Программа ФСКН по реабилитации наркозависимых не работает – на нее так и не выделили денег, пожаловался глава ведомства Виктор Иванов. При этом уже принят ряд законов, напрямую на эту программу завязанных, из-за чего сложилась парадоксальная ситуация: уличенных в употреблении наркотиков граждан суды смогут отправлять на принудительное лечение под угрозой жестких санкций, но отправлять их просто некуда.
Разработанная Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков госпрограмма комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц в России по-прежнему не утверждена, на ее реализацию нет денег. Ведомству пока так и не удалось убедить Минфин выделить необходимые средства, сообщил глава ведомства Виктор Иванов.
Цена вопроса на 2014 год – 3,5 млрд руб., но в ведомстве согласны торговаться. «Мы просили сумму порядка 3,5 млрд руб. на всю страну на 2014 год. Сумма может быть и меньше», — сообщил Иванов.
По данным ФСКН, в России ежегодно от наркотиков умирают 70 тыс. молодых людей, а число героиновых наркоманов достигло почти 1,5 млн. Регулярно или эпизодически употребляют наркотики 8 млн человек, хотя бы раз в жизни наркотики пробовали 12,5% российских граждан – почти 18,5 млн человек.
Тот факт, что «в стране нет денег на реабилитацию», глава ФСКН впервые признал в декабре на заседании Государственного антинаркотического комитета. «Проблема 8 млн наркопотребителей и почти 30 млн их родственников и далее будет оставаться вне сферы деятельности власти. Программа практически согласована. Без денег программа не заработает», — заявил тогда Иванов.
Сейчас деньги из бюджета выделяются только на первичную помощь наркоманам и дезинтоксикацию.
На реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых ФСКН просит 150 млрд руб. на семь лет и обещает за это время снизить их число в 30 раз. В госпрограмме предусмотрено создание единой системы сертифицированных реабилитационных центров и сети бесплатных консультационных пунктов, куда смогут обратиться наркозависимые и их родители.
Основным направлением программы является грантовая поддержка для социально ориентированных неправительственных организаций, возвращающих в общество наркоманов (на сегодняшний день насчитывается около 500 позиционирующих себя таковыми организаций). Главное требование для участников будущей реабилитационной системы – соблюдение единых стандартов.
Между тем за последнее время был принят ряд федеральных законов, напрямую завязанных на не существующую в стране систему реабилитации.
Так, в конце ноября прошлого года Владимир Путин подписал закон, дающий судам право направлять потребителей наркотиков на принудительное лечение и реабилитацию. За уклонение предусмотрен штраф или административный арест на 30 суток. По мнению инициаторов закона, он позволит повысить уровень контроля за лечением наркоманов, а также послужит дополнительной мотивацией для них самих.
При этом, по мнению экспертов, главная проблема заключается в том, что воплотить в жизнь вступающий в силу через полгода и теоретически правильный закон не позволяют крайне ограниченные возможности наркологической службы страны. На всю страну приходится всего 207 наркологических подразделений.
В системе Минздрава РФ функционируют три реабилитационных центра и 87 реабилитационных отделений для наркологических больных, на которые приходится всего 1730 коек. А также 109 наркологических диспансеров, оказывающих реабилитационную помощь амбулаторно.
Ответа на вопрос о том, как будут исполняться решения судов в ситуации тотального дефицита реабилитационных центров, сегодня не может дать никто.
По словам президента поддерживающего людей с наркозависимостью Фонда им. Андрея Рылькова Ани Саранг, даже если оставить за скобками неэффективность имеющихся реабилитационных программ, государство может обеспечить реабилитацией лишь 0,3% из официально зарегистрированного (550 тыс. человек) и 0,09% из оценочного (1,7 млн) числа наркозависимых.
«В итоге получается замкнутый круг, из-за которого наркозависимые люди будут страдать еще больше: суды будут направлять их на лечение в никуда, а потом осуждать за то, что они не прошли лечение», — отмечает эксперт.
Число негосударственных реабилитационных учреждений (коммерческих, некоммерческих, обществ само- и взаимопомощи) на сегодняшний день точно не установлено, но в общей сумме значительно превышает количество государственных. По данным специалистов Научного центра наркологии Минздрава, их более тысячи, причем основная часть приходится на конфессиональные учреждения. На них, видимо, и рассчитывали в ФСКН, предлагая грантовую поддержку негосударственным организациям.
По мнению адвоката, полковника милиции в отставке Евгения Черноусова,
передавая полномочия по реабилитации некоммерческим организациям, государство расписывается в своей беспомощности и честно признается, что готово пустить эту проблему на самотек.
А главный врач Медицинского центра доктора Зобина, психиатр-нарколог Михаил Зобин считает, что «де-факто так оно и есть». «Это ведь проблема не медицинская, а социально-психологическая, — объясняет Зобин. — Другое дело, что эффективность реабилитационных программ во всем мире не очень высока. И никаких проблем эти центры и программы, на которые все уповают, не решат.
Но этот опыт у нас игнорируют и только просят: дайте денег – решим проблему».
Еще более бессмысленным (что признал уже даже сам Иванов) может оказаться принятый весной 2013 года и уже вступивший в силу закон о добровольном тестировании на употребление наркотиков студентов и школьников – реабилитационных учреждений для малолетних наркоманов в стране нет вообще. По предварительным оценкам, на проведение тестирования потребуется до 8 млрд руб. в год, и изыскать их должны будут региональные бюджеты.
Вопрос о том, куда дальше направлять выявленных наркоманов, не обсуждается. Зато поступают инициативы по ужесточению этого закона.
Так, накануне уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил штрафовать родителей, если они «безосновательно» откажутся от проведения медицинского освидетельствования ребенка (в возрасте до 15 лет) на наркотики.
Соответствующая статья, по его мнению, должна быть внесена в КоАП. Хотя, по данным соцопросов, 80% респондентов и так не возражают против проведения подобного тестирования в школах. Видимо, детский омбудсмен, вслед за авторами закона и принявшими его депутатами, считает, что в деле спасения наркомана важнее его выявить, чем лечить.
По мнению экспертов, ни новые меры по выявлению, ни даже реабилитационные программы не остановят рост наркомании, пока власти страны не озаботятся ее профилактикой. Там, где это поняли, детей с ранних лет приучают к спорту, проводят широкие антинаркотические кампании в СМИ.
«На сегодняшний день нигде в мире нет методики, позволяющей излечить наркомана, если он сам это не хочет, — говорит Черноусов. –
Реально хотят избавиться от болезни не более 20% наркозависимых, удается это не более 5%. Поэтому надо не создавать миф вокруг эффективности очередного закона, а стремиться изменить образ жизни молодежи.
В США идет снижение наркопотребления именно потому, что у молодежи сейчас совсем другой взгляд на жизнь, становится модно не употреблять наркотики, заниматься спортом, для чего государством создаются условия».