29 Января 2015
Россияне осуждают нападение на редакцию Charlie Hebdo в Париже, но главной его причиной 59% из них считают публикацию «провокационных» карикатур на пророка Мухаммеда, оскорбляющих чувства верующих, выяснил «Левада-центр». По 19% опрошенных возлагают вину на французские власти, которые неэффективно борются с терроризмом, и на «распространение исламского фанатизма», 16% видят причину теракта в слишком либеральной миграционной политике. При этом 68% респондентов полагают, что публикация таких карикатур недопустима в принципе, и только 12% уверены, что они отражают одну из точек зрения, имеющих право на существование. С мнением о том, что, отказываясь от публикации карикатур, СМИ идут на поводу у террористов, согласны лишь 26% (см. график).
Россияне фактически констатировали: «Мы не Шарли», говорит специалист«Левада-центра» Карина Пипия: «Судя по цифрам, россияне считают, что журналисты, условно говоря, сами напросились». Граждане солидарны с позицией российских властей, которые считают, что карикатуры оскорбляют «духовные скрепы», и поддерживают рекомендацию Роскомнадзора для СМИ не публиковать карикатуры на религиозные темы, продолжает социолог: «Люди не воспринимают это как цензуру, наоборот, они считают, что государство таким образом защищает чувства верующих и предотвращает межнациональные конфликты». Только небольшой процент опрошенных полагает, что такие публикации и есть свобода слова в свободной стране, и «в этом огромная разница между тем, как восприняли этот теракт во Франции, выйдя на улицу именно за свободу, и как его восприняли у нас», резюмирует Пипия.
Председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям Николай Сванидзе считает результаты опроса неудивительными: «У нас другая ментальность, у нас отсутствует ген внутренней свободы, поэтому нам трудно понять французов, у которых этот ген еще со Средних веков, еще с клириков, которые смеялись над попами, и не было запрета на направленность шуток». В России же, по мнению Сванидзе, царят патриархальная допетровская религиозность, консерватизм и сильнейшее антизападничество: «Все, что делает Запад, — это плохо, если они говорят «черное», то мы должны сказать «белое», если они говорят: «Мы Шарли», то у нас это «Мы не Шарли». Логика «так вам и надо», присутствующая в оценке теракта в Париже, была и после теракта 11 сентября в Нью-Йорке, напоминает Сванидзе, и «эта логика не зависит от Шарли».