Президентский совет по правам человека попросил Владимира Путина привлечь его к работе над поправками к закону «О некоммерческих организациях», которые сейчас разрабатываются в администрации президента. Для этого предлагается создать рабочую группу. Сам закон в нынешнем его виде применяться не может, что показали массовые проверки «иностранных агентов», говорится в докладе правозащитников из «Агоры», направленном в Кремль.
В совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) просят Владимира Путина создать специальную группу для работы над поправками в закон об НКО. Рабочая группа должна рассмотреть предложения по совершенствованию закона и критерии отнесения НКО к «иностранным агентам», отмечают в совете. Еще в конце 2012 года в России вступил в силу закон, который обязывает финансируемые из-за рубежа НКО, занимающиеся политической деятельностью, регистрироваться в качестве «иностранных агентов». В этом году по регионам прошла череда массовых проверок некоммерческих организаций.
«Члены СПЧ предлагают наряду с представителями заинтересованных органов власти включить в эту рабочую группу членов и экспертов совета и просят президента назначить рабочей группе сроки предоставления главе государства предложений по изменению законодательства в этой сфере», — говорится в опубликованном на сайте СПЧ обращении.
Представитель совета по правам человека Елена Тополева-Солдунова уверена, что работа над законом об НКО должна проводиться совместно с созданными специально для этого институтами.
«В администрации президента нас заверяют в том, что работа над поправками уже вовсю идет. В ближайшее время нам, мол, эти варианты поправок представят. Но в СПЧ уверены, что было бы правильнее, если бы эта работа велась вместе со специализированными институтами. Это должно быть открыто и прозрачно. Закон об «иностранных агентах» должен быть в корне пересмотрен», — заявила «Газете.Ru» Тополева-Солдунова.
При этом достижение договоренностей о каком-то компромиссном варианте, отмечает эксперт, может оказаться довольно непростым.
Напомним, что на заседании совета 4 сентября глава государства согласился с необходимостью внесения в него поправок, но при этом дал понять, что поправки могут коснуться только уточнения термина «иностранные агенты». По мнению Путина, в остальном закон «толерантен» к иностранному финансированию НКО в сравнении с подходом к этому вопросу в США и Индии. Путин тогда поблагодарил СПЧ за предложения и обещал, что его администрация их изучит и проанализирует. «Обязательно не просто вернемся, а займемся этим прямо сейчас», — сказал президент. Однако сегодняшнее обращение СПЧ к президенту говорит о том, что правозащитники не могут принять должного участия в разработке поправок в АП.
Пока же, как считают правозащитники, закон только делают хуже. Так, Госдума приняла 9 октября в первом чтении поправки, дающие Минюсту право приходить с проверками во все НКО на тех же основаниях, что и к «иностранным агентам». Таким образом, закон об НКО возвращается к временам до либерализации контроля за некоммерческим сектором, которую проводил Дмитрий Медведев на посту президента.
В понедельник СПЧ обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой приостановить проверки некоммерческих организаций до завершения рассмотрения жалобы на закон об «иностранных агентах» в Конституционном суде. Глава совета Михаил Федотов напомнил, что за усовершенствование этого закона высказывались и Путин, и сам генпрокурор. В августе омбудсмен Владимир Лукин направил в КС жалобу на закон об «иностранных агентах». «Положения документа, в которых даются определения «иностранный агент» и «политическая деятельность», политически и юридически неконкретны», — заявил тогда омбудсмен. Жалоба поступила в КС 30 августа. Примет ли суд документ Лукина к рассмотрению, станет известно в конце ноября.
В нынешнем варианте, как считают правозащитники, закон не работает, а его правоприменительная практика по-прежнему вызывает критику. Об этом они еще раз напомнили Кремлю.
В среду в администрацию президента был отправлен еще один документ – доклад Межрегиональной правозащитной ассоциацией «Агора» о результатах прокурорских проверок НКО в 2013 году.
«В текущем году на основании задания Генеральной прокуратуры РФ от 27 декабря 2012 года за № 27-07-2012/14п 1861-12 во всех субъектах Российской Федерации были проведены массовые проверки некоммерческих организаций. Как заявил генеральный прокурор РФ, было проверено около одной тысячи НКО. Такой масштабной одновременной проверки не только некоммерческих организаций и вообще юридических лиц не было в истории современной России…
Из десяти административных дел, возбужденных по ст. 19.34 КоАП РФ, восемь были прекращены судами, которые при рассмотрении указали на массу нарушений, допущенных прокурорскими работниками», --
говорится в исследовании правозащитников. При этом в законную силу вступили решения судов лишь по Костромскому фонду поддержки общественных инициатив.
В список прокурорских нарушений эксперты «Агоры» включили неопубликованный план проверок НКО, политически мотивированный подход при формировании списка проверяемых НКО, отсутствие оснований для прокурорской проверки, дублирование контрольных функций других государственных органов и проведение повторных проверок, выход прокуратуры за пределы предмета проверок, превышение прокуратурой своих полномочий, использование недозволенных методов и запугиваний.
«Заявления генерального прокурора РФ Чайки Ю.А. о многочисленных политических НКО, получающих иностранное финансирование, в итоге не нашли своего подтверждения и опровергаются собственно результатами этой прокурорской проверки и решениями судов.
Невозможность применить на практике положения ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующих деятельность организаций, выполняющих функцию иностранного агента, с очевидностью доказывает их противоречие общим принципам права», — к такому выводу приходят эксперты «Агоры».
Председатель ассоциации «Агора» Павел Чиков уