13 Ноября 2013
Неформальный статус окологосударственной религии устраивает и Русскую православную церковь, и светскую власть, и простых граждан.
Почти половина опрошенных ВЦИОМом граждан — 46% — заявили, что в России есть государственная религия (столько же сказали, что нет, 8% затруднились ответить). 44% назвали государственной религией православие (1% — ислам, 1% — католичество). Немного странно, потому что среди этих 44% явно много православных (в последние годы православными себя называют от 64 до 80% опрошенных разными социологическими службами), которые, получается, не знают статуса своей церкви в государстве (оно у нас светское).
Хорошо это или плохо? В мире довольно много стран с государственными религиями, и это очень разные страны — от Англии до Ирана. При желании и четком понимании цели демократическим путем в России можно было бы поменять Конституцию и придать статус официальной или государственной какой-нибудь религии, а то и не одной. Но это никому не нужно.
Граждане и так уже воспроизводят в своем представлении телевизионные стереотипы (глава государства в храме со свечкой, благословения патриарха на важные дела). Этому отчасти помогла и тенденция последних двух лет, связанная с государственным регулированием морали. Дело Pussy Riot и последовавший закон о защите чувств верующих только усилили уже существовавшее восприятие РПЦ и государства как близких структур. То, что государство активно регулирует моральную сторону жизни, с одной стороны, воспринимается как результат союза с церковью, с другой — подменяет реальную работу церкви в моральной сфере, на которую есть большой спрос.
В том же опросе ВЦИОМа граждане довольно скромно оценили влияние РПЦ на духовно-нравственное состояние общества (18% говорят, что влияет существенно), личную жизнь (17%), межнациональные отношения (15%), образование (9%), внутреннюю (10%) и внешнюю (10%) политику. Но 50% ждут от нее влияния на моральную жизнь всего общества (без вмешательства в политику), также 50% уверены, что президентом России может быть только православный.
Официальное признание РПЦ государственной вряд ли выгодно конкретным светским чиновникам, опасающимся роста влияния иерархии. Невыгодно оно и иерархам, поскольку официальное признание означает официальный контроль со стороны государства, а экономика церкви остается в значительной мере серой.
Но имитация государственного статуса выгодна всем. Светская власть получает дополнительную символическую легитимацию; церковь получает «особый» статус и преференции. Казалось бы, это угрожает авторитету церкви как независимого института в обществе. Однако и свежий опрос ВЦИОМа, и многие другие опросы об отношении россиян к вере и церкви показывают, что православная церковь для большинства — не сакраментальный институт, а скорее средство национальной и культурной идентификации, примерно такой же символ государства, как президент, который стоит на Пасху со свечкой в храме.