О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Судья КС указал на правовую неопределенность в отношении мощей святых

  версия для печатиотправить ссылку другу
18 Июля 2014

С.-ПЕТЕРБУРГ, 16 июл — РАПСИ, Кирилл Чулков.

Судья Конституционного суда РФ (КС) Гадис Гаджиев выступил с особым мнением по поводу юридического статуса мощей святых, говорится в опубликованных в среду материалах суда.

В среду КС опубликовал отказное определение по жалобе главы неканонической «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ) Владимира Гинеевского. 
В 1988 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник передал Владимирской епархии Русской православной церкви мощи преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских. Позже в 1990 году тогдашний глава Владимирской епархии Валентин Русанцов вместе со своим приходом перешел в юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом, а в 2001 году и вовсе ушел в раскол, став митрополитом РПАЦ.

В 2013 году решениями судов общей юрисдикции мощи были изъяты из незаконного владения РПАЦ во главе с заявителем Гинеевским в пользу управления Госимущества по Владимирской области.

Гинеевский в своей жалобе в КС пытался оспорить конституционность статьи 128 Гражданского кодекса РФ (ГК), которая позволяет отнести человеческие костные останки (мощи) к объектам гражданских прав и использовать в отношении них обычные средства правовой защиты, такие как виндикационный иск.

«Статья 128 ГК Российской Федерации, перечисляющая некоторые виды объектов гражданских прав и позволяющая суду в рамках дискреционных полномочий определять, относится ли к объектам гражданских прав то или иное благо, направлена на обеспечение интересов участников гражданского оборота и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя», - говорится в отказном определении КС.

В определении КС судья Гаджиев заявил, что не вполне согласен с отказом суда в рассмотрении этого дела. По мнению этого судьи, в оспариваемой 128 статье ГК имеется правовая неопределенность.

Судья Гаджиев указывает, что основной вопрос, который ставился заявителем Гинеевским, состоял в том, допустимо ли в принципе, с точки зрения Конституции относить мощи святых к объектам гражданских прав, наделяя их статусом «вещи» или «иного имущества», «блага», как об этом говорит оспариваемая 128 статья ГК.

Судья Гаджиев напомнил, что, принимая решение по делу, КС принимает во внимание не только буквальный смысл оспариваемой нормы, но и сложившуюся в действительности ее правоприменительную практику.

«Между тем Конституционный Суд Российской Федерации не дал ответа на этот принципиальный вопрос, ограничившись указанием на то, что он должен разрешаться в каждом случае правоприменительными органами», - отмечает судья Гаджиев.

Российская Федерация, отмечает судья Гаджиев, - это светское государство. В связи с этим возникает неопределенность в вопросе о том, могут ли находиться в федеральной собственности такие особые «объекты» прав, как мощи святых.

«Религиозные мощи – это не обычные объекты гражданских прав, поскольку они обладают двойственной правовой природой. Будучи частями тела людей, признаваемых каноническим правом святыми, они вряд ли вообще могут считаться объектом права собственности», - говорится в заявлении судьи Гаджиева.

С одной стороны исторически законодательство нашей страны не предусматривало оснований для возникновения права собственности на человеческие останки. Нет таких оснований и в регулирующей этот вопрос в настоящее время 218 статье ГК РФ.

Вместе с тем, отмечает судья Гаджиев, понятие «вещь» как сугубо юридическое понятие «не исключает возможности учета в праве того обстоятельства, что одновременно такие «вещи», как мощи святых, являются понятием религиозного концепта действительности».

Судья Гаджиев считает неправомерным относить мощи святых к обычным объектам гражданских прав. По его мнению, речь должна идти «по меньшей мере, об их ограниченной оборотоспособности или особом правовом режиме пользования, что могло бы стать таким компромиссом».






также в рубрике ] мы: