О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Огонек: Вероучебный процесс

  версия для печатиотправить ссылку другу
28 Октября 2013
"Огонек" Наталия Нехлебова — о клерикализации светского образования

Когда введение религиозного "компонента" в школах только обсуждалось, многие волновались: это противоречит и Конституции, и светскому характеру нашего государства. Трудно было тогда представить, насколько они окажутся правы. Наш корреспондент побывал в школах и детских садах не только Москвы и Подмосковья, но и некоторых областей и выяснил: все больше в стране учреждений, где учебный год начинается с молитвы. В то время как страны, где преподавание религии в школах было исторической традицией, делают образование более светским, Россия, наоборот, делает ставку на клерикализацию учебных заведений

Для многих детей в России учебный год начался не с торжественной линейки, а с молебна. В стране становится все больше православных школ и детских садиков.

Конкурс в рыцари

Все дети — 93 человека — в военной форме стоят аккуратным строем. Юноша во главе строя держит голубой флаг с навершием в виде креста. На одной стороне знамени герб, на другой — Спас Нерукотворный и надпись "C нами Бог". "Здравия желаю!" — произносит усатый атаман. "Слава Богу!" — хором отвечает строй. Священник начинает петь молитву. Дети, склонив головы, уверенно поют вместе с ним. Так начинается учебный год в столичных казачьих кадетских классах им. цесаревича Алексея. Здесь с 5-го по 11-й класс готовят казаков — мальчиков и девочек. 

"Братья и сестры! — говорит священник.— Главное, чтобы мы научились понимать, что же такое дружба, христианская любовь и казачество. И были выше всяких размолвок, которые будут всегда, потому что мир лежит во зле и враг рода человеческого не спит". 

После того как дети поступили в казачий кадетский класс, им раздают листочки с молитвами, чтобы за лето они могли их выучить. С 11 лет распорядок жизни у них будет такой. В 8:10 построение и молитва. Затем уроки, молитва перед каждым приемом пищи и потом выполнение домашнего задания, занятия по казачьей тематике, вечерняя молитва, в 6 вечера юные казаки отправляются домой. Все дети в 5-м классе приносят присягу в храме. Маленькие кадеты присягают служить Отечеству, казачеству и вере православной, целуют крест и Евангелие. Наравне с другими дисциплинами дети изучают Закон Божий. Преподает предмет священник. Учебник начинается с подробной истории сотворения мира. В нем, в частности, изысканным способом на основе физических законов доказывается существования Бога. Есть и обескураживающие вещи. Цитата: "Свет есть следствие колебания эфира, которое теперь производится главным образом через Солнце". Проверяется знание молитв. 60 процентов учащихся — это дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. "Детям не хватает мужской руки, примера, на улицах опасная ситуация, поэтому родители приводят их сюда",— говорит директор классов Олег Сытов. Весь преподавательский состав классов только глубоко верующие люди. 

У священника, который преподает Закон Божий, есть требование. В 5-м классе дети обязательно вместе с родителями должный пройти электронный курс "Азбука православия". Таким образом, родители тоже вовлекаются в церковь. "Казаки — это воины Христовы,— говорит директор.— И на защиту православной веры, своего государства казаки всегда вставали и должны вставать". 

В России около 7 млн казаков, и больше тысячи казачьих кадетских классов воспитывают рыцарей православия. Сеть казачьего образования развивается. Например, конкурс в казачий кадетский корпус им. Шолохова в Москве, который считается одним из лучших в России,— 30 человек на место. 

Православный стандарт

В православном центре образования им. Серафима Саровского в Москве религия пронизывает весь учебный процесс. Это школа и детский сад. В самой школе раз в неделю служится молебен. Кроме того, дежурный класс перед уроками каждый день читает на церковнославянском языке акафист — славление Серафима Саровского. Дети приходят на час раньше в школу и 20 минут молятся. Иконы в каждом классе. Обязательные предметы — Закон Божий, духовное пение, церковнославянский язык, история русской словесности. В 11-м классе дети сдают экзамен и по Закону Божьему. Впрочем, все остальные общеобразовательные дисциплины, на которые школа получает деньги из бюджета, дополняются православным компонентом.. 

По некоторым предметам (английскому языку, физике и биологии) есть дополнительные учебники. Так, на английском языке излагаются жития святых. А при изучении физики и биологии делается упор на то, как все мудро устроено Богом. Детей, безусловно, знакомят с дарвиновской теорией. В конце концов, они обязаны сдавать ЕГЭ. Но учителя объясняют всю нелепость идеи происхождения человека от обезьяны. Классическая литература превращается в религиозное подспорье. Учителя выискивают все упоминания о Боге и делают акцент именно на этом. В коридорах школы висят плакаты с цитатами классиков о Боге. Многие литературные произведения приобретают совершенно иное звучание. Например, Катерина в "Грозе" не "луч света в темном царстве", а грешница и самоубийца. 

Но самый интересный трюк происходит с курсом истории. "Кто такие были декабристы? — вопрошает директор школы.— Это же бунтовщики! Революционеры! Против кого они пошли? Против царя! Против помазанника Божия!". Главные исторические герои — священники и святые. Члены "Черной сотни", устраивавшей погромы, превращаются в благородных персонажей, которые вели "молитвенную брань". 

Изображения семьи Николая II встречаются в школе повсюду. Очень популярна икона, где семейство изображено в образе святых. По мнению директора: "Для любого православного человека понятно, что монархия — это самая правильная форма управления государством. Но мы еще просто не выросли до понимания этого". 

У многих семей здесь есть свой священник, у которого надо испрашивать благословение при принятии важного решения. Одна из учениц школы в 17 лет вышла замуж и забеременела. После рождения ребенка она просила благословения на поступление в университет. Но не получила его. Девушка не получила высшее образование, зато родила четверых детей. Фотография ее семьи висит в школьном коридоре. 

В России 170 православных школ, которые учатся по стандарту, рекомендованному РПЦ. Это немного, но православное образование существует в тысячах государственных школ. 

Пазл "Сотворение мира"

Есть в стране области, которые окончательно превратились в религиозные образования. Белгородская область уже давно представляет собой этакое православное княжество. На документе "Мероприятия по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области" (в нем, например, предписывалось не допускать празднования Дня святого Валентина и Хэллоуина) стоит гриф "Благословляю. Архиепископ Белгородский и Старооскольский (подпись) Иоанн". 

В Белгородской области действуют потрясающие законы. Мат является административным нарушением. За это штрафуют. Несовершеннолетние могут находиться на улице летом только до 10 вечера, зимой — до 9. Нарушителей отводят домой, с родителей берут штраф. В области с 2007 года во всех школах введен обязательный предмет "Православная культура". Он преподавался с 1-го по 11-й класс! Но в 2012 году во всех школах страны в 4-м классе был введен предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России", где модуль (основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма, основы мировых религий, светская этика) выбирается родителями. В связи с этим в Белгородской области с 1-го по 3-й класс "Православную культуру" сделали факультативной. Но с 4-го по 11-й дети продолжают сидеть за православными учебниками. 

Учебники, по которым учится Белгород, написаны Людмилой Шевченко и представляют собой откровенно миссионерскую литературу. В начальной школе рассказывается о сотворении мира и человека. Дети делают аппликацию "сотворение мира", "рай". Среди прочего встречаются удивительные темы уроков "Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека" или "Небесное веселье: христианские мученики". В 4-м классе белгородские школьники вообще вынуждены посещать два духовно-нравственных предмета. По федеральному стандарту и региональному. Ради этого урезаны часы русского и математики. Согласно федеральному закону в 4-м классе должен предоставляться выбор. Но он чисто номинальный. Школы получают рекомендации от департамента образования, какой предмет должны выбрать родители. В частности, на следующий год рекомендован предмет "Основы православной культуры". А как же свободный выбор родителей? "Ну мы будем их убеждать",— говорит директор одной из школ Белгородской области. 

Шестой и седьмой классы изучают "историю христианской церкви в житиях ее святых". Курс посвящен "формированию системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях". Например, ученики школы N 3 города Новый Оскол Белгородской области должны знать "значение Русской православной церкви в истории Руси". Это значение представляется огромным. Кроме того, школьник должен уметь "отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях. И выявлять связи между изучением курсов истории России и истории РПЦ". Так, история России преподносится через призму православия. Пункт об убеждениях на основе православных традиций вообще прямо противоречит Конституции. 

Курс невозмутимо именуют не религиозным, а просто духовно-нравственным. Эта ширма "духовно-нравственного воспитания" используется, в принципе, везде в стране для прикрытия религиозного образования. 

В Белгороде существуют четыре православных детских садика. Они построены по инициативе местной епархии. Как минимум один из них — детский сад "Рождественский" — финансируется муниципалитетом, дети туда приходят из городской очереди. Вопрос: что будет делать счастливый родитель, которому после трех лет ожидания удалось получить место в детском саду, когда узнает, что он православный? Даже ребенка из мусульманской семьи, попавшего сюда из очереди, родители оставили. Забрали его только тогда, когда стало понятно, что он становится в саду белой вороной. 

В детском саду "Рождественский" все очень серьезно. Раз в неделю в храме, который находится в самом детском саду, служится литургия! Есть иконостас высотой метр тридцать, маленький алтарь, удобные для трехлетних детей подсвечники, даже колокола весом 3 килограмма для мини-колоколенки. В программе детского сада знакомство с заповедями, днями творения, православными праздниками и церковное пение. Английский язык, математика, чтение — все с православным уклоном. Местные воспитатели очень обеспокоились тем, что нет православных пособий для трехлетних детей, и создали их сами. Теперь крохи собирают пазл "сотворение мира", пазл "праздник Троица", строят храмы из кубиков. Была группа для родителей, которые обязаны были также посещать православные занятия. Родители ответили дружными прогулами. По чьему-то мудрому решению упор в распространении православия сделан именно на детские сады. Православные группы созданы в тысячах детских садов по всей стране. 

"Даже камни у дорог сотворил Господь наш Бог"

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон об образовании. В нем есть статья 64 о дошкольном образовании. В ней говорится: "Дошкольное образование направлено на развитие нравственных и личностных качеств". 

За это положение уцепился отдел религиозного образования и катехизации РПЦ. По словам специалиста отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Аллы Алексеевой, была разработана "Примерная программа реализации "Православного компонента дошкольного образования"". 

По инициативе министерства образования Московской области с 2012 года в 650 детских садах Московской области введены православные группы. Для сравнения, в Белгородской области таких детских садов 50, в Калининграде — более 40, в Курской области — большинство дошкольных учреждений. 

В рамках эксперимента дети изучают в основном программу "Добрый мир. Православие для малышей". Она написана Людмилой Шевченко — автор учебников, по которым учится Белгородская область. Дети изучают устройство храма, иконы, православные праздники, молитвы, жития святых. Детские сады посещают священники и беседуют с детьми. "Нет, молиться мы не учим,— говорит заведующая одного из детских садов,— но воспитатель может сказать: "Я, когда прихожу в храм и молюсь этой иконе, я говорю: Пресвятая Богородица, спаси меня"". Великолепным примером духовно-нравственного воспитания можно считать раздел "прогулки по дням творения". Детям объясняется, что именно Бог создал мир. "Все-все-все, что только есть, даже камни у дорог, сотворил Господь наш Бог",— весело сообщает учебник. Далее уточняется, в какой день что было сотворено. В рабочей тетради предлагается раскрасить бабочек и стрекоз. И вопрос: "В какой день создал Бог бабочку и стрекозу?". Бесценная информация для ребенка в XXI веке! Рекомендованная, между прочим, министерством образования Московской области. 

Такое "духовно-нравственное" образование, по сути, является креационизмом. Это термин обозначает приписывание создания всего существующего на Земле непосредственно Богу. Парламентская ассамблея Совета Европы 4 октября 2007 года выпустила резолюцию "Опасность креационизма для образования", в которой сказано: "Креационизм во всех его формах, таких как "разумный замысел" или "высший разум", не является научной дисциплиной и не подлежит научному изучению в школах наряду с теорией эволюции или даже вместо нее". 

Православные группы должны создаваться из желающих по заявлению родителей. В одном из детских садов Дмитровского района такая группа была создана просто из собранных случайным образом детей. Родителям пришлось писать заявления с требованием прекратить произвол. Перед набором групп с родителями проводятся беседы о том, что детей ждет духовное и нравственное развитие. Из ребенка воспитают хорошего человека. "А кто же этого не хочет?" — говорит заведующая садиком в Ступино. В детском саду по ее инициативе программа Шевченко распространяется на весь детский садик. В ее государственном детском саду в группах висят иконы. 

Также не обошла навязчивая нравственность и подмосковные школы. В большинстве подмосковных школ изучают предмет "Духовное краеведение Подмосковья". Автор учебника все та же Шевченко. По некоторым данным, программу изучают 86 тысяч человек. 

Вот цитата ученика 8-го класса, приведенная в конспекте занятия в Дубровицкой школе Подольского района: "Уроки духовного краеведения помогли мне поверить в Бога, я стал лучше разбираться в душевном состоянии людей". Очевидно, что задачи учителя лежат за гранью Конституции России и вообще за гранью обязанностей учителя светской школы. 

Практически все зависит от руководителя, причем на всех уровнях: если заведующая детским садиком захочет — дети будут ходить крестным ходом, как это происходит в одном из сел Дмитровского района. Захочет директор школы, все дети в 4-м классе будут изучать предмет "Основы православной культуры", как это произошло в 10-й школе в Мытищах, а захотят руководители области — все будут с 4-го по 11-й класс изучать православие, как в Белгороде. По словам заведующего сектором православного образования РПЦ иерея Алексия Алексеева, "преуспевают те епархии, где церковное руководство нашло понимание с губернаторами и главами субъектов". 

Сами граждане редко во что-то вникают. Тут две причины — общая инертность и надежда, что обещанная нравственность поможет в воспитании ребенка. По словам заведующей детским садом N 24 в Ступино, "у нас многие родители говорят: мы через детей пришли к православию. Одна бабушка рассказывала: вот внук перед тем, как пойти в детский сад, просит: "Бабушка, благослови меня". А я и не знала раньше, как". Все учебные пособия, в том числе и по школьному курсу "Основы православной культуры", написаны так, что некоторые задания родители должны выполнять вместе с детьми. 

Да, в некоторых православных детских садах вместе с детьми стараются проводить социальные акты милосердия. Дети делают открытки для стариков и ходят на Рождество в дом престарелых. В православных школах вместе со здоровыми детьми учится также и небольшой процент инвалидов. И дети привыкают относиться к ним с любовью. Но неужели бесчисленные молитвы, изучение дней творения и богобоязненность — необходимые пункты для развития у детей милосердия и доброты? 

Скромный профессор

Игорь Кузьмин — профессор Академии естественных наук, известной своей сомнительной репутацией. 18 лет назад Кузьмин создал в Вологде очень интересный духовно-нравственный предмет "Истоки". В 2002 году тот получил гриф Министерства образования. Предмет изучается с 1-го по 9-й класс во всех школах Костромской, Вологодской областей и в большом количестве школ Калининградской области. Кроме того, его приняли в 59 субъектах РФ. "Это десятки тысяч школ и детских садов,— говорит Кузьмин,— было обучено 10 тысяч учителей и больше миллиона учеников". Сам предмет представляет собой философско-воспитательную концепцию на основе православия. Предмет всеобъемлющий. Есть не только учебники, но и пособия для учителей, родителей, даже для руководителей регионов — с подробной инструкцией, как заняться духовно-нравственным воспитанием в своей области, регионе, городе или просто в школе. Существуют пособия о том, как внедрять детали "истоков" в литературе, истории, математике и даже физике. В учебниках рассказы о прекрасных общечеловеческих ценностях навязчиво сопровождаются примерами из Библии. Обложки украшены изображениями храмов, а иллюстрации в подавляющем большинстве иконы или другие религиозные изображения. Во 2-м классе сообщается: "О самом главном Слове сказано в Библии. "И слово было Бог... В нем была жизнь" Так человеку было даровано слово истины, без которого нет жизни". В последующих классах, в частности, рассказывается об иконах, молитве, святых, храмах. 

В создании учебников принимают участие около 200 авторов — это не только педагоги, но и священники. "Истоки" идут победным маршем по России, по словам самого профессора, несколько лет назад предмет обсуждался на федеральном уровне. 

На государственном уровне

С 2012 года во всех школах в 4-м классе введен предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Большинство учащихся (43 процента) выбрало светскую этику. На втором месте "Основы православной культуры" — 31 процент. 

Считается, что "Основы православной культуры" носят исключительно ознакомительный, а не религиозный характер. Министерством образования рекомендованы пять учебников. Вот выдержки из них. Учебник А. Бородиной: "Государственный флаг России тоже связан с православной духовной традицией Отечества. Триколор государственного флага передает православное понимание мира и Отечества как пространства, отражающего три уровня бытия: красным цветом на флаге представлен материальный мир, выше — синий цвет — мир человеческой души, а еще выше — белый — мир Божественного духа", "задача человека — спасение от грехов для вечной жизни".

Учебник А. Муравьева: "Как гражданин христианин должен повиноваться властям и начальникам. Всякая революция, вооруженная или тайная борьба за захват власти прямо запрещены Писанием".

Учебник группы авторов Т. Костюкова, О. Воскресенский, К. Савченко:"Первая заповедь говорит о том, что почитание Бога и служение Ему должно быть для человека главной жизненной основой".

Была подготовлена концепция развития предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Естественно, и по "Основам православной культуры" тоже. Существует программа курса с 1-го по 11-й класс. Документ находится на рассмотрении Министерства образования. 

Если это будет продолжаться дальше, страна через какое-то время попрощается со статусом светского государства. Хотя и сейчас о какой светскости может идти речь, если священники кропят ракеты и военные корабли. А патриарх произносит речи на главных государственных мероприятиях.




"Духовное воспитание подменяется религиозным"

Экспертиза

О рисках клерикализации школы "Огоньку" рассказал доктор психологических наук, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов

Несколько лет назад по решению президента РФ стартовал проект "Основы религиозных культур и светской этики", целью которого было приобщение детей, подростков к ценностям, которые несут религии как ценностно-мировоззренческие системы, среди них были на выбор основы православия, ислама, буддизма, иудаизма, мировых религий и светская этика. С самого начала он подавался как культурологический курс, диалог культур, религий. Культурологию, связанную в том числе с мировыми религиозными системами, никто нигде не запрещал. Это нормальный канал приобщения к культуре. Вместе с тем введение этого курса таило и таит серьезные опасности. Его нередко пытаются подменить прямым введением религии как мировоззрения, которое должен принять ребенок, происходит его вербовка в ту или иную систему ценностей. В ряде регионов зафиксированы случаи, когда в светской школе вводят не культурологический курс по религии, а превращают школьный класс как бы в трибуну для проповеди той или иной религиозной доктрины. Если такое происходит, то это прямое нарушение Конституции и Закона "Об образовании".

Эта тенденция во многом связана не с самим образованием, а с тем, что те или иные конфессии пытаются диктовать светскому образованию под флагом духовности законы религиозной жизни. Главный риск состоит в том, что духовное воспитание подменяется религиозным. Все это может иметь серьезные последствия и для социализации детей, и для страны. К тому же, когда настоятельно говорят, что у нас должна быть титульная религия, доминирующая, то это угроза развитию российского государства, ведущая к возникновению общества фанатиков, установлению в стране клерикального патриотизма, тупикового с точки зрения цивилизационного развития.

Отсутствие ценностной линии очень заметно в различного рода модернизациях российского образования последних лет. Когда не ясны ценности, ради которых стоит жить, когда остро стоит проблема поиска идентичности, необходимо, на мой взгляд, выявлять в ходе обсуждения ценностные ориентиры развития личности ребенка. Если этого нет, то срабатывает правило "свято место пусто не бывает".

Записала Мария Портнягина





также в рубрике ] мы: