О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Конфессиональный вопрос

  версия для печатиотправить ссылку другу
12 Декабря 2013

Участники заседания обсудили проблемы и пути гармонизации межрелигиозных и межнациональных отношений в регионе, способы повышения доверия между мусульманской и немусульманской частями социума.

— На такие встречи приглашаются все три духовных управления мусульман Тюменской области, — рассказал корреспонденту «МК» в Тюмени» Игорь Боб­ров, кандидат историчес­ких наук, завкафедрой политологии ТюмГУ. — Поскольку существуют разные мусульманские юрисдикции, разные трактовки одного и того же коранического наследия, между людьми нужно выстраивать коммуникации. Нам важно знать о самочувствии мусульман, их проблемах, разногласиях, о том, что их волнует. Мы приглашаем на разговор как первых лиц мусульманских общин — имамов, так и всех, кто пожелает высказаться. Пытаемся выявить болевые точки и верно их оценить. Некоторые проблемы получают культурную окраску, дескать, «вот так оно есть, и по-другому быть не может!». Важно научиться соблюдать баланс между религиозностью и социальностью. Это главная задача. В целом она решается. Если мы обсуждаем проблемы не в религиозном, а в социальном ключе, это дает нам возможность подготовить программу совместных, конструктивных действий на перспективу.

Как отмечают ученые, самая большая проблема — научиться воспринимать друг друга такими, какие мы есть, со своими обычаями и пониманием действительности. Диалог культур, готовность к такому диалогу не везде реализованы в полной мере. На юге страны по-прежнему неспокойно. В Россию проникают идеи о радикальном понимании ислама. Некоторые российские граждане перенимают эти идеи, их религиозные представления вступают в конфликт с государственными интересами.

Руководители мусульманских общин поделились с присутствующими своим видением путей и перспектив развития ислама в регионе. На территории облас­ти немало приверженцев этой религии. Это люди разных национальностей, пола, возраста, уровня образования. При этом остальное население воспринимает ислам довольно дружелюбно либо нейтрально. В областной столице действует порядка 4-5 мечетей, а всего по югу области их более восьмидесяти. Растет число участников мусульманских праздников — Уразы и Курбан-Байрама. Просветительская работа с прихожанами направлена как на нравственное совершенствование, так и на профилактику экстремизма, религиозной нетерпимости. Члены мусульманской уммы активно участвуют в городских и областных научных и культурных мероприятиях.

Вместе с тем обеспечить себе свободу вероисповедания, человеческое и гражданское достоинство не всегда просто, полагают некоторые мусульмане. Преступность, коррупция, нелегальная миграция, ухудшение нравов — это серьезные угрозы современному обществу. В СССР только в 1948 году разрешили открыть первое учебное заведение, готовящее кадры мусульманского духовенства. Первые медресе появились в Бухаре, Ташкенте. Из-за недостатка учебных заведений в 90-годы прошлого века в стране начали возникать многочисленные самодеятельные кружки, центры по изучению основ ислама. Тысячи молодых мусульман из России отправились на обучение в зарубежные исламские вузы. Увы, построить мечеть, открыть медресе, как и раньше, непросто.

— «Варваризация» произошла не только в России, — прокомментировал Игорь Бобров. — Мы везде перестали видеть друг в друге людей. Например, в Бишкеке полицейский может остановить русского и потребовать не только документы, но и объяснений, что он тут делает?

С политологом трудно не согласиться. Газета «Аргументы и Факты» недавно привела следующий пример: в России крупный бизнес представлен, в том числе, узбеками, чеченцами, казахами, жителями не только Кавказа, но и гражданами бывших советских республик, в основном мусульманских по вероисповеданию. А вот есть ли русский бизнес в Узбекистане? Чечне? Киргизии? Казахстане? Примеров совсем немного. А ведь добрые отношения — это всегда дорога с двусторонним движением.

— Игорь Владимирович, как бы вы оценили социальное самочувствие мусульман Тюменского региона?

— Несомненно, ислам в регионе пережил стадию возрождения. В самой Тюмени, по меньшей мере, около семи тысяч мусульман по праздникам посещают мечети. Подготовлены кадры священнослужителей. За последние годы нам удалось не допустить в регионе развития ваххабитских настроений. Тюменские мусульмане, думаю, дают этому объективную оценку.

— Из зала прозвучала реплика о том, что православные храмы активно реставрируются на бюджетные деньги, в отличие от мечетей…

— Дело в том, что, согласно закону, реставрация памятников старины, исторических зданий действительно ведется за счет бюджета. У нас только одна мечеть сохранилась как памятник — в Тобольске. И она также отреставрирована на деньги федерального бюджета, согласно закону. Все остальные объекты религиозного назначения строятся на деньги спонсоров, средства самих прихожан. Все религиозные организации живут за свой счет. На селе денег меньше. Горожанам полегче.

Значение имеет то, что мусульмане весьма разнородны в культурном плане. Это не только татары, но и таджики, узбеки, кавказцы. Им сложно консолидироваться и начать содержать общие приходы. Позитив, однако, в том, что эти люди сегодня пытаются противостоять радикализму. Они идут на контакт с органами власти, чтобы совместно решать выявляемые проблемы.

— Вы упомянули о профилактической работе по пресечению в регионе экстремизма…

— Действительно, в Тюменской области уже два года реализуется проект «Диалог», созданный региональным департаментом по спорту и молодежной политике. Это работа с группами риска, там, где могут распространяться националистические, ксенофобские и другие взгляды, которые разрывают общество на части. Задача проекта в том, чтобы не в тюрьму людей сажать, а вытащить их, реинтегрировать в наше общество, сказать им: «Ребята! Есть много других способов решать проблемы: собраться, написать, позвонить, принять участие и так далее». На самом деле, в регионе таких групп не так уж и много. Они слабо организованы. И, тем не менее, с ними все равно надо работать, чтобы они не инфицировали окружающих своими страхами, неверием или агрессией.

Что касается итогов круглого стола, то все мы для того и собираемся, чтобы оставить нашим потомкам более спокойную страну, в гораздо лучшем состоянии, чем то, в котором живем сейчас…

материал: Вячеслав Девятков 

источник: МК.RU






также в рубрике ] мы: