20 Ноября 2013
В Ростовской области 1% мусульман и 50% православных христиан, довольно большое число протестантских общин, несколько католических, отдельные группы молокан и представители древних восточных церквей (например, Армянской и Ассирийской церкви Востока). На первый взгляд может показаться, что религиозная политика властей Ростовской области не отличается от общероссийской.
В 2010 году православная организация Всемирный русский народный собор заключила соглашение о сотрудничестве с ростовским отделением Ассоциации юристов России и с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области. В соответствии с законом идет возвращение имущества религиозного назначения: так, скажем, в августе 2012 года митрополии передано здание лицея модной одежды в Ростове-на-Дону, а также автостоянка на площади. Православные жители Ростовской области не раз обращались к властям с требованием отменить мероприятия, оскорбляющие их религиозные чувства. Например, в сентябре 2012 года около 20 верующих Ростова-на-Дону обратились в областную прокуратуру с требованием отменить постановку рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» в Ростовской областной филармонии. В их заявлении говорилось, что «опера является насмешкой и глумлением над христианством, так как в ней искажаются догматы христианской веры и по-своему трактуются евангельские тексты и события», правда, рок-опера отменена не была.
На фоне поддержки региональными властями Русской православной церкви заметно, что политика по отношению к другим религиозным группам менее терпимая. Региональная власть, как и многие жители Ростовской области, настороженно относится к протестантским общинам региона. В марте 2009 года Общественная коллегия по жалобам на прессу рассмотрела жалобу пятидесятников в связи с публикацией в июне 2008 года в газете «Правда, что?» (Волгодонск) статьи Натальи Дубинки «”Исход” — не выход». По словам авторов заявления, в статье Дубинки содержится недостоверная информация о Церкви христиан веры евангельской «Исход» Волгодонска, формирующая у читателей «отрицательное отношение к прихожанам этой церкви». Коллегия пришла к выводу, что в статье есть признаки так называемого языка вражды, подход автора к церкви признан тенденциозным и противоречащим международным положениям о свободе совести, а также Конституции РФ. Однако признаков целенаправленного разжигания межрелигиозной розни коллегия в статье не нашла.
В июне 2010 года власти станицы Вешенская отказались выдать разрешение на строительство молитвенного дома пятидесятникам «Церкви Христа Спасителя» по причине «высокого общественного резонанса по вопросу данного строительства». Накануне отказа в администрацию было направлено обращение, подписанное местным священником и жителями станицы с просьбой запретить строительство молитвенного дома «секте пятидесятников», которая «нравственно разлагает людей и своим учением искажает православные ценности, производя раскол».
Сотрудник благочиния Ростовской епархии Владимир Сторчак, как сообщали протестанты в августе 2010 года, «на протяжении более чем пяти лет безнаказанно публикует материалы в средствах массовой информации и Интернете, уничижительно характеризующие инославные религиозные сообщества христиан протестантского направления», «использует информацию, не только заведомо не соответствующую действительности, но и откровенно оскорбительную, при этом используя негативно окрашенную лексику», его публикации «носят откровенно порочащий, диффамационный характер, формирующий у читателя средств массовой информации стойкое негативное, неприязненное отношение к определенной религиозной общине». Совет глав протестантских религиозных объединений Ростовской области обращался в Департамент по противодействию экстремизму МВД РФ с просьбой провести проверку антисектантских публикаций Сторчака.
Полицейские Ростовской области — как и по всей России — продолжают проводить рейды и задерживать Свидетелей Иеговы. Иногда подобные задержания сопровождаются избиением верующих (10 июня 2011 года в станице Егорлыкская), допросами несовершеннолетних детей в отсутствие родителей (4 марта 2011 года в поселке Ленинский) или срывами богослужения (17 апреля 2011 года в поселке Веселый).
11 сентября 2009 года Ростовский областной суд удовлетворил требование прокурора Ростовской области о запрете деятельности и ликвидации общины Свидетелей Иеговы в Таганроге как экстремистской организации. 34 брошюры Свидетелей Иеговы, включая основополагающие, были запрещены судом как экстремистские. Решение ростовского суда в декабре 2009 года было подтверждено Верховным судом РФ. При этом очевидно, что запрет таганрогской общины неправомерен, поскольку местная религиозная организация Свидетелей Иеговы была запрещена не за экстремизм, а за религиозную деятельность и убеждения — по сути за то, что их религия отлична от других, за постулирование исключительности и правоты их веры, что свойственно представителям любой религии.
В Таганроге началось преследование верующих. У Свидетелей Иеговы прошли массовые обыски. В августе 2011 года против 16 членов таганрогской общины было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого вступило в силу судебное решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности). По версии следствия, один из членов общины считается организатором «устойчивой организованной экстремистской группы» и обвиняется в 10 преступных эпизодах — организации и проведении с 30 апреля по 15 августа молитвенных собраний группы Свидетелей Иеговы «Таганрог» и изучении на них литературы Свидетелей, признанной экстремистской, в вовлечении двоих несовершеннолетних граждан в деятельность общины, «заведомо зная, что деятельность, осуществляемая им и другими лицами, незаконна, признана судом экстремистской и запрещена».
Правозащитники обращались в Генеральную прокуратуру с просьбой защитить конституционное право Свидетелей Иеговы «на свободу вероисповедания и равенство религиозных объединений перед законом и отказаться от обвинения по данному уголовному делу», апеллируя к тому, что антиэкстремистское законодательство в очередной раз используется неправомерно — по сути за то, что верующие не отказались от своей веры. Однако уголовное дело продолжало идти своим ходом.
В апреле 2013 года материалы были направлены в Таганрогский городской суд. То есть таганрогским Свидетелям Иеговы грозит уголовная ответственность за участие в религиозной жизни, что не только во всем мире, но и по всей России (кроме Таганрога) считается законным правом человека.
На сегодняшний день объем дела составляет более 60 томов. В течение последних трех месяцев прокуратура представляет суду свои аргументы, после чего с доказательствами невиновности выступит сторона защиты, которая намерена добиваться оправдательного приговора и реабилитации для всех подсудимых (начало очередных слушаний намечено на 25 ноября).
Между тем, не дожидаясь исхода данного процесса, 28 октября следственные органы Ростова-на-Дону объявили еще пятерых верующих обвиняемыми по ст. 282.2 УК РФ. Обвинение идентично тому, что предъявлено по «делу 16-ти». Вина Свидетелей Иеговы, по версии следствия, состоит в том, что, проживая в Таганроге, эти граждане не отказались от своих религиозных убеждений после вступления в силу решения Ростовского областного суда 2009 года, а продолжали встречаться и совместно изучать Библию. Всем пятерым обвиняемым запрещено выезжать за пределы города без разрешения. Среди обвиняемых — супружеская пара пенсионеров Владимир и Светлана Чесноковы. Владимир Чесноков в годы советской власти уже подвергался преследованиям за свои религиозные убеждения.
Есть все основания считать преследование за экстремизм Свидетелей Иеговы — мирной общины, проповедующей идеи пацифизма — резонансным уголовным делом. Мы видим, что в России выработался особый механизм борьбы с инакомыслием, в том числе религиозным. Религиозные тексты мусульман, сайентологов, Свидетелей Иеговы российские суды признают экстремистскими, а их цитирование, использование в богослужебных целях, даже хранение приравнивается к участию в экстремистской организации (что противоречит и букве закона).
Прямым следствием такой борьбы с инакомыслием, к сожалению, становится возрастание агрессии среди населения. Можно констатировать, что в 2013 году количество нападений на почве ненависти, жертвами которых становятся члены гонимых религиозных организаций, возросло. Так, большую часть пострадавших от нападений в период с января по ноябрь 2013 года составляют верующие люди — мусульмане (31 пострадавший), Свидетели Иеговы (13 пострадавших), пятидесятники (3 пострадавших), православные (2 пострадавших). Пятеро из них подверглись угрозе убийством, остальные были избиты гражданами или сотрудниками полиции и ФСБ (в случае с 30 московскими мусульманами и некоторыми Свидетелями Иеговы). Свидетели Иеговы пострадали в Москве, Московской области, Луховицах, Омске, Йошкар-Оле, в Воронежской, Челябинской, Кировской областях. Большинство пострадали от нападений местных жителей, недовольных проповедью Свидетелей Иеговы.
Эту тенденцию — возрастание агрессии среди граждан по отношению к членам преследуемых в стране религиозным групп — нельзя оставлять без внимания. Масштабы ее можно представить, оглянувшись назад — к гонениями советского времени и травле верующих в СССР. В современной России гонениям подвергаются отдельные религиозные группы, но от этого попрание свободы совести не становится более приемлемым.