Информационно-аналитический центр «СОВА» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации[1].
Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит наш Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе», включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте.
По событиям предшествующего года, описанным в предыдущем докладе[2], здесь даны только необходимые обновления. Нашей задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.
Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, представлены в составе отдельного доклада, посвященного этой теме.
Резюме
В целом, в 2013 году сохранились и получили развитие многие тенденции, отмеченные нами в предыдущих докладах.
Одним из наиболее заметных событий в сфере государственно-конфессиональных отношений стало принятие закона, ужесточающего административную и вводящего уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств. Законопроект вызвал бурную дискуссию в обществе. Однако, несмотря на наличие большого количества жалоб на оскорбление чувств верующих, в течение года этот закон так и не был применен на практике. Зато остается высокой активность «православных миссионеров», защищающих упомянутые чувства – иногда и силовыми методами.
Антиклерикальные настроения в обществе сохраняются, антиклерикальные лозунги, как и в 2012 году, использовались не только на «специализированных» антицерковных акциях, которых, возможно, стало чуть меньше, но и на протестных акциях оппозиции. Об антиклерикальных настроениях свидетельствует и сохраняющийся высокий уровень антиправославного вандализма.
Еще одной особенностью 2013 года стало то, что протестанты перестали быть главной категорией, испытывающей трудности с использованием богослужебных зданий. Теперь большая часть проблем в этой области приходится на долю мусульман.
Количество конфликтов, связанных со строительством культовых зданий разных конфессий, не уменьшилось. Особенно острая ситуация сохраняется в Москве, где местные жители активно сопротивляются реализации программы строительства православных храмов «шаговой доступности».
В отличие от предыдущего года мы зафиксировали нескольких случаев ликвидации религиозных организаций, в том числе за непредоставление отчетов о текущей деятельности. Но в целом, похоже, уровень бюрократического давления на религиозные организации остался на том же уровне.
Из положительных моментов можно отметить рост юридической грамотности религиозных организаций, в первую очередь протестантских и новых религиозных движений, которые все более активно защищают свои права в случае дискриминации, в том числе через суды. Это касается как эпизодов притеснения со стороны чиновников, так и случаев диффамации.
Правовое регулирование, касающееся религиозных организаций
В 2013 году было принято несколько законодательных актов, регулирующих деятельность религиозных организаций.
Федеральное законодательство
Наибольший резонанс в российском обществе вызвал принятый Госдумой 11 июня 2013 г. и подписанный президентом 30 июня закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний», в обиходе именуемый «О защите религиозных чувств». Против выступали Верховный суд и президентский Совет по правам человека, а правительство еще в январе дало отрицательное заключение на этот законопроект, отметив, что он дублирует уже существующие законодательные нормы. Тем не менее, после внесения разработчиками некоторых изменений закон был принят.
Этот закон ввел новую редакцию ст. 148 УК («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания»). Санкции по первоначальному составу статьи – за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению религиозных обрядов и церемоний – были повышены, и это вполне правомерно и разумно.
Было введено наказание за оскорбление религиозных чувств – штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 240 часов, либо лишение свободы на срок до одного года. Если действия, направленные на оскорбление религиозных чувств, совершены в местах религиозного почитания или во время проведения религиозных обрядов, штраф может составить до 500 тысяч рублей, срок привлечения к обязательным работам – до 480 часов, срок лишения свободы – до трех лет с возможным ограничением свободы на срок до одного года.
Поправки в Кодекс об административных правонарушениях также предусматривают усиление санкций по ранее действовавшей ст. 5.26 КоАП («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях») и расширение ее состава. Штрафы для физических лиц увеличились в десять раз (до 10–30 тысяч рублей), для должностных лиц – до 50–100 тысяч рублей. Ст. 5.26 была расширена – за умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков и эмблем мировоззренческой символики и их порчу или уничтожение установлен штраф для физических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.
Закон сформулирован крайне неряшливо, особенно в своей уголовной части: даже непонятно, что нового в введенном составе преступления по сравнению с такими уже существующими, как хулиганство по мотиву религиозной вражды и унижение достоинства человека в зависимости от его отношения к религии. Очень трудно понять, что должно пониматься под «осквернением» и о каких «мировоззрениях» идет речь[3]. Но можно не сомневаться, что новые нормы закона об «оскорблении религиозных чувств» оставляют больший, чем ранее, простор для свободного толкования и злоупотреблений.
Примечательно, что к моменту подготовки доклада закон, вызвавший столько споров, ни разу не применялся на практике[4].
19 июня 2013 г. Госдума приняла внесенный правительством в 2012 году проект поправок к ряду законодательных актов в связи с принятием Федерального закона «Об образовании». 2 июля закон подписал президент. Законопроект предполагает совершение религиозных обрядов на территории образовательных учреждений. Поправки вызывали сомнения в свете принципа светскости образовательной системы. В итоговом варианте речь идет только об «исторически используемых» для этого помещениях, то есть фактически о домовых храмах при учебных заведениях. Первоначально внесенный пункт о «помещениях, специально выделяемых администрацией, по просьбе совершеннолетних обучающихся или родителей», то есть о создании «молельных комнат», был все же исключен из текста поправок.
В течение года дважды вносились изменения в закон «О свободе совести и религиозных объединениях».
24 мая 2013 г. Госдума приняла, а 29 мая президент подписал закон о поправках к ст.ст. 4 и 24 этого закона, наделяющие религиозные организации правом устанавливать требования к священнослужителям и работникам религиозных организаций. Из окончательного варианта закона были исключены антиэкстремистские поправки, предложенные в 2012 году Госсоветом Татарстана, легитимировавшие государственный контроль над религиозным образованием. Принятые поправки оставляют в ведении религиозных организаций требования к образовательному уровню священнослужителей и сотрудников этих организаций.
21 июня 2013 г. Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях, а 3 июля президент подписал закон, вносящий поправки в ст. 9 этого же закона. Согласно новым поправкам, иностранным гражданам или лицам без гражданства, чья деятельность признана экстремистской в судебном порядке или подпадает под закон о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, либо чье пребывание на территории страны сочтено нежелательным, запрещается становиться учредителем или членом либо участником религиозной организации. Отметим, что применение этого закона окажется затруднительным, поскольку действующее законодательство не дает определения членства в религиозной организации.
Региональные инициативы
Из законодательных актов, принятых субъектами Федерации, которые затрагивают интересы религиозных организаций, нам известен только принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга закон, разработанный по инициативе Виталия Милонова. Закон позволяет правительству города заказывать экспертизу информационной продукции по обращению Законодательного собрания или уполномоченного по правам человека. По словам В. Милонова, этот закон направлен в первую очередь на борьбу с представителями «нетрадиционных религий», а именно распространяющими свои материалы в городе саентологами и Свидетелями Иеговы. Теперь их материалы проще признать экстремистскими.
Инициативы, не получившие развития
Гораздо больше законодательных инициатив, так или иначе касающихся деятельности религиозных организаций, в 2013 году не получили развития.
В сентябре Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму поправки к федеральным законам «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Эти поправки предполагали, что при рассмотрении заявок на проведение публичных акций чиновники должны будут учитывать мнение религиозных организаций в том случае, если публичные мероприятия проводятся в непосредственной близости от объектов, принадлежащих этим религиозным организациям. Правительство не поддержало предложенный документ, отметив, что он ограничивает право граждан на свободу собраний.
В ноябре Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении проект поправок к ст. 16 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», предложенный Правительством РФ. Законопроект определяет перечень мест, где публичные богослужения и другие религиозные мероприятия могут проводиться без уведомления властей. В числе таких мест упомянуты, помимо культовых сооружений и принадлежащих религиозным организациям участков, места паломничества, кладбища, жилые помещения, а также «территории организаций, созданных религиозными организациями».
Некоторые не получившие развития законодательные инициативы касались участия религиозных организаций в благотворительной и социальной деятельности.
В апреле депутат от ЛДПР Валерий Селезнев внес в Госдуму поправки к ст. 10 закона «О рекламе». Статью, регламентирующую распространение социальной рекламы, депутат предложил дополнить разрешением упоминать в такой рекламе Русскую православную церковь или иную «традиционную» для конкретного региона религиозную организацию, если содержание рекламы связано с религиозной деятельностью (в соответствии с действующим антимонопольным законодательством реклама религиозных организаций может быть запрещена). По мнению разработчика, «распространение информации о религии и РПЦ можно без сомнения отнести к общественно полезным видам деятельности» и, следовательно, освободить от ограничений. Однако в январе 2014 года Селезнев все же отозвал свой законопроект.
Как уже не раз бывало в предыдущие годы, законодатели пытались урегулировать деятельность гадалок, магов и экстрасенсов и, как и раньше, эти попытки не увенчались успехом.
В ноябре депутат Госдумы Илья Пономарев внес законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оказания гражданам отдельных услуг в сфере здравоохранения и защиты населения от недобросовестной рекламы». Документ предлагает разрешить предоставление «оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения» только при наличии разрешения от региональных властей и под контролем медицинских работников. Законопроект не был пока рассмотрен даже в первом чтении.
В марте аналогичный законопроект внес на рассмотрение Законодательного собрания Петербурга депутат Виталий Милонов, предложивший целителям и гадалкам для получения разрешения на оказание услуг населению регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, однако и этот законопроект не был принят.
В феврале Московская областная дума внесла на рассмотрение Госдумы проект поправок в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Ст. 22 этого закона предлагалось дополнить пунктом, предполагающим возможность отказа граждан от получения и от использования универсальной электронной карты (УЭК). С таким требованием нередко выступали наиболее консервативно настроенные православные верующие, усматривающие в карте признаки «числа зверя». В ноябре законопроект был отклонен.
В мае депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга внесли в Госдуму поправки в действующий закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Поправки ограничивают право родителей на отказ от медицинского вмешательства в отношении их детей. В качестве аргумента в пользу ограничения этого права разработчики законопроекта ссылаются на случаи религиозно мотивированных отказов родителей от переливания крови детям. В январе 2014 года Госдума отклонила законопроект.
В июне депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов и Руслан Калюжный внесли проект поправок в КоАП, увеличив срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях до одного года с момента совершения правонарушения. В январе 2014 года законопроект был отклонен.
Стоит также упомянуть инициативу депутата Елены Мизулиной, от имени Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей предложившей включить в преамбулу Конституции РФ упоминание православия как основы «национальной и культурной самобытности России». Идея широко обсуждалась, однако отрицательных откликов на предложение оказалось больше. Против высказались не только уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, но и глава Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, а главное – премьер-министр Дмитрий Медведев.
Проблемы, касающиеся мест богослужения
В 2013 году трудности религиозных организаций со строительством и использованием уже имеющихся культовых зданий продолжились.
Проблемы со строительством культовых зданий
Как и раньше, с проблемами часто сталкивались мусульмане при строительстве мечетей. Однако не реже, если не чаще, конфликты сопровождали возведение православных храмов.
Программа строительства модульных православных храмов в Москве по-прежнему реализуется очень медленно. В декабре 2013 года патриарх Кирилл сообщил, что из 192 включенных в план храмов достроены только 17, начато строительство еще 24.
В ряде районов Москвы местные жители выступали против строительства, в частности, в Гагаринском, Головинском, Останкинском, Рязанском, Хорошевском районах, Гольянове, Косино-Ухтомском, Кузьминках, Куркино, Лефортове, Северном Измайлове. Иногда эти протесты поддерживали различные общественные организации, как, например, «Яблоко» и КПРФ – в Останкине.
Сторонники и противники строительства в течение года проводили акции протеста. В Гагаринском районе одна из акций – молитвенное стояние в поддержку строительства – была разогнана ОМОНом как не согласованная.
Основной причиной недовольства граждан является уничтожение при строительстве зеленых зон, тем более, что принятое в 2012 году постановление мэра Москвы позволило возводить культовые сооружения на природоохранных территориях. В 2013 году Сергей Собянин подписал распоряжение о выделении православному приходу земельного участка на такой территории – в долине реки Сетунь.
Кроме причин экологического характера, протесты нередко бывали вызваны тем, что решение о строительстве принималось без учета мнения местных жителей – общественные слушания либо не проводились, либо население районов не было вовремя оповещено о них, либо в ходе слушаний допускались нарушения.
В некоторых случаях власти идут навстречу протестующим. Например, в Головинском районе муниципальные депутаты отклонили первоначальный вариант размещения храма в парке у Кронштадтского бульвара. В Хорошевском районе место строительства также было перенесено.
В других российских регионах в течение года также были зафиксированы конфликты вокруг строительства православных храмов.
Одним из наиболее заметных из них стала борьба вокруг церкви Жен Мироносиц в парке Малиновка в Петербурге. В течение года противники строительства собирали подписи (к началу 2014 года было собрано 23 тысячи) и проводили акции протеста, обращались в прокуратуру и к президенту, а также подали иск в суд, доказывая, что строительство на территории зеленой зоны невозможно законодательно. Городской суд запретил строительство, однако Верховный суд РФ в ноябре отменил это решение.
Петербуржцы протестовали и против строительства храмов на 6-й Советской, Лахтинской и Долгоозерной улицах. Причем в последнем случае противники строительства также обратились в суд, и в январе 2014 суд признал строительство храма незаконным.
В Тюмени местные жители при поддержке Российской коммунистической рабочей партии (РКРП-КПСС) выступали против строительства православного храма в Комсомольском парке. В начале января 2014 года власти города объявили, что строить храм на территории храма не будут, но противостояние на этом не закончилось.
В Тольятти вспыхнуло сразу два конфликта, связанных со строительством храмов – на ул. 40 лет Победы и ул. Автостроителей (бывшей спортивной площадке). В первом случае протестующие требуют вместо строящегося храма «сделать элементарную детскую площадку и восстановить срубленные зеленые насаждения», в другом – восстановить спортивную площадку.
Кроме того, конфликты вокруг строительства православных храмов были зафиксированы в Калуге, Кемерове, Железногорске Курской области, Жуковке Московской области, Вятском посаде Орловской области, Самаре, Балашове Саратовской области.
В Новосибирске разрешился длящийся с 2012 года конфликт вокруг возведения храма в сквере на ул. Чаплыгина. Под давлением общественности епархия отказалась от строительства на спорном участке при условии, что власти предоставят ей другой. Новый участок администрация города выделила на Красногорской улице в Заельцовском районе.
Проблем со строительством мечетей тоже по-прежнему много, и большинство конфликтов длится не первый год. Региональные власти, как и раньше, крайне неохотно соглашаются на выделение участков и выдачу разрешений на строительство. Даже если разрешение удается получить, местные жители обычно настроены резко против появления мечетей.
В Москве, как и раньше, остро ощущается проблема нехватки мечетей, однако мэр города заявил, что строительство новых мечетей не планируется и что логичнее строить их на территории области.
В Подмосковье между тем ситуация со строительством мечетей тоже сложная. Совет муфтиев России, как и в предыдущие годы, жаловался на конфликты вокруг строительства мечетей в Подольске, Коломне, Балашихе, Пушкине, Железнодорожном и Люберцах.
В течение нескольких лет не решается проблема строительства мечети в Орле, где власти мотивируют отказ выделить земельный участок причинами, лежащими «исключительно в плоскости градостроительной политики».
Не могут добиться разрешения на строительство мечети и мусульмане Ставрополя.
В Южно-Сахалинске же мусульманская община не может получить не только участок под мечеть, но и используемое для богослужений здание ангара, которое власти обещали передать в собственность еще в 2012 году.
Власти поселка Березово Ханты-Мансийского автономного округа согласились предоставить мусульманской общине участок для строительства мечети, однако на общественных слушаниях местные жители проголосовали против. В ходе голосования раздавались выкрики: «Принимайте христианство и идите в церковь!», «Вы хотите построить мечеть и захватить наши газ и нефть!»
В городе Белово Кемеровской области местные жители выступили против строительства жилого дома, приняв его за мечеть, и обратились к властям с просьбой прекратить строительство.
В декабре суд Центрального района Калининграда приостановил строительство мечети в Южном парке, конфликт вокруг которой продолжается несколько лет. Поводом для такого решения стал иск музея «Фридландские ворота», потребовавшего признать незаконным постановление о выделении двух земельных участков для строительства. Местные мусульмане уверены, что исковое заявление было написано под давлением.
В нескольких регионах протесты против строительства мечетей поддерживают праворадикальные организации, например, в Новокузнецке, где против строительства не первый год вместе с местными жителями протестуют националисты. В феврале появилось сообщение, что мэр города выдал разрешение на строительство, но уже в апреле мэр опроверг эту информацию.
В Новосибирске мусульманская община получила разрешение на строительство мечети, но местные жители при поддержке ряда общественных организаций потребовали отменить соответствующее постановление мэрии. Лозунги против строительства мечети в Новосибирске звучали в ноябре и на «Русском марше».
Представители праворадикальных организаций Челябинска инициировали прокурорскую проверку законности выделения участка для строительства четвертой мечети в городе. Прокуратура признала предоставление участка законным.
В течение года мы зафиксировали несколько конфликтов вокруг строительства храмов других религиозных организаций.
Так, власти Перми отказались выделить еврейской общине «Хабад Любавич» земельный участок для строительства синагоги и образовательного центра. Против строительства выступили не только местные жители, но и руководитель краевого центра охраны памятников.
У московских кришнаитов – после того, как несколько лет назад они все-таки получили участок для строительства, – вновь возникли проблемы с храмом. В апреле Градостроительно-земельная комиссия Москвы приняла решение о прекращении аренды участка, выделенного под строительство Центра ведической культуры в Молжанинове. А в июле по решению Савеловского районного суда судебные приставы потребовали от кришнаитской общины освободить действующий храм на Ленинградском проспекте, хотя изначально предполагалось, что община будет использовать этот храм, пока не построит новый. Однако до физического выселения общины из занимаемого храма, насколько нам известно, все-таки не дошло.
Власти Санкт-Петербурга отказались предоставить Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонам) земельный участок на ул. Хошимина для строительства нового здания. Отказу властей предшествовали протесты местных жителей.
Против строительства молельного дома мормонов протестовали и в Таганроге, где инициаторами протестов выступили казаки. Протестующие возмущались тем, что общественные слушания по поводу строительства не были проведены, а также соседством «иностранной организации» с НИИ связи («режимным объектом»).
Положительные решения
После того, как в 2012 году суд обязал администрацию Костромы выдать мусульманской общине разрешение на продолжение строительства мечети, чиновники в апреле 2013 года выдали такое разрешение, и община заключила договор с подрядчиком.
Власти Хабаровска, после того, как мусульмане объявили о намерении пикетировать здание краевой администрации, согласились выделить участок под строительство мечети.
В октябре в Наро-Фоминске Московской области была открыта мечеть, на трудности с возведением которой Совет муфтиев жаловался в предыдущие годы. Против строительства выступали местные жители.
Жители Красноярска на общественных слушаниях одобрили строительство буддийского храма на ул. Полярная.
Проблемы, относящиеся к действующим культовым зданиям
Проблем с эксплуатацией уже использующихся культовых зданий в 2013 году мы зафиксировали, пожалуй, чуть меньше, чем раньше. Почти все известные нам конфликты касались мусульман.
Мусульмане Ноябрьска пытались через суд добиться возвращения здания закрытой в 2012 году мечети и передачи его в собственность, но безуспешно.
Губкинский городской суд (ЯНАО) удовлетворил иск прокуратуры, требовавшей запретить эксплуатацию мечети, которую использовала ликвидированная мусульманская организация «Иман» (см. ниже).
Кисловодский городской суд принял решения о сносе недостроенных мечетей в двух поселках Ставропольского края – Белореченском и Индустрии. В июле Ставропольский краевой суд подтвердил эти решения.
Пятигорский городской суд частично удовлетворил иск администрации города и обязал собственника недостроенной, но уже используемой мечети демонтировать два этажа, а также запретил эксплуатацию здания в качестве религиозного объекта. В 2012 году строительство этой мечети на ул. 50-летия Октября было признано незаконным. Власти города пообещали выделить для строительства мечети другой участок.
Власти Тамбова объявили о закрытии и сносе действующего мусульманского молельного дома на ул. Рылеева, как не соответствующего санитарным нормам и правилам безопасности. Дом был построен на участке, выделенном под строительство мечети в 2003 году. За это время община так и не сумела возвести мечеть, а в 2013 году против строительства там стали протестовать местные жители. Тем не менее, официальный отказ был мотивирован неправильным оформлением документов. Власти предложили мусульманской общине другой участок – между улицами Киквидзе и Бастионной, но от этого участка религиозная организация отказалась сама ввиду отсутствия коммуникаций и ограниченности территории.
Кроме мусульман, с проблемами использования действующих храмов сталкивались представители православных организаций, не входящих в юрисдикцию РПЦ. В Пензе представители местных властей и Пензенской епархии РПЦ обсудили проблему сноса ряда строений Михайловской обители Истинно-православной церкви (ИПЦ) в поселке Победа. Чиновники периодически возвращаются к обсуждению этого вопроса с 2008 года, когда суд признал храм и молитвенный дом на территории обители незаконными постройками и постановил снести их. Однако верующие каждый раз угрожают самосожжением. В 2013 году постройки вновь снести не удалось.
Совет Московской старообрядческой митрополии заявил о готовности передать городским властям часть территории Рогожской слободы из-за слишком больших затрат на содержание. Комплекс Рогожской слободы несколько лет реставрируется за счет бюджета Москвы. Теперь община хочет переложить на городской бюджет еще и содержание части комплекса «при условии использования территории в соответствии со статусом духовного центра РПСЦ». Факт, когда община сталкивается с невозможностью содержать переданное ей имущество, мы уже упоминали в предыдущем докладе. Можно предположить, что в дальнейшем число подобных эпизодов – по мере передачи имущества религиозным организациям – будет увеличиваться.
Положительные для религиозных организаций решения спорных вопросов, как и прежде, редки. Первореченский районный суд Владивостока обязал администрацию города безвозмездно передать в собственность религиозной организации христиан адвентистов седьмого дня первый этаж молитвенного дома, использовавшегося общиной несколько лет. В 2012 году мэрия города предпринимала несколько попыток отнять помещение у религиозной организации.
Покровительство властей по отношению к некоторым религиозным организациям
Как и в предыдущие годы, в 2013 из федерального и региональных бюджетов выделялись средства на реставрацию религиозных объектов. В большинстве случаев речь шла о памятниках архитектуры, что не противоречит законодательству.
По данным вице-премьера О. Голодец, на восстановление 230 православных объектов в 2013 году из бюджета было потрачено более 5 миллиардов рублей. Например, в Москве на реставрацию 14 религиозных объектов было направлено 150 миллионов рублей, еще 200 миллионов – на реставрацию Рогожской слободы, в Петербурге бюджетные средства выделялись на реставрацию Соборной мечети и Большой хоральной синагоги. Бюджетные деньги на восстановление религиозных объектов выделялись в Ивановской, Ленинградской, Тульской и других областях.
Помимо прямого выделения средств, власти находили способы материально поддержать религиозные организации с помощью различных льгот. В мае 2013 года гордума Тольятти понизила арендный коэффициент для религиозных организаций с 3,5 до 1,2. 18 декабря депутаты решили пересчитать арендную плату за весь год для десяти религиозных организаций, арендующих помещения у города. Потери городского бюджета при этом составили 650 тысяч рублей.
В ряде случаев чиновники или госкорпорации оказывали материальную поддержку религиозным организациям избирательно. Например, стало известно о многолетней практике поддержки православных храмов и монастырей в Кемеровской области: власти региона в течение 2010–2013 года выделили им 12 тысяч тонн угля бесплатно.
Поддержку осуществляют и госкорпорации. Например, «Газпром» в 2013 году объявил о выделении 50 миллионов рублей на строительство иконописной школы при Спасо-Преображенском Мирожском монастыре Пскова.
Руководствуясь стремлением поддержать религиозную организацию, некоторые чиновники прибегали даже к поборам с населения. Так, в подмосковной Электростали в квитанцию на оплату коммунальных услуг была включена дополнительная строка пожертвований на храм – по 50 рублей ежемесячно. Выяснилось, что такая практика в городе существует уже не первый год.
Другой распространенной формой поддержки религиозных организаций остается передача имущества; однако передавалось его не так много, как можно было бы ожидать на третьем году действия закона о возвращении имущества религиозного назначения.
Росимущество привело данные о передаче объектов недвижимости религиозным организациям в течение года. По сообщению начальника управления Росимущества по размещению федеральных органов власти Сергея Аноприенко, передано было всего 19 объектов. При этом к концу декабря от религиозных организаций поступило 216 заявок, из которых 175 пришлось на долю Росимущества, около 30 – Министерства обороны, остальные переданы на рассмотрение в Управление делами президента. 21 заявку отказались удовлетворить, основная причина отказов – неправильно оформленные документы. Большинство заявок, 161, подала РПЦ, пять – мусульманские организации, по две – Федерация еврейских общин России, Римско-Католическая, Старообрядческая, Евангелическо-Лютеранская церкви, одну – буддистская организация[5].
Здания передавались в основном РПЦ, но не только: в Москве более 500 кв. метров нежилых помещений было передано в безвозмездное пользование Евангелическо-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания и Московскому буддийскому центру ламы Цонкапы. В Новгороде и Тамбовской области несколько объектов передано Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Здания передавались и мусульманским организациям.
В ряде случаев передача недвижимости происходила на основании судебных решений. Например, Кимовский городской суд Тульской области признал право собственности Покровского прихода с. Покровское Кимовского района на здание храма XVIII века, с 1998 года находившееся в пользовании общины.
В Сочи общине евангельских христиан также пришлось обращаться в суд. Религиозная организация еще в марте 2011 года попросила главу города передать здание Дома Евангелия, использовавшееся общиной с 1992 года, в собственность церкви, однако ответа не получила. В марте 2013 года власти Сочи выставили это здание на продажу как муниципальный объект, после чего верующие и подали судебный иск. В октябре Арбитражный суд обязал городскую администрацию рассмотреть заявление церкви евангельских христиан о передаче Дома Евангелия в собственность.
Напротив, два суда – Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд Кировской области – отказались передавать в собственность Вятской епархии здание бывшего Вятского городского попечительства о бедных, принадлежащее Кировской государственной медицинской академии.
Проблемы возникли и у мусульманской общины Касимова Рязанской области, с 2007 года добивающейся передачи в собственность используемого здания мечети и медресе. В октябре чиновники вновь отказали религиозной организации. В то же время в собственность этой общине была передана Ханская мечеть с минаретом XV века, занятые Касимовским краеведческим музеем. Несмотря на передачу, предполагается, что музей и дальше сможет пользоваться зданием.
В большинстве случаев передача недвижимости происходит без конфликтов, а учреждениям, выселяемым ради религиозных организаций, власти находят новые помещения. Например, в Нижнем Новгороде в новое помещение был переведен НИИ эпидемиологии им. Блохиной, а занимавшееся им до недавнего времени здание передано РПЦ.
Однако время от времени конфликты все-таки возникают, и наиболее уязвимыми в этом плане по-прежнему остаются учреждения культуры.
Территориальное управление Росимущества по Владимирской области предложило руководству Владимиро-Суздальского музея-заповедника передать в безвозмездное пользование Владимирской епархии здание Георгиевского собора в Гусе-Хрустальном, где с 1974 года действует музей хрусталя. Предполагается, что поначалу здание будет использоваться совместно музеем и Церковью. Сотрудники музея не согласны на такой вариант, поскольку он не позволяет разместить фондохранилища, а другого здания у музея нет. Кроме того, для использования в богослужебных целях здание потребует дорогостоящей реставрации.
В Ярославской области власти также готовы поступиться интересами двух музеев в пользу Церкви. Епархия потребовала передачи ей пяти храмов Спасо-Преображенского монастыря, совместно используемых с Ярославским государственным музеем-заповедником – Богоявления, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Рождества Христова и Николы Надеина. Власти области объявили, что переезд музея состоится, но только после того, как для него будет построено новое здание, то есть через несколько лет. Чиновники согласились и на переезд Переславского музея-заповедника из Горицкого монастыря к 2018 году, но гарантий, что к этому времени будет готово новое здание для музея, дать не могут.
При общей тенденции передавать имущество религиозным организациям нельзя не отметить предвзятое отношение чиновников к Российской православной автономной церкви (РПАЦ), у которой имущество, напротив, изымается. В 2010–1011 годах у этой организации было изъято несколько принадлежавших ей храмов. В 2013 году у РПАЦ изъяли предмет религиозного поклонения: в августе Суздальский районный суд наложил арест на мощи прп. Евфимия и Евфросинии Суздальских. В октябре Владимирский областной суд подтвердил это решение, а Суздальский районный суд постановил изъять мощи и передать их территориальному управлению Росимущества. Оспорить это решение РПАЦ не удалось. Изъять мощи пытались с помощью судебных приставов, но пока мощи остаются у Церкви. Это первый случай изъятия государством церковной реликвии с советских времен.
Помимо финансовой поддержки и передачи имущества, в течение года отмечались и другие формы покровительства властей по отношению к религиозным организациям. Правительство РФ вновь расширило список лиц, имеющих право на обслуживание в VIP-залах аэропортов Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Сочи. В число таких граждан, в частности, были включены новые религиозные деятели: сопровождающие патриарха, члены Высшего церковного совета, главы митрополий, руководители и заместители руководителей синодальных учреждений Московского патриархата.
Сохранилась практика объявления нерабочими днями религиозных праздников. В Бурятии выходным был объявлен Сагаалган – первый день Нового года по лунному календарю. В Башкортостане, Татарстане – Ураза-байрам. В Курске выходным был объявлен день прибытия в город Курской Коренной иконы Божьей Матери «Знамение» – 25 сентября. В нескольких регионах, в частности, в Краснодарском крае, в Брянской, Кемеровской, Саратовской, Оренбургской областях и Адыгее выходной был объявлен в честь Радоницы.
Защита чувств верующих
Несмотря на то, что упоминавшийся выше закон о защите религиозных чувств в 2013 году ни разу не применялся, жалобы на оскорбление таких чувств поступали регулярно. Можно отметить, что несколько чаще, чем в предыдущие годы, чиновники и устроители различных сомнительных, с точки зрения части верующих, мероприятий предпочитали отменять их или вносить коррективы в соответствии с пожеланиями верующих, в большинстве случаев – православных.
Мэрия Омска по просьбе православного митрополита аннулировала согласование организованного общиной родноверов праздника «Проводы зимы», поскольку он пришелся на период Великого поста.
Администрация Павловского района Краснодарского края отменила празднование 1 Мая, поскольку праздник приходится на Страстную неделю Великого поста. Отменены были не только народные гуляния и демонстрация, но и ярмарка.
Власти Россошанского района Воронежской области по просьбе прихожан двух православных храмов отменили празднование дня Ивана Купалы, а также запретили проводить «языческие ритуалы в рамках празднования Дня молодежи».
По инициативе Союза православных братств в Калуге и Туле были отменены концерты тверской группы «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля». Православные активисты убедили власти регионов в том, что группа – «антицерковная», а ее название – кощунственное.
После протестов православных организаторы петербургской выставки Марата Гельмана «Иконы» – Фонд поддержки современного искусства «Рицорди» – изменил время и место проведения выставки. Напомним, годом ранее после аналогичных протестов выставка в Петербурге была отменена.
В Ростове-на-Дону под давлением казаков был отменен показ детской исламской моды. Казаков особенно возмутила новость о том, что исламскую одежду будут демонстрировать девочки-немусульманки.
Журналисты Islam.ru сочли оскорбительной иллюстрацию к книге Корнея Чуковского «Мойдодыр», выпущенной издательством ЗАО «Книга» в Ростове-на-Дону. Журналисты сочли, что художник вложил в лапы крокодила страницы из Корана. И хотя ни издатели, ни местный муфтий не подтвердили эту версию, издательство решило в новом тираже книги не использовать «крамольную» иллюстрацию.
Не только православные активисты, но и многие региональные чиновники, как и ранее, вели борьбу с празднованием Хэллоуина, усматривая в нем угрозу «духовной безопасности». Письма к руководителям образовательных учреждений с требованием пресекать проведение этого праздника «в целях профилактики и недопустимости экстремистских настроений у детей и молодежи» направили министерства образования Омской и Свердловской областей.
Депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов лично – вместе с группой активистов – прервал празднование Хэллоуина в парке Интернационалистов во Фрунзенском районе города. Депутат счел недопустимым проведение «шабаша» рядом с православным храмом.
Встречались и отказы учесть «чувства верующих», но реже, чем в предыдущие годы. Один из таких примеров – отказ организаторов концерта Элтона Джона в Казани отменить мероприятие после протеста имама одной из городских мечетей.
Власти по-прежнему редко вмешиваются, когда речь идет об оскорблении религиозных чувств, и, как правило, их вмешательство не приводит к серьезным последствиям для «кощунников». Так, после обращения Министерства культуры Республики Алтай в прокуратуру с просьбой дать оценку действиям фотомодели Чиры Ковальски, летом 2013 года снявшейся обнаженной на фоне священной рощи, никаких санкций для фотомодели не последовало. Ч. Ковальски принесла извинения верующим, пояснив, что не знала о том, что место почитается коренными алтайцами как святое.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов обратился в Следственный комитет РФ с просьбой проверить клип Никиты Джигурды «Новогодный джигурдэнс», или «Санта Джигурда», на предмет оскорбления чувств верующих – в клипе использовался образ Распятого Христа. Однако Следственный комитет не усмотрел оснований для возбуждения дела.
Единственный, кто действительно понес наказание за оскорбление религиозных чувств как за таковое, – это новосибирский художник и общественный активист Артем Лоскутов. В феврале мировой суд Железнодорожного района Новосибирска приговорил его к штрафу в 1000 рублей по ст. 5.26 КоАП (еще в старой редакции) за распространение стилизованного под икону изображения участниц группы «Pussy Riot». А в сентябре Центральный районный суд города признал и само это изображение оскорбляющим религиозные чувства и запретил его распространение как экстремистского.
В ноябре Тюменский областной суд приговорил представителя Союза воинствующих безбожников Андрея Кораблева к двум годам лишения свободы условно за публикацию порнографического видеоролика с участием женщины, одетой как монахиня. Суд признал Кораблева виновным по п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ («Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов c использованием СМИ и Интернета»).
Поборники «религиозных чувств» не сократили свою активность, резко возросшую с 2012 года. В 2013 году «православные активисты», в основном небольшая группа одних и тех же людей – представители движения «Божья воля» во главе с «миссионером» Дмитрием (Энтео) Цорионовым – совершили несколько нападений на учреждения культуры и участников уличных акций в Москве.
В феврале группа православных попыталась проникнуть в музей эротического искусства «Точка G» в Москве. Мужчина с иконой и группа пожилых женщин с сумками и кропилом попытались войти, но были остановлены охранниками, в ходе потасовки с которыми пострадала икона.
Сразу несколько нападений произошло в марте. Православные активисты во главе с Д. Цорионовым попытались сорвать две уличные акции. Участников митинга за права женщин, организованного партией «Яблоко», они забросали яйцами, а вот на участников одиночных пикетов в защиту «Pussy Riot» не нападали, а зачитывали им вслух фрагменты из Библии.
Кроме того, представители движения «Божья воля» совершили нападения на офис партии «Яблоко» и Дарвиновский музей. Из офиса «Яблока» нападавшие вынесли литературу и демонстративно сожгли ее возле станции метро «Новокузнецкая» как «макулатуру партии сатанистов и извращенцев». В Дарвиновском музее вывесили баннер «Бог сотворил мир», провели молебен и разбросали в центральном зале листовки: «Защитим наших детей от лжи! Вселенная создана Богом 7522 года назад. “Теория эволюции” – это псевдонаучный миф, несостоятельная, никем и никогда не доказанная гипотеза. Этим страшным оккультным мифом, Троцкий и Гитлер и “русский Брейвик” Виноградов оправдывали убийства миллионов людей».
Тогда же сотрудники ФМС в сопровождении казаков, православных активистов во главе с Энтео и Кириллом Фроловым, а также съемочной группы НТВ прервали на два часа спектакль «Московские процессы» в Сахаровском центре. Спектакль представлял собой инсценировку судебных заседаний по выставкам «Осторожно, религия!», «Запретное искусство» и делу «Pussy Riot». После отъезда представителей ФМС, заявивших, что не имеют претензий к Центру, православные активисты с казаками вновь прервали спектакль, желая «предотвратить беззакония» по отношению к православию.
В июле «Православный корпус веры» движения «Наши» организовал на Триумфальной площади фестиваль «Православный F.A.Q.», в рамках которого был вывешен баннер «Враги православия» со списком из 12 «врагов»: Станислав Белковский, Марат Гельман, Сергей Бычков, «Новая газета», Свидетели Иеговы, Павел Гусев, «The New Times», FEMEN, Сахаровский центр, Александр Солдатов, Александр Никонов, «Pussy Riot».
В ноябре группа православных во главе с Д. Цорионовым пытались сорвать спектакль Московского художественного театра «Идеальный муж». Они ворвались на сцену с криками: «Как вы можете терпеть издательство над вашей верой? Зачем вы так ненавидите Христа, ведь его распяли за нас!». В декабре «Божья воля» начала сбор подписей с требованием отмены спектаклей «Идеальный муж» и «Братья Карамазовы», а также отставки художественного руководителя театра Олега Табакова и всех, кто имеет отношение к созданию этих спектаклей.
Ликвидация религиозных организаций и отказы в регистрации
В отличие от 2012 года, нами были зафиксированы случаи ликвидации религиозных организаций.
Две мусульманские организации были ликвидированы за непредоставление отчетов о своей деятельности, несоответствие уставов требованиям законодательства или предоставление недостоверных сведений.
В феврале Приморский краевой суд по требованию Министерства юстиции ликвидировал Кызыятское управление мусульман Приморья. Ранее Минюст несколько раз требовал от ДУМ устранить ряд нарушений законодательства, но организация не выполнила требования. Среди нарушений – наличие в составе управления только двух местных религиозных организаций (вместо необходимых трех) и непредоставление информации о деятельности.
В июне суд Ямало-Ненецкого автономного округа по иску окружной прокуратуры ликвидировал мусульманскую религиозную организацию «Иман» (юрисдикция Духовного управления мусульман Азиатской части России) в Губкинском за недостоверные сведения в поданных для регистрации документах и непредоставление отчетов в 2010–2012 годах. В октябре Верховный суд РФ подтвердил это решение.
К двум православным организациям за непредоставление отчетов о своей деятельности в срок были применены санкции, но до ликвидации дело не дошло.
В Тульской области за такое нарушение мировой суд оштрафовал настоятеля Богоявленского храма в Кимовском районе на 300 рублей.
Управление Федеральной налоговой службы по Москве за непредоставление отчетности в срок исключило Русскую православную церковь из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), но через несколько дней вопрос был урегулирован, и Церкви вернули статус юридического лица. Речь, разумеется, не шла о ликвидации РПЦ, а только – о конфликте из-за непредоставления отчетности.
В течение года отмечались попытки запретить религиозное объединение «Орда», в отношении которого было заведено несколько уголовных дел – в Челябинской и Курганской областях и в Башкортостане. В феврале организация «Орда» в поселке Измайловский Челябинской области была запрещена как экстремистская по решению Кизильского районного суда. Прокуратура, а затем и суд отождествили эту организацию с запрещенным в Казахстане религиозным объединением «Ата жолы» («Путь предков»), хотя основными претензиями к местной «Орде» стали применение нетрадиционных методов лечения, случаи постановки диагнозов людьми, не имеющими медицинского образования, факты отказа от традиционного лечения.
Затем «Орда» была включена в Федеральный список экстремистских организаций. В апреле прокуратура Челябинска обратилась в суд с требованием запретить деятельность «Орды» в областном центре. В октябре эта организация была запрещена в селе Лесниково Курганской области, а в декабре в Башкортостане суд признал виновной по ч. 1 ст. 239 УК РФ («Организация объединения, посягающего на личность и права граждан») женщину, возглавлявшую уфимскую «Орду», и оштрафовал ее на 100 тысяч рублей. Во всех случаях претензии правоохранительных органов сводились к использованию «психотехнологии с изменением сознания», применение молитв и «камчевания» (ударов плетью) и общение с духами умерших. Мы не беремся оценить вред, наносимый такими практиками, но считаем запрет «Орды» за экстремистскую деятельность неправомерным, поскольку вменяемые организации нарушения не подпадают под действие антиэкстремистского законодательства.
Кроме того, было ликвидировано несколько организаций, занимавшихся образовательной деятельностью без лицензии.
В Хабаровске прокуратура закрыла «Дальневосточный библейский колледж». Причиной послужило то, что «организация является учреждением профессионального религиозного образования», но не зарегистрирована как религиозная.
Санкт-Петербургский городской суд за отсутствие лицензии на образовательную деятельность ликвидировал местную религиозную организацию церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Жатва». Кроме того, в уставе церкви не было указано предоставление образовательных услуг, и суд счел, что церковь такие услуги предоставляла. Уже в 2014 году решение о ликвидации подтвердил Верховный суд РФ. По мнению защиты, решение о ликвидации неправомерно, поскольку церковь не вела образовательную деятельность, а только предоставляла помещение для занятий с детьми.
Петербургский Центр православного просвещения, напротив, был ликвидирован за то, что, по мнению суда, вместо просветительской деятельности, как это прописано в уставе, вел религиозную. Как нарушение устава был расценен и тот факт, что в принадлежащих Центру помещениях располагаются приходы РПАЦ, хотя, по словам руководителя Центра протоиерея Алексия Лебедева, Центр юридически не относится к этой церкви, а лишь предоставляет помещения различным религиозным организациям.
Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода удовлетворил иск регионального управления Минюста о ликвидации Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова. Поводом послужило отсутствие у религиозной организации лицензии на образовательную деятельность, использование не зарегистрированной в установленном порядке символики на бланках и печатях и неверное указание организационно-правовой формы учреждения в уставе. Впрочем, в этом случае руководитель института Дамир Мухетдинов, получив еще в 2012 году предписание об устранении нарушений, сам предложил ликвидировать организацию, так как к тому времени была зарегистрирована другая организация с таким же названием, но уже как негосударственное образовательное учреждение. Именно эта вторая организация и продолжила свою деятельность.
Как и в предыдущие годы, некоторые религиозные организации испытывали трудности с получением государственной регистрации.
Управление министерства юстиции по Приморскому краю отказало в регистрации двум местным религиозным организациям мусульман «Ислам» – в Партизанске и Арсеньеве, так как сочло недостоверными предоставленные этими организациями сведения об учредителях.
Саентологической церкви Москвы в очередной раз не удалось обжаловать отказ Минюста в перерегистрации. Минюст по-прежнему не выполняет решение Европейского суда по правам человека от 2007 года, признавшего отказ в перерегистрации незаконным. Мосгорсуд отказался удовлетворить жалобу саентологов на действия министерства. Минюст, а вслед за ним и Мосгорсуд считают, что в уставе религиозной организации имеются нарушения, противоречащие законодательству, в частности, в наименовании организации не указаны организационно-правовая форма и вероисповедание. Саентологическая церковь считает эти претензии необоснованными, поскольку устав ранее уже был зарегистрирован Минюстом.
Зачастую религиозным организациям, к которым у государственных органов имеются претензии, удается защитить свои права в суде. Чаще всего доказать незаконность примененных к ним санкций удается протестантским организациям и представителям новых религиозных движений (далее – НРД).
В апреле Кемеровский областной суд не удовлетворил жалобу прокуратуры Юрги Кемеровской области, пытавшейся оспорить решение Юргинского городского суда от 27 декабря 2012 г., отказавшего в запрете деятельности местной религиозной группы Свидетелей Иеговы.
В Ростовской области протестантской организации удалось оспорить решение о ликвидации. В июне по иску прокуратуры города Шахты была ликвидирована незарегистрированная религиозная группа евангельских христиан-баптистов, при которой действовал реабилитационный центр для нарко- и алкозависимых. В качестве основания для запрета было указано отсутствие государственной регистрации и несоблюдение закона «Об общественных организациях», хотя действие этого закона не распространяется на религиозные группы, а регистрации для них не требуется. В августе Ростовский областной суд отменил это решение, не усмотрев нарушений в деятельности религиозной группы.
В марте прокуратура Санкт-Петербурга подала иск о ликвидации Исламского культурного центра из-за выявленных нарушений, в том числе санитарных норм и правил противопожарной безопасности в арендуемом Центром помещении. Кроме того, там же были найдены два экземпляра признанной экстремистской книги «Сады праведных» имама Мухйи-д-дин Абу Закаийа. В декабре Тринадцатый арбитражный апелляционный суд счел действия прокуратуры незаконными.
Дискриминация религиозных организаций и граждан по признаку отношения к религии
Как и в предыдущие годы, дискриминации чаще всего подвергались протестантские организации и представители НРД, являющиеся, по мнению чиновников и сотрудников силовых ведомств, последователями «нетрадиционных» религиозных учений и представляющих опасность для России. Чиновники регионального и федерального уровня по-прежнему допускали «антисектантские» высказывания и старались так или иначе ограничить в правах представителей этих религиозных организаций.
Для борьбы с этими религиозными организациями в парламенте была даже создана специальная структура. При Комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций под руководством Михаила Маркелова появилась рабочая группа, целью которой было объявлено изучение деятельности «представителей нетрадиционных религий», «общественных объединений религиозного толка» и «зарубежных религиозно-общественных организаций» и недопущение распространения на них норм закона о религиозных чувствах. Результаты своих трудов группа в течение года так и не представила.
В борьбе с «сектантами» чиновники объединяются с различными общественными силами, в первую очередь с РПЦ. Например, в Калужской области на круглый стол «Свобода совести и вероисповедания» были приглашены представители только этой религиозной организации. Представителей протестантских и мусульманских организаций по распоряжению чиновников на мероприятие не пустила охрана.
Губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков предложил «оберегать край от опасных учений» с помощью казаков. Воплотилась ли эта идея в жизнь и каким образом, нам неизвестно.
Волна проверок некоммерческих организаций, начатая в связи с законом об «иностранных агентах», коснулась и религиозных организаций всех конфессий в разных регионах, хотя они и исключены из этого закона. Например, по данным пятидесятников, проверки прошли в полутора тысячах их общин. В большинстве случаев проверки не влекли за собой серьезных последствий для религиозных организаций, иногда проверяющие просили внести некоторые изменения в документы. Многие из религиозных организаций, к которым те или иные санкции все-таки были применены, сумели их оспорить.
В Ростовской области проверке подверглись католические приходы Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Волгодонска и Азова. В новочеркасском приходе Успения Пресвятой Девы Марии выявили нарушения требований пожарной безопасности и оштрафовали настоятеля и религиозную организацию, причем размер штрафа превысил годовой доход прихода. Позже суд отменил постановление о штрафе.
В 2012 году мы отмечали, что длившаяся несколько лет кампания преследования Свидетелей Иеговы пошла на спад. Можно констатировать, что в 2013 году представители этой организации по-прежнему подвергались дискриминации, но давление на них со стороны чиновников и силовых структур не увеличилось.
В августе заместитель губернатора Мурманской области Анатолий Векшин разослал главам муниципальных образований инструктивное письмо, рассказывающее об «опасности» Свидетелей Иеговы и предписывающее сообщать о проводимых этой организацией мероприятиях в правоохранительные органы. В декабре Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России обратился в Октябрьский районный суд Мурманска с требованием признать незаконным и отозвать это письмо. В январе 2014 года вице-мэр согласился отозвать письмо, дело было прекращено.
Основной же формой дискриминации Свидетелей Иеговы остается задержание во время проповеднического служения. Полицейские задерживали верующих в Москве, в Башкортостане, Республике Коми, Татарстане, Алтайском, Краснодарском, Приморском краях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком АО, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Иркутской, Кировской, Костромской, Оренбургской, Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Тамбовской, Тверской, Тюменской, Челябинской областях. Как правило, задержанных доставляли в отделение полиции, проводили «беседу на религиозные темы», иногда обыскивали, изымали литературу, принудительно фотографировали и дактилоскопировали.
Кроме того, нередко чиновники и сотрудники правоохранительных органов препятствовали проведению богослужений Свидетелей Иеговы. Например, в Новом Уренгое, Новокуйбышевске богослужения пытались сорвать полицейские. В Орловской области община Свидетелей Иеговы была оштрафована за проведение богослужения без уведомления властей. Директор дома культуры в Находке за предоставление Свидетелям Иеговы помещения для проведения собраний получил предостережение прокуратуры и был оштрафован по ст. 19.1 КоАП РФ («Самоуправство»).
Были отмечены и случаи дискриминации по отношению и к представителям «традиционных» религий.
Как и в предыдущие годы, отмечались факты дискриминации иностранных проповедников. МИД России в очередной раз отказался выдать въездную визу Далай-ламе, несмотря на просьбу парламента Калмыкии.
Было зафиксировано несколько случаев полицейского произвола по отношению к мусульманам. Полицейские Сургута в ходе проверки документов у посетителей кафе, расположенного рядом с мечетью, потребовали, чтобы мусульмане срезали свои бороды, пригрозив в случае неповиновения эти бороды сжечь. Пострадавшие пытались возбудить в отношении полицейских уголовное дело по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), но Следственный комитет по Ханты-Мансийскому округу отказался сделать это, не усмотрев в действиях сотрудников полиции признаков насилия.
Посетители мусульманского кафе подверглись нападению полицейских и в Москве. Полицейские, заставив мусульман лечь на пол, избивали их прикладами, наступали на руки и оскорбляли. По официальной версии, проводилась операция по задержанию банды грабителей.
Несколько граждан были уволены с работы в результате конфликтов, имевших религиозную подоплеку. Например, жителя Перми уволили за то, что он выражал недовольство освящением офиса по православному обряду.
Руководство Краснодарского университета культуры и искусств уволило проработавшую в вузе около десяти лет художницу Лусинэ Джанян, поддержавшую «Pussy Riot». Руководство вуза требовало прекратить поддержку панк-группы и удалить фотографии плакатов из «Живого журнала». В ходе заседания ученого совета, на котором было принято решение об увольнении, художницу называли «врагом православия».
Впервые за несколько лет мы зафиксировали мотивированный религиозными причинами отказ обслуживать пациента медицинского учреждения. Врач одной из женских консультаций Петрозаводска отказалась принять пациентку в мусульманском платке, заявив, что сама она еврейка и «исходя из своих религиозных чувств, мусульманку принимать не будет, а также и других таких же в платочке». После вмешательства администрации прием был проведен, но «с недоброжелательным отношением». Врач получила дисциплинарное взыскание, а Министерство здравоохранения и социального развития республики и главный врач принесли пострадавшей извинения за инцидент.
По-прежнему острой остается проблема посещения учебных заведений, в первую очередь общеобразовательных школ, в мусульманской одежде. Эту проблему прокомментировал и В. Путин. В апреле в программе «Прямая линия с Владимиром Путиным», отвечая на вопрос о возможности посещения занятий девочками в мусульманских платках, он заявил, что «в нашей стране и в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».
Тем не менее, многие мусульмане воспринимают школьный дресс-код, исключающий платок для девочек, как ущемление прав. После введения в 2012 году школьной формы в Ставропольском крае около десяти учащихся-мусульман перешли на альтернативную форму обучения. Для всех этих детей были организованы необходимые консультации учителей.
Мусульмане Ульяновской области обратились к губернатору с просьбой пересмотреть решение областного Законодательного собрания о требованиях к одежде школьников, один из пунктов которого запрещает ношение головных уборов. По мнение заявителей, такое требование «является неприемлемым для соблюдающих свою религию мусульманок».
Вопрос допустимости ношения «хиджаба» иногда поднимался и в высших учебных заведениях. Студентка Красноярского медицинского университета была отчислена за ношение мусульманского платка, однако ей удалось не только восстановиться, но и взыскать с учебного заведения 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального ущерба.
Защита от дискриминации
Многие подвергшиеся дискриминации успешно отстаивают свои права в суде. Более других преуспели в этом Свидетели Иеговы и представители протестантских организаций.
Например, производство по административным делам в отношении Свидетелей Иеговы Брянска и Белгорода было прекращено вышестоящими инстанциями.
Центральный районный суд Челябинска удовлетворил жалобу общины Свидетелей Иеговы, требовавших признать незаконным запрет на проведение конгресса этой организации в 2012 году.
В Городце Нижегородской области Свидетели Иеговы обжаловали отказ районной администрации выдать разрешение на проведение конгресса. При этом глава районной администрации сослался на мнение местного православного епископа. Городецкий городской суд признал этот отказ незаконным.
Европейский суд по правам человека признал, что Россия должна выплатить по 5 тысяч евро в качестве возмещения морального вреда Свидетелям Иеговы Екатерине Авилкиной (Нальчик) и Валентине Жуковой (Санкт-Петербург). В 2007 году обе женщины отказались от переливания крови по религиозным соображениям, после чего прокуратура без согласия пациентов опубликовала их медицинские документы. ЕСПЧ счел это нарушением ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека (право на уважение частной и семейной жизни).
По итогам проверки деятельности церкви христиан веры евангельской «Исход» в Ростовской области прокуратура обратилась в суд с иском о ликвидации организованного при церкви реабилитационного центра для страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, так как сочла социальную деятельность религиозной организации незаконной. Кроме того, в деятельности самого центра прокуратура усмотрела ряд нарушений, к числу которых относились, например, «неулыбчивые лица наркоманов во время проверки» и наличие «ползающих кровососущих насекомых». Суд счел доводы прокуратуры несостоятельными, все свидетели со стороны обвинения на суде дали показания в защиту реабилитационного центра, и дело было прекращено.
Сыктывкарский городской суд признал незаконным бездействие городской администрации, отказавшейся согласовать место проведения богослужений церкви «Божья Слава» и признал за организаторами право на проведение богослужений возле ТЦ «Аврора» и Дома быта. Это уже не первый раз, когда представителям церкви удалось обжаловать действия чиновников городской администрации.
Недостаточность защиты от диффамаций и нападений
В 2013 году мы не зафиксировали убийств, явно совершенных на почве религиозной вражды, однако произошло около 30 нападений, имевших религиозную подоплеку. Это значительно больше, чем в предыдущие годы, однако в подавляющем большинстве случаев пострадавшие не получили серьезных повреждений.
Чаще других нападениям, как и раньше, подвергались Свидетели Иеговы во время проповеднического служения. Нападения на них в течение года происходили в Москве, Марий Эл, в Воронежской, Ивановской, Московской, Омской, Ростовской и других областях. Пострадали не менее 12 верующих, но значительного вреда их здоровью нанесено не было, за единственным исключением: в марте житель Омска избил пожилую женщину, она получила перелом ребер и повреждение правого легкого. В Москве, Подмосковье, Кирове проповедникам угрожали пистолетом.
Кроме того, мы зафиксировали по одному нападению на представителей ислама, протестантизма, иудаизма и православия.
В Сыктывкаре был избит служитель пятидесятнической церкви «Божья слава», участвовавший в пикете в поддержку пастора Виктора Дудина, объявившего голодовку, поскольку считает, что имущество одного из протестантского благотворительного фонда подверглось рейдерскому захвату.
В Нефтеюганске мужчина напал на помощника имама после намаза, ворвавшись в его кабинет со словами: «Вы неправильно молитесь».
В Подмосковье в канун Йом Кипура двое пассажиров электрички избили группу молодых людей в кипах. Нападавшие выкрикивали националистические лозунги.
В Волгограде неизвестные избили иеромонаха Геронтия (Потапова), шедшего по улице в подряснике. Пострадавший предполагает, что нападавшие могли быть националистами или сатанистами. Не исключено, впрочем, что нападение могло быть связано с предстоящими атаманскими выборами и предвыборной борьбой казачьих организаций.
В 2013 году было зафиксировано 72 случая вандализма по отношению к религиозным объектам. Это незначительно превышает итоги 2012 года (69 случаев).
Большинство пострадавших объектов, как и в 2012 году, православные (32), но число их по сравнению с предыдущим годом сократилось примерно на четверть (с 42). Во Владимире в течение рождественской ночи были осквернены сразу три православных храма. Продолжилась, хоть и пошла на спад, начатая в 2012 году кампания по спиливанию поклонных крестов – в 2013 году по отношению к крестам было зафиксировано 4 случая вандализма.
На втором месте – объекты новых религиозных движений (11 случаев), что приблизительно на том же уровне, что и годом ранее (10). При этом все пострадавшие объекты принадлежат Свидетелям Иеговы.
Количество нападений на мусульманские объекты увеличилось почти в два раза – с 5 до 9. Возможно, отчасти это стало реакцией на теракты в Волгограде.
Кроме того, пострадали 6 иудейских объектов, по 1 – протестантскому, языческому и езидскому.
По-прежнему высоким остается число опасных актов вандализма. Были обстреляны Екатеринбургская синагога, здания Свидетелей Иеговы в Алтайском крае и Кургане. От поджогов пострадали еврейский общинный центр в Перми, баптистский дом молитвы в Белгороде (предположительно, поджогу предшествовал взрыв), мусульманские молитвенные дома в Астрахани и Волгограде, казанская мечеть. В Татарстане были подожжены 7 православных храмов, еще 7 православных объектов были подожжены в других регионах. К счастью, люди во всех этих случаях не пострадали.
Федеральные и региональные СМИ, как и раньше, публиковали ксенофобные материалы о религиозных организациях, чаще всего – «антисектантские» и антиисламские репортажи. Как правило, упомянутые в этих материалах организации пытаются добиться официального опровержения и некоторым это удается.
Один из самых нашумевших – репортаж телеканала «Россия-1» «Последователи “Аум Синрикё” хотят построить под Нижним “Город счастья”», посвященный центру ведической культуры «Дивья Лока» в Нижегородской области. Жителям поселения приписывались «причинение вреда душевному здоровью другого человека, доведение человека до убийства, сходство с террористической сектой “Аум Синрикё“, групповой секс и оргии». Представители «Дивья локи» обратились в Савеловский суд Москвы с иском к телеканалу в связи с распространением порочащих сведений. В январе 2014 года суд обязал телеканал опубликовать опровержение.
Сайт Миссионерского отдела Новосибирской епархии опубликовал статью «В Новосибирске кришнаиты переходят в наступление» с призывом к мэру «не допустить религиозных шествий кришнаитов по улицам нашего города, деятельность которых угрожает духовному здоровью наших граждан и страны в целом». В связи с этой публикацией прокуратура Новосибирска внесла в адрес руководителя Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при Новосибирской епархии протоиерея Александра Новопашина предостережение о недопустимости нарушения прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Статья была удалена.
Телеканал «Россия-1», помимо упомянутого антикришнаитского репортажа, отметился и антиисламскими материалами. Сюжет «Агрессивный ислам: Ставрополье раскололось на своих и чужих» привлек внимание омбудсмена Чечни Нурди Нухажиева, попросившего провести проверку на предмет наличия в нем признаков возбуждения вражды.
Члены женской исламской общины «Ассалам» в Ставрополе были возмущены содержанием новостного сюжета этого же телеканала «Обычный дом, общежитие или секта?». Материал был посвящен обыску, проведенному в медресе 1 ноября 2013 г. Журналисты представили членов религиозной группы экстремистками.
Диффамации подвергались и представители «альтернативного» православия. Газеты «Владимирские ведомости» и «Суздальская новь» опубликовали посвященную РПАЦ статью «Госдеп в рясе?» Представители РПАЦ потребовали опровержения и заявили об оскорблении их чувств содержанием текста, в котором «содержится 50 клеветнических утверждений, оскорблений и недостоверных сведений, многие из которых содержат открытые призывы к межконфессиональной вражде и противостоянию, а также экстремистские лозунги».
«Антицерковная кампания» – критические по отношению к РПЦ материалы, появлявшиеся в СМИ в 2012 году из-за суда над «Pussy Riot» – по-видимому, вызвали беспокойство властей, поэтому в 2013 для ее «разоблачения» был привлечен федеральный телеканал. В начале года на НТВ вышел фильм Бориса Корчевникова «Не верю!», анонсированный как журналистское расследование «информационной войны» против Церкви. Фильм представляет собой набор вырванных из контекста фраз собеседников ведущего и невнятных «картинок», призванных убедить зрителя в том, что «антицерковная кампания» была подготовлена, в частности, галеристом Маратом Гельманом и блогером Рустемом Агадамовым при поддержке Украины и Запада.
Один из участников этой «кампании» – глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков – был признан виновным по ч. 2 ст. 128.1 УК РФ («Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ») и оштрафован на 100 тысяч рублей за интервью 2012 года, в котором рассказал о функционировании на территории храма Христа Спасителя бизнес-центра, автомойки, автосервиса, шиномонтажа, автостоянки на 305 мест, прачечной, столовой и торговых павильонов.
Частные лица и представители общественных движений, как и ранее, периодически пытались противодействовать религиозным организациям разными способами – от диффамации до угроз.
Например, активисты организации «Скорая молодежная помощь» организовали в Белгороде несколько одиночных пикетов против Свидетелей Иеговы. Пикетчики раздавали прохожим брошюры «Осторожно – секта».
В Сыктывкаре лидер национал-патриотической организации «Рубеж Севера» Алексей Колегов сорвал одиночный пикет в поддержку уже упоминавшегося пастора церкви «Божья слава» Виктора Дудина.
В 2013 году была зафиксирована ранее не встречавшаяся нам разновидность диффамации. В октябре, накануне Курбан-байрама хакеры взломали три мусульманских сайта – Совета муфтиев России, председателя Совета муфтиев России и Московской соборной мечети – и опубликовали на них изображение свиной головы и оскорбительную надпись.
[1] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.09.2013 № 348-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство».
[4] Дело об оскорблении религиозных чувств (ст. 148 УК РФ) было возбуждено в марте 2014 года в отношении жителя Ханты-Мансийского АО, нецензурно ругавшегося в храме.
[5] 29 января 2014 г., выступая на Рождественских чтениях, С. Аноприенко привел другие данные: в течение 2013 года от религиозных организаций поступило 203 заявления, из них 187 приходится на долю РПЦ. По 32 заявлениям передача полностью завершена, еще по 92 принято положительное решение, передача еще не завершена, по 53 заявкам ведутся подготовительные работы.