29 Ноября 2013
Священнослужитель Саиид Абедини, осужденный на 8 лет лишения свободы за веру в Иисуса Христа, подвергается жестоким издевательствам в тюрьме
33-летний священнослужитель Саиид Абедини (также на территории Ирана известен по имени Саиид Абединигалангаши) женат, имеет двоих детей – 7-летнюю дочь и 5-летнего сына. У него двойное гражданство: Исламской Республики Иран, и США, полученное после вступления в брак. В начале 2000-х гг. он перешел из ислама в христианство и начал проповедовать Евангелие.
В 2009 году Саиид был подвергнут допросу иранскими правоохранительными органами. Ему угрожали возбуждением уголовного дела за то, что он исповедовал христианство, работал на христианскую спутниковую телестанцию, основал несколько домашних христианских церквей и занимался иной религиозной деятельностью. В результате Саиид пошел на уступки и дал обещание покинуть пост лидера домашних церквей, если государство не будет преследовать его за предыдущую религиозную деятельность. Власти обещали не препятствовать свободному перемещению Саиида из Ирана в США и обратно, если он выполнит свое обязательство, и посоветовали ему ограничиться только благотворительной деятельностью. Саиид выполнил свое обязательство, значительную часть времени он проживал с семьей в США (в штате Айдахо) и открыто занимался строительством детского дома (никак не связанного с христианством) в северо-западной части Ирана вплоть до своего ареста.
В 2012 году священнослужитель приехал в Тегеран, чтобы повидаться со своими родителями, а также с целью утвердить список учредителей дома для сирот. 28 июня 2012 года Иранская революционная гвардия задержала Саиида, настаивая на том, что он подлежит уголовному наказанию за свою христианскую веру. После напряженного допроса Саиида заключили под домашний арест. 26 сентября 2012 года вместо оповещения о времени судебного разбирательства Революционная гвардия провела обыски в доме родителей Саиида в Тегеране, в результате которых были конфискованы многие вещи, принадлежащие Саииду. Ему приказали собрать сумку, а после этого отвезли в неустановленное место. В течение следующих четырех дней родителям Саида не сообщали о его местонахождении, а затем Революционная гвардия оповестила их о том, что Саиид содержится в одиночной камере в тюрьме Эвин.
Почти 4 недели священнослужитель провел в тесной темной одиночной камере, из которой его выводили только для проведения допросов, где по отношению к нему совершались акты насилия. В своем письме, написанном из тюрьмы 10 января 2013 года, Саиид писал: «Мне сказали, что меня повесят за мою веру в Иисуса», а также, что он испытывает «ужасную боль после побоев во время допросов». Угрозы о повешении становились все более реальными ввиду того, что рассмотрение дела Саида было направлено судье Пир-Абасси 26 отделения Тегеранского Революционного суда, которого называют «вешающий судья».
В апреле 2011 года Европейский суд по правам человека вынес индивидуальную санкцию в адрес Судьи Пир-Абасси за то, что он возглавил несправедливое рассмотрение ряда дел по отношению к правозащитникам после выборов 2009 года и вынес по этим делам чрезмерно суровые приговоры, в том числе связанные со смертной казнью. Комиссия США по международному соблюдению свободы вероисповедания также дала рекомендацию Государственному департаменту США в своем докладе за 2012 год принять санкции в отношении Судьи Пир-Абасси, запрещающие ему въезд в Соединенные штаты и налагающие арест на его имущество и имущество его семьи на территории США, так как он несет ответственность за особо грубые нарушения свободы вероисповедания.
Саииду Абедини было отказано в праве на встречу с адвокатом, которого допустили к нему только за 24 часа до судебного слушания. Адвокат подтвердил в интервью иранской прессе, что Саиид обвиняется в умышленном подрыве национальной безопасности Ирана посредством лидерства в христианских домашних церквях, но его участие в домашних церквях мотивированно верой Саиида, а не желанием подорвать государственную безопасность Ирана. Судья Пир-Абасси потребовал от адвоката Саиида дать заявление прессе, что слушание дела проводилось справедливо, и что его клиента скоро выпустят под залог.
На второй день судебного разбирательства Саиид и его адвокат не были допущены на судебное слушание, в течение которого были представлены свидетельские показания знакомых Саиида и членов церквей. Один из свидетелей позднее поделился сведениями о том, что в суде его спрашивали о его связях с Саиидом, положении надомных церквей, принятии им христианства, а также о сведениях, касающихся финансирования поездок Саиида и о строительстве дома для сирот.
27 января 2013 г. Саиида приговорили к 8 годам лишения свободы. Суд опирался в основанном на тот факт, что Саиид вел домашние церкви в период с 2000 по 2005 годы. Однако приговор суда не был представлен ни Саииду, ни его адвокату. Суд просто объявил, что на подачу апелляции у них было 20 дней.
На той же неделе Саиида перевели из общей камеры 209 в отсек 3 камеру 350 по просьбе адвоката. Саииду было отказано в оказании медицинской помощи в камере 209, несмотря на инфекционное заболевание, возникшее у него после побоев. Тюремный врач отказался лечить «неправоверного» и «нечистого». Саиду дали разрешение на свидания с семьей по понедельникам, но ему не позволяли делать телефонные звонки, таким образом, полностью отрезав его от жены и детей в США.
4 февраля 2013 года адвокат Саиида подал апелляцию на решение нижестоящего суда. В первой половине апреля 36-е подразделение революционного суда рассмотрело апелляционную жалобу. По мнению многих адвокатов, суд не мог быть непристрастен в процессе, т.к. в Иране 36-е подразделение копирует свои решения «под кальку» с решений нижестоящего суда и всегда подчиняется режиму. 7 апреля 2013 года адвокат еще раз подал прошение освободить Саиида под залог, в чем ему было отказано.
Во второй половине февраля 2013 года стало известно, что Саиид начал страдать от внутреннего кровоизлияния, которое было результатом побоев во время допросов. Врач осмотрел Саиида в первой половине марта и постановил, что ему необходима немедленная медицинская помощь и госпитализация за пределами тюрьмы.
В течение следующего месяца власти продолжали игнорировать требования врача. Под давлением международной общественности 8 апреля Саиида перевели в частную больницу в Тегеране, но для перевоза Саиида заставили одеть форму для убийц, а не обычных заключенных. Когда Саиид отказался надеть эту форму, его все-таки силой заставили переодеться и нанесли ему побои в живот, что сделало кровотечение еще более интенсивным. Священнослужителя демонстративно провели по всей больнице, но так и не оказали ему никакой медицинской помощи, объяснив это тем, что врача не было на месте.
Саиида вернули обратно в тюрьму. Там ему стали угрожать сокамерники, пообещав убить его, пока он будет спать, инсценировав самоубийство. Есть предположение, что эти сокамерники могли относиться к внутренней разведке Ирана.
В апреле 2013 года Саиида бросили в одиночную камеру на 10 дней. Перед этим он жаловался на боль в почках. Он и еще несколько заключенных в камере 350 написали письмо в администрацию тюрьмы, выражающее мирный протест против неоказания необходимой медпомощи. В наказание за это 10 заключенных было брошено в одиночные камеры, в их числе и сам Саиид. Во время этого администрация решила отвести Саиида в Модарес Госпиталь, но медпомощи ему опять не оказали.
Несмотря на то, что Саиида вернули в общую камеру, ему продолжали отказывать в медицинской помощи. 20 июля Саиида отвезли в частный госпиталь в Тегеране, и первый раз его осмотрел врач. Он прописал медикаменты и обнаружил внутренние рубцевые раны в желудочно-кишечном тракте, что свидетельствует о том, что раны несколько раз открывались. Врач также сказал, что Саиду требуется дополнительное лечение этих внутренних ран.
25 августа 2013 года двое судей 36-его отдела Тегеранского апелляционного суда оставили приговор нижестоящего суда с лишением свободы на 8 лет без изменений. Суд отказал представить адвокату письменную копию приговора. Одним из судей был Ахмад Заргар, в адрес которого Европейский Суд вынес санкции за вынесение им приговора смертной казни по отношению к участникам мирных протестов.
3 ноября 2013 года Саиида перевели из тюрьмы Эвин в Тегеране в тюрьму Раджай Шахр в местности Карадж без права на свидания. Это еще более суровая тюрьма, где ему грозит опасность ввиду жестокого обращения с заключенными и тяжкими условиями пребывания. 11 ноября 2013 отец Саиида попытался передать лекарства, прописанные врачом в июле 2013 для лечения внутренних ран, но ему было отказано в их передаче и передаче личных вещей.
Заточение Саиида не имеет никаких иных причин, кроме религиозной нетерпимости. Таким образом, поместив христианского священнослужителя в тюрьму, Иран не только нарушил нормы международных договоров, членом которых он является, но и иранские законы, гарантирующие своим гражданам свободу вероисповедания.
Супруга священнослужителя Нагме в течение года разослала множество обращений к духовным лидерам христианских конфессий разных стран, в том числе и к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, чтобы объединить в молитвах и ходатайстве о Саииде верующих по всему миру. В поддержку Саиида Абедини выступили также и главы российских протестантских церквей. Услышат ли иранские власти голос мировой христианской общественности, покажет время, но сейчас время играет не в пользу узника, осужденного за веру.
Религия и право