2 Октября 2014
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 480736-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и предложил Совету Государственной Думы включить указанный законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 7 октября 2014 года для рассмотрения в первом чтении. Также Комитет утвердил заключение на указанный законопроект.
Законопроект предусматривает помимо внесения ряда "технических" изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» внесение существенных изменений, касающихся создания и деятельности религиозных групп. В частности, как следует из заключения Комитета, законопроект предусматривает обязанность граждан, образовавших религиозную группу, в письменной форме уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственной регистрации религиозных организаций, по месту осуществления деятельности религиозной группы. Как пояснил адвокат Сергей Чугунов, не смотря на то, что вводимый порядок является уведомительным, его введение может привести к значительным нарушениям прав граждан на объединение и на свободу вероисповедания. Ни действующий Закон о свободе совести, ни данный законопроект не содержат каких-либо критериев для определения того, какую группу граждан и в каком количестве следует считать религиозной группой. Следовательно, обязанность уведомлять о своем существовании как религиозной группы можно распространить даже на двух - трех человек, собравшихся вместе почитать Библию, - пояснил адвокат Чугунов. Поэтому этот "уведомительный порядок" по мнению адвоката больше похож на запрет всех собраний незарегистрированных или не сообщивших о себе групп верующих людей.
Также законопроект вводит ограничения прав для местных религиозных организаций не входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, а именно, в течение десяти лет со дня их государственной регистрации при создании они не пользуются правами:
- создавать образовательные организации, предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (за исключением образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан);
- иметь при себе представительство иностранной религиозной организации;
- проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей;
- учреждать средства массовой информации;
- приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях;
- выступать учредителями централизованной религиозной организации.
Религия и право
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
"О свободе совести и о религиозных объединениях"
и признании утратившими силу положений отдельных
законодательных актов Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813, № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 27, ст. 3880) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"2. Граждане, образовавшие религиозную группу, в письменной форме уведомляют о ее создании и начале деятельности территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственной регистрации религиозных организаций (далее - федеральный орган государственной регистрации), по месту осуществления деятельности религиозной группы.
В уведомлении о создании и начале деятельности религиозной группы указываются сведения о дате ее создания, вероисповедании, местах совершения богослужений, других обрядов и церемоний, руководителе и гражданах, образовавших религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства.";
2) в пункте 9 статьи 8:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.";
б) в абзаце втором слова "органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации" заменить словами "органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации";
в) абзацы третий и четвертый признать утратившими силу;
3) в статье 9:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, объединенных в религиозную группу, ранее уведомивших орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, о создании религиозной группы или имеющих подтверждение о вхождении религиозной группы в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.";
б) в пункте 3:
абзац четвертый дополнить словами "(далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности").";
4) в статье 11:
а) в абзаце втором пункта 1:
в первом предложении слова "федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации)," заменить словами "федеральным органом государственной регистрации";
в третьем предложении слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом";
б) в пункте 5:
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"документ, подтверждающий вхождение религиозной группы в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания, выданный руководящим центром этой религиозной организации;";
абзац седьмой после слов "методах его деятельности," дополнить словами "о местах паломничества,";
абзац десятый признать утратившим силу;
5) в пункте 4 статьи 14:
в абзаце втором слова "орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании" заменить словами "орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 11 настоящего Федерального закона";
в абзаце пятом слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом";
6) в пункте 3 статьи 27:
а) абзацы третий и четвертый признать утратившими силу;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в течение десяти лет со дня их государственной регистрации при создании не пользуются правами, предусмотренными пунктами 3 и 4 статьи 5 (за исключением образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан), пунктом 5 статьи 13, пунктом 3 статьи 16, пунктом 2 статьи 18 (применительно к средствам массовой информации), пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также не вправе выступать учредителями централизованной религиозной организации.".
Статья 2
При государственной регистрации местной религиозной организации уполномоченный орган самостоятельно запрашивает сведения о существовании религиозной группы на конкретной территории в соответствующем органе местного самоуправления в случае, если религиозная группа, в которую объединены учредители регистрируемой религиозной организации, создана до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 3
Признать утратившими силу:
1) абзацы седьмой и восьмой пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года № 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 12, ст. 1093);
2) пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3880).
Президент Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 480736-6
«О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации»,
внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел указанный законопроект, который направлен на совершенствование правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций.
Поводом для внесения данных изменений послужили результаты мониторинга применения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных объединений, норм международного права, включая вступившие в законную силу решения Европейского Суда по правам человека в данной сфере и в сфере соблюдения прав на свободу совести и свободе вероисповедания.
Законопроектом предлагается ввести уведомительный порядок о создании любой религиозной группы. Данное изменение предусматривает обязанность граждан, образовавших религиозную группу, в письменной форме уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственной регистрации религиозных организаций, по месту осуществления деятельности религиозной группы. Эти изменения позволят религиозным группам, в дальнейшем, избежать необходимости представления для государственной регистрации местной религиозной организации, не входящей в структуру централизованной религиозной организации, специального подтверждения, выданного органом местного самоуправления.
Кроме того, законопроект предусматривает освобождение религиозных организаций от представления ежегодной информации о продолжении своей деятельности, что упростит существующую бюрократическую процедуру.
Согласно законодательной инициативе, отменяется необходимость подтверждения пятнадцатилетнего срока существования на данной территории религиозной группы, что позволит устранить препятствие в получении статуса юридического лица для представителей новых религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации менее указанного срока и не имеющих собственных централизованных структур. Также отменяются требования о ежегодной перерегистрации, предусмотренные абзацем третьи пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», сокращается период, в течение которого на местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной организации того же вероисповедания, будут распространяться ограничения, установленные абзацем четвертым пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В то же время, законопроект вводит ограничения для местных религиозных организаций не входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, а именно, в течение десяти лет со дня их государственной регистрации при создании они не пользуются правами:
- создавать образовательные организации, предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (за исключением образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан);
- иметь при себе представительство иностранной религиозной организации;
- проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей;
- учреждать средства массовой информации;
- приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях;
- выступать учредителями централизованной религиозной организации.
Комитет отмечает, что законопроект носит половинчатый характер, не предусматривая санкций за нарушение предложенного порядка уведомления религиозных групп и ограничения на деятельность местных религиозных организаций не входящих в структуру централизованной религиозной организации в течение десяти лет со дня их государственной регистрации.
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций поддерживает концепцию проекта федерального закона № 480736-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета Я.Е.Нилов