5 Апреля 2014
В Общественной палате РФ прошло обсуждение новелл и проблем миграционного законодательства. В частности, особое внимание было уделено новой редакции законопроекта, предоставляющего право "безвизовым" иностранцам работать на основании патентов у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Как мы писали ранее, данная инициатива готовится ФМС России в рамках нового подхода, заложенного в Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года и с учетом положительного опыта применения патентов, позволяющих на данный момент работать мигрантам у физических лиц.
Как отметила первый заместитель руководителя ФМС России Екатерина Егорова, законопроект после рассмотрения его правительственной комиссией по миграционной политике был доработан и теперь предлагается отменить не только квоты, но и разрешения на работу для "безвизовых" иностранцев. При этом работодатель, в том числе и физическое лицо, в обязательном порядке будет уведомлять ФМС России, ФНС России и региональные органы занятости субъекта РФ о привлечении таких сотрудников.
Темнее менее, по словам начальника Управления законопроектной деятельности ФМС России Елены Прошиной, разрешения на работу будут сохранены для высококвалифицированных, квалифицированных специалистов, пребывающих из "безвизовых" стран, студентов. Также она озвучила механизм образования стоимости патента: базовый размер в 1000 руб. x коэффициент-дефлятор(сейчас он равен 1,216) + стоимость, устанавливаемая субъектом РФ. Таким образом, 1216 руб. будет направляться в федеральный бюджет, а остальная сумма – в региональную казну. Плата за патент будет носить авансовый ежемесячный характер.
"Мы предлагаем предусмотреть возможность аннулирования патента тех иностранных граждан, которые не нашли на территории России себе работодателя. То есть в случае непоступления в адрес ФМС России в течение двух месяцев уведомления от работодателя о привлечении конкретного иностранного гражданина, патенты будут аннулироваться", – пояснила также Елена Прошина.
При этом, по ее словам, чтобы избежать перегрузки отделов ФМС России, предусматривается возможность получения разрешительных документов в специализированных центрах, которые будут создаваться на территории субъектов РФ.
Также о законопроекте и проблемах, связанной с трудовой деятельностью "безвизовых" мигрантов, высказалась заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Татьяна Блинова.
По ее мнению, российский рынок труда не представляет возможности для конкуренции иностранной рабочей силы и российской рабочей силы с точки зрения профессионализма и качества трудовых ресурсов, что негативно сказывается на том, как реализуются трудовые права россиян.
"Основная проблема здесь еще и в том, что у нас стоимость труда россиян и иностранных граждан для работодателей является различной. Дифференциация по стоимости расходов на иностранного работника и на россиянина – это, конечно, негативный фактор и с точки зрения качества трудовых ресурсов, и с точки зрения развития самой конкуренции между юридическими лицами", – отметила она.
В качестве причин этого она отметила, в частности, проблемы, связанные с уплатой страховых взносов за мигрантов. По ее словам, уплата страховых взносов в части пенсионного обеспечения за иностранных работников фактически не производится, так как работодатель может заключить трудовой договор на срок менее шести месяцев (поскольку обязанность по уплате взносов возникает с шести месяцев).
"Совершенно замечательным образом можно заключать договор на 5 месяцев и 29 дней и соответствующим образом, потом гражданин выезжает, въезжает и опять все пошло по новой", – пояснила Татьяна Блинова.
Кроме того, она отметила, что отсутствует и социальное страхования, в том числе в части периодов нетрудоспособности, что также снижает и защищенность, и стоимость такой рабочей силы.
ЦИТАТА
Татьяна Блинова, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ:
"Работодатель, который привлекает иностранцев, должен выполнять работы или производить какие-то еще действия за меньшую, наверное, стоимость, если он привлекает иностранную рабочую силу, чего на сегодняшний день мы с вами не видим. Этого нет. Мы привлекаем достаточно большое количество каждый год иностранных работников, как легальных, так и нелегальных в сферу строительства, но у нас с вами разве есть дифференциация стоимости квадратного метра в зависимости от того, работают там россияне или работают иностранцы?
По ее словам, введение патентов для работы иностранных граждан у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей меняет саму природу патента. Если ранее он применялся для удовлетворения личных нужд физических лиц, то с принятием законопроекта он фактически превращается в инструмент для допуска к рынку труда тех, кто будет извлекать из этого коммерческую выгоду.
