Минюст предложил прописать в законе о свободе совести особенности госконтроля за религиозными организациями (РО). Однако ничего особенного кроме регулярных финансовых отчетов, отслеживания счетов и внеплановых проверок ведомство пока не придумало. Впрочем, новацию Минюста можно рассматривать и как подготовку к выделению среди религиозных организаций своего рода иностранных агентов. При этом эксперты уверены, что Русская православная церковь (РПЦ), откуда бы она ни получала деньги, госконтролю, как и ныне, подвергаться, по сути, не будет.
Сейчас контроль за деятельностью РО осуществляется по общим правилам для всех некоммерческих организаций (НКО). Однако, как указывает Минюст, «данный порядок, являющийся общим для всех видов некоммерческих организаций, не учитывает особенностей деятельности религиозных организаций». Одной из них, согласно закону о свободе совести, считается тот факт, что РО создаются для «совместного исповедания и распространения веры». Именно в эту сторону изначально ведомство Александра Коновалова вроде бы и смотрело, однако документ, опубликованный на официальном интернет-портале по обсуждению проектов нормативных актов, особых нововведений не предлагает.
В тот самый закон о свободе совести Минюст просто переносит нормы, которые сейчас действуют для всех НКО. Например, министерство сможет запрашивать различные уставные и рабочие документы РО, получать через налоговую службу информацию об их финансовой активности, посылать своих сотрудников на различные религиозные мероприятия, проводить разного рода проверки, в том числе связанные с финансами. Еще Минюст прописывает для себя право выносить той или иной РО письменное предупреждение о нарушении закона или правил деятельности и устанавливать месячный срок для их устранения. В общем, ничего нового по сравнению с действиями ведомства в отношении НКО здесь не предлагается.
Точно так же традиционно выглядит и норма о внеплановых проверках РО. Они возможны для выяснения, выполнено ли то самое предупреждение Минюста или, скажем, установления, является ли верным сообщение от государственных органов о неких неподобающих действиях РО либо наличия в них признаков экстремизма. Напомним, кстати, что здесь осуществлено изъятие из общего для остальных НКО списка оснований для неожиданных проверок. Например, к тем может нагрянуть ревизия и по сигналу граждан или общественных организаций. Ну а еще одним поводом для внепланового визита в РО инспекции от Минюста указаны распоряжения президента и правительства и требования прокуратуры, связанные с поступившими в нее обращениями.
В законопроекте – по аналогии с действующими нормами закона об НКО – есть и обязательность контрольных мероприятий за финансовой активностью РО. Это могут делать те же налоговики или, скажем, Росфинмониторинг. Ему вообще разрешено отслеживать счета практически в режиме реального времени и вовремя сообщать Минюсту об обнаруженных нарушениях – в том числе и по собственной инициативе, а не только по запросу. Впрочем, то же самое Росфинмониторинг делает и в отношении всех прочих НКО.
Кроме того, в закон о свободе совести вводится отдельная статья об отчетности РО. Там появляется уже обыденная для прочих НКО, но ранее не действовавшая для РО норма о раздельном учете зарубежных и прочих доходов. Также для находящихся на иностранной подкормке РО вводится требование предоставлять о себе более подробную информацию – как это, скажем, предусмотрено для действующих в России заграничных НКО или их филиалов. Ну и, конечно, указывается, что неоднократное нарушение вводимых для РО обязанностей будет основанием для подачи Минюстом иска в суд о ликвидации такой религиозной структуры.
Источник в Госдуме напомнил «НГ», что появлению ныне действующих статей закона об НКО, выполняющих функции иностранного агента, также предшествовало общее ужесточение контроля за организациями, которые сотрудничали с иностранными неправительственными конторами или хотя бы получали от них спонсорскую помощь. «Не исключено, что скоро и в законе о свободе совести будет прописан механизм выявления в среде религиозных групп и общин аналогичных агентов. Просто сразу их отделять не имеет смысла, сначала надо получить статистику от Росфинмониторинга», – пояснил собеседник «НГ».
Член президентского Совета по правам человека Илья Шаблинский, в свою очередь, подчеркнул, что сейчас в законе об НКО есть четкое указание – нормы об иноагентах на религиозную сферу не распространяются. Появления в будущем неких аналогов среди РО эксперт не исключил, однако заметил, что сейчас инициатива Минюста явно направлена на исламских радикалов. Что же касается РПЦ, среди источников финансирования которой есть и зарубежные, то, по мнению Шаблинского, предлагаемые ужесточения к ней применяться не будут: «Тут, как всегда, будут действовать нормы «понятийной конституции»: друзьям власти – хорошие отношения, а всем остальным – законы».