКО любые документы в произвольные сроки.
«Спорные положения закона о прокуратуре не устанавливают четких временных рамок и позволяют проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения своих требований. Тем самым, они позволяют ставить перед НКО объективно невыполнимые задачи, которые в отсутствие специально установленных законом критериев не могут быть проверены по существу в суде. Невыполнение же в установленный прокурором срок соответствующих задач влечет для НКО административную ответственность. В этой части положения закона «О Прокуратуре Российской Федерации» не соответствуют Конституции», - говорится в материалах суда.
В постановлении КС подчеркивается «особая роль» прокуратуры в обеспечении законности. Отмечается, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением закона «на универсальной, межведомственной основе», а потому предусмотренные оспариваемыми нормами права прокуроров не противоречат Конституции.
Вместе с тем, во избежание злоупотреблений и незаконных ограничений прав граждан и организаций КС перечислил ряд обязательных условий проведения прокурорских проверок НКО.
Так, само проведение проверок должно быть мотивированным. Проверяемая организация должна быть уведомлена о проверке, а впоследствии - о ее результатах, - то есть наличии или отсутствии выявленных фактов нарушения закона.
Прокуратура не вправе требовать у НКО документы, которые уже есть в распоряжении государственных органов, общедоступную информацию, а также документы, которыми организация не обязана обладать.
Прокурорская проверка не может проводиться повторно по одним и тем же мотивам, если речь не идет об устранении ранее выявленных нарушений.
Представители других контролирующих органов вправе привлекаться к прокурорской проверке лишь для осуществления вспомогательных, а именно, экспертно-аналитических функций. Кроме того, как и ранее, действия прокуроров могут быть обжалованы в суде.
КС предписал федеральному законодателю внести изменения в соответствии со своим постановлением. До этого проверяющие должны руководствоваться теми же правилами, которые установлены в законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Дела заявителей подлежат пересмотру.