Начало нового учебного года ознаменовалось презентацией целого ряда проектов, призванных реанимировать ушедшую с советской эпохой идеологическую обработку юного поколения. Русская Православная Церковь выдвинула свои инициативы.
Накануне Дня знаний Патриарх Кирилл в целом ряде своих выступлений затронул школьную тематику. «Почему Церковь проявляет беспокойство по этому поводу? – заявил глава РПЦ 30 августа в Тамбове на встрече с руководящим составом школ и вузов Центрального федерального округа. – Да потому, что и мы сталкиваемся с плодами низкого уровня образования (в школах. – «НГР»). Ведь и в наших семинариях, в наших православных вузах мы с тревогой констатируем значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка». Коснувшись проблем ЕГЭ, который, как отметил и сам Патриарх, «за последние годы не критиковал только ленивый», он предложил собравшимся взглянуть на ситуацию под новым углом зрения: «Чтобы сформировать гармоничную личность, нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира».
«Я не мыслю себе образования без воспитания, – добавил Патриарх. – Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят». Глава РПЦ считает необходимым «воспитывать наших детей в определенной системе ценностей». Ценностей, разумеется, религиозных. «Мы должны, – заявил Патриарх педагогам, – отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции православия, и традиции ислама – для той части граждан, которые исповедуют эту религию. Это и этика, связанная с нашей верой и с нашей культурой». В завершение он уточнил, что о воссоздании идеологической обработки юного поколения вроде той, что происходила в СССР, речь не идет, но «школа без идеи – это опасное явление», ибо тогда «мы отказываемся от самого главного – от того, чтобы формировать убеждения нашей молодежи, и это в условиях, когда на детей, на молодежь обрушивается колоссальный информационный поток, работающий в том числе на подрыв патриотических убеждений».
Судя по заявлениям представителей профильных синодальных учреждений РПЦ, предложения о расширении представительства религии в государственных школах под предлогом «воспитательной» функции – не импровизация Патриарха, а вполне продуманная программа. «Основная цель «Основ православной культуры» – воспитать высоконравственного, духовного и образованного гражданина нашего отечества, – заявил 25 августа с.г. в эфире православного телеканала «Союз» председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата митрополит Меркурий (Иванов). – И я всегда задаю вопрос: а за 34 часа (столько отводится в учебном году на преподавание каждого из шести модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», ОРКСЭ. – «НГР») можно решить эту задачу? Нет».
Митрополит выдвинул такое предложение: «Духовно-нравственно и религиозно воспитывать ребенка можно не только на уроках ОРКСЭ, но и на уроках биологии, и русского языка, и литературы, и истории, и других гуманитарных наук. Наверное, и на математике тоже. То есть нужно восстановить и насытить предметы элементами духовно-нравственного воспитания и увязать эти предметы с тем преподаванием, которое будет вестись на уроках «Основ религиозных культур». Нужно подготовить педагогов. Педагог не может нести отсебятины, он… должен жить этим… быть носителем этой религиозной культуры».
Подобные предложения прозвучали 7 июля с.г. на заседании рабочей группы в Министерстве образования, посвященном реализации в школах учебного курса «Основ религиозных культур и светской этики». «Мы не можем говорить о преподавании курса ОРКСЭ без контекста преподавания истории, литературы, искусств, словесности, русского языка и других гуманитарных дисциплин, – заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. – Этот курс должен дополнять все остальные, внося духовно-нравственную константу в образовательный процесс». Разумеется, c «воспитательной» целью.
Эта инициатива РПЦ отчасти может быть обусловлена сложностями с продвижением курса «Основ православной культуры» – вызвавшего во многих регионах весьма малый интерес со стороны родителей, выбирающих модуль в рамках ОРКСЭ для своих детей. В Церкви это предпочитают объяснять давлением на родителей. В опубликованном 5 сентября на сайте православного журнала «Фома» интервью митрополит Меркурий уверял, что якобы «родителей просто ставят перед фактом, что все дети обязаны будут изучать светскую этику», и «такие случаи имеют место и в Центральной России, и в Татарстане, Башкирии, ряде республик Северного Кавказа». Перечислены в основном национальные республики, в чем, видимо, содержится намек на характер административного ресурса в этих регионах. Но и в Мурманской области, 95,5% населения которой по переписи 2010 года составляют представители восточнославянских народов, весной с.г. «Основы православной культуры» выбрали для своих детей лишь 3% родителей, тогда как 77,3% предпочли «Основы светской этики», а еще 19,7% – лишенные конкретной конфессиональной направленности «Основы мировых религиозных культур». Пропорции прямо полярные и, очевидно, никак не связанные с национальным составом населения или органов власти. В целом за последние годы было нетрудно заметить, что «Основы православной культуры» доминируют лишь в регионах центра и юга европейской части России.
Однако нельзя не отметить и общий запрос на идеологическую обработку школьников, идущий сверху и находящий выражение через синхронно поступающие инициативы от целого ряда крупных общественных институтов. 19 августа, то есть незадолго до заявления Патриарха Кирилла, стало известно, что фракции КПРФ и ЛДПР в Госдуме независимо друг от друга подготовили законопроекты о возвращении в школы уроков политинформации (см. «НГ» от 19.08.14). Абсолютно идентично церковной звучит и приводимая депутатами мотивировка этих законодательных инициатив. «Изъятие из школ два десятка лет назад воспитательной функции сыграло с учащимися губительную роль, – заявил 4 сентября «Новым известиям» один из авторов законопроекта, заместитель председателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев. – Поэтому крайне необходимо вмешаться в ситуацию: возродить патриотическую игру «Зарница», уроки мужества, начальную военную подготовку, политинформацию».
На научно-практической конференции «Безопасность образовательной среды: противодействие идеологии терроризма и экстремизма», прошедшей 8 сентября в Москве под эгидой Департамента образования мэрии и Национального антитеррористического комитета (НАК), директор принимавшего мероприятие Московского института развития образования Антон Молев упомянул, что НАК уже разработал для преподавания среди учащихся школ и вузов «курсы идеологических основ и мер по противодействию терроризму и экстремизму» (см. «НГ» от 09.09.14). В свою очередь, выступавший на конференции протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «сфера идей становится центральной для обеспечения безопасности личности и общества, в том числе безопасности образовательного пространства», и поэтому «нужно дать такой смысл молодым людям – на основе ценностей нашей цивилизации». «Нам не нужно… стесняться заниматься в школе воспитанием, формировать личность, утверждать наши ценности в жизни будущих поколений», – призвал Чаплин, добавив, что «мы должны именно сами и только сами определять, какие идеи приходят в школу, среднюю или высшую». Таким образом, в качестве объекта «воспитания» фигурируют уже не только школьники, но и студенты.
Нарисованный беглыми штрихами проект системы идеологической индоктринации выглядит как продуманный, лоббируемый разными общественными силами масштабный и близкий к реализации план.