22 Августа 2014
С сегодняшнего дня граждане и организации могут использовать регламентированный механизм досудебного урегулирования споров с регистрирующим органом. Вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно документу, с 22 августа 2014 года к обращениям, связанным с несогласием с конкретными решениями регистрирующего органа, предъявляются требования, установленные новой главой VIII.I Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Напомним, что указанная глава закона устанавливает порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в госрегистрации. В частности, предусмотрено, что жалоба может быть подана любым лицом, права которого нарушены регистрирующим органом, в течение трех месяцев с возможностью восстановления пропущенного по уважительной причине срока обжалования. Допускается подача жалобы в электронной форме при условии ее подписания электронной подписью.
Также законом предусмотрено направление жалобы через регистрирующий орган, который вынес решение. При этом нижестоящий регистрирующий орган обязан в течение трех дней направить жалобу в вышестоящий орган.
Кроме того, введено обязательное досудебное обжалование в вышестоящем налоговом органе решений об отказе в государственной регистрации. Такая мера предусмотрена с учетом положительного опыта функционирования аналогичной процедуры по налоговым спорам. Так, граждане, получившие отказ в госрегистрации, сначала должны обжаловать это решение в вышестоящий регистрирующий орган (территориальный орган ФНС России), а только потом – в уполномоченный орган исполнительной власти (центральный аппарат ФНС России) или в суд. В свою очередь, решения о регистрации могут быть сразу обжалованы в судебном порядке.
Как отмечает пресс-служба ФНС России, новые правила обжалования направлены на выстраивание партнерских отношений между регистрирующими органами и пользователями государственных услуг.