"У нас выравнивание цены труда по этим работникам не произойдет. <…> Выигрывая по снижению расходов на персонал, в то же время происходит увеличение нагрузки на иностранных работников, которые соответствующим образом будут привлекаться. А какая доля этих иностранных работников еще больше будет стремиться к тому, чтобы осуществлять трудовую деятельность в нелегальной экономике, не оформляя эти патенты?", – пояснила Татьяна Блинова.
Кроме того, она отметила, что большая часть легальных работодателей – это те, кто привлекает "визовиков", так как для них установлены обязательства гарантирования медицинской помощи, оплаты выдворения, условия в части проживания, по обеспечению определенных социальных требований.
"В случае с патентами такие расходы придется нести субъектам РФ и россиянам, создавая преференции для работодателей", – заключила заместитель министра.
По словам Екатерины Егоровой, согласно законопроекту, субъект РФ сможет прекратить выдачу патентов, если увидит напряженную ситуацию на рынке труда.
"Именно главы регионов отвечают за состояние межнациональных отношений, соответственно, им логичней такое полномочие предоставить", – пояснила первый заместитель руководителя ФМС России.
В свою очередь, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Людмила Бокова также отметила некоторые недостатки законопроекта. Так, по ее мнению, указание в миграционной карте цели прибытия "работа" ставит неопределенное число "безвизовых" иностранных граждан в ситуацию, когда они, прибыв в Россию с другой целью, не смогут осуществлять трудовую деятельность.
"В случае принятия данного законопроекта, в том виде, в котором он представлен, может сложиться ситуация, когда положения данного законопроекта будут не в полной мере согласованы со статьей 37 Конституции РФ, которая закрепляет свободу каждого на труд. Поэтому мы предлагаем предусмотреть более общий механизм", – отметила она.
ЦИТАТА
Екатерина Егорова, первый заместитель руководителя ФМС России:
"Законопроект не предполагает возможность легализации. Он не закладывает возможности для тех, кто сейчас незаконно находится и работает в стране, обратиться за оформлением патента. Никакой обратной силы он не имеет, то есть это будет совершенно новая, чистая страница. Плюс, как мы полагаем, меры по контролю за предоставлением уведомлений работодателями (причем как физическими, так и юридическими лицами), позволят нам эту ситуацию "замкнуть". Мы будем контролировать с одной стороны работодателя, с другой стороны работодатель будет получать уведомления об аннулировании патента и в том случае, если он не предпринял соответствующих мер по расторжению соглашения с таким трудовым мигрантом, он будет подлежать административной ответственности. Плюс, вся информация об аннулированных патентах будет регулярно обновляться у нас на интернет-сайте в открытом доступе".
Возможное противоречие законопроекта принципу защиты национального рынка труда и необходимость определения реальной потребности в иностранной рабочей силе отметила также управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина.
"Пока совершенно непонятно, каким образом привлечение иностранных работников, которые будут приобретать патенты, может обеспечить приоритет трудоустройства российских граждан", – отметила она.
По ее оценке, сегодня правительство определяет потребность в иностранных работниках исходя из квот, однако те, кто приезжает по патентам и вне квот, не учитываются. В связи с этим необходимо задействовать разные источники, а не только заявки работодателей.
"Здесь должны быть и данные Росстата, и надо усовершенствовать прогнозный баланс трудовых ресурсов, который разрабатывает Минтруд России. Кроме того, нужно понять, каких именно работников не хватает, чтобы выстраивать дифференцированный подход", – пояснила она.
Помимо этого, Марина Москвина указала на необходимость не только распространения в полной мере социального и пенсионного страхования для "безвизовых" работников, но и обеспечение реальных выплат соответствующих пособий.
"С нашей точки зрения страховой принцип предполагает возвратность этих средств", – отметила она.
ЦИТАТА
Владислав Корочки, первый вице-президент "Опоры России":
"Говоря о плюсах минусах закона, наверное, следовало бы провести некий анализ и оценить риски, которые мы имеем от тех нововведений, которые будут. Сразу скажу, что с нашей точки зрения рисков нет. Рисков для экономики, для российского гражданина не существует. Те опасения, которые связаны с возможной дискриминацией россиян на рынке труда, они как раз решаются проще всего. Если регион действительно способен подать обоснованную цифру квот, он тем более способен установить разумную стоимость патента, которая сделает россиянина на этой территории более конкурентоспособным по сравнению с мигрантами. Простой, понятный, прозрачный и совершенно адекватный инструмент, который позволяет ответственным лицам эффективно влиять на экономическую ситуацию в регионе".