О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Конституционный суд РФ признал неконституционным прошлогоднее лишение ВС права надзорного пересмотра уголовных дел

  версия для печатиотправить ссылку другу
Конституционный суд РФ признал неконституционным прошлогоднее лишение ВС права надзорного пересмотра уголовных дел
25 Марта 2014

Конституционный суд РФ сегодня признал не соответствующими Конституции нормы Уголовно-процессуального кодекса, в течение года ограничивавшие возможность обжалования судебных решений в Верховном суде РФ. При этом суд подчеркнул, что действующая редакция УПК не ограничивает права на судебную защиту, сообщает пресс-служба КС.

С заявлением в КС обратилась группа из более чем 20 граждан, которые просили проверить конституционность ряда положений статей 401-3, 401-5, 401-8 и 401-17 УПК РФ. С 1 января 2013 года, согласно этим нормам, кассационная жалоба могла быть подана в Судебную коллегию по уголовным делам ВС только в том случае, если она рассматривалась в судебном заседании президиума областного и равного ему по уровню суда.

Так, заявители обжаловали вынесенные им приговоры, отказы судов в удовлетворении ходатайств и другие судебные решения в кассационном порядке в президиумы верховных судов республик, областных, краевых и других равных им судов. Постановлениями судей соответствующих судов им было отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в президиум суда, что стало для них препятствием к обжалованию судебных решений в следующей кассационной инстанции – Судебной коллегии ВС РФ. Несмотря на то что 28 декабря 2013 года кассационный порядок обжалования судебных решений по уголовным делам частично был изменен (подробнее читайте в "Право.Ru" здесь), заявители считали, что новым правовым регулированием затронуты не все поставленные ими вопросы.

По мнению заявителей, оспариваемые нормы противоречат Конституции РФ, которая гарантирует гражданам право на судебную защиту и пересмотр приговора вышестоящим судом. Заявители указывают, что оспариваемые нормы (в отличие от ранее действовавших) не предусматривают возможности обжалования постановления судьи об отказе в передаче дела в президиум, председателю соответствующего суда. А с учетом запрета на внесение повторных кассационных жалоб это постановление становится окончательным решением, принимаемым в порядке пересмотра уголовного дела. Заявители также указывают, что они находятся в неравном положении с лицами, приговор в отношении которых вступил в силу до 1 января 2013 года, поскольку на этих лиц новые правила обжалования судебных решений не распространяются.

В своем постановлении КС указал, что предварительное рассмотрение кассационных жалоб судьей единолично и вынесение постановления об отказе либо о передаче кассационной жалобы на рассмотрение суда кассационной инстанции отвечает правовой природе кассационного производства и не нарушает право на судебную защиту. Однако введенное с 1 января 2013 года правовое регулирование устанавливало окончательность отказа судьи областного и равного ему по уровню суда. Вместе с тем лица, жалобы которых переданы на рассмотрение суда кассационной инстанции, имели возможность обжаловать вынесенное президиумом этого суда решение. То есть изменение законодательства привело к различиям в правовом положении обжалующих судебные решения граждан. Такие различия в возможности кассационного обжалования, нарушавшие конституционный принцип равенства и создававшие предпосылки к ограничению права на судебную защиту, не соответствуют Конституции РФ.

КС подчеркнул, что в настоящее время указанное неравенство устранено федеральным законодателем. Принятие судьей областного и равного ему по уровню суда постановления об отказе в передаче кассационной жалобы в президиум суда не препятствует направлению кассационной жалобы в Судебную коллегию ВС РФ. Заявители таже могут обратиться за защитой своих прав на основании статьи 401-3 УПК РФ в ныне действующей редакции даже если истекли установленные данным кодексом сроки кассационного обжалования.

источник: Право.ру






также в рубрике ] мы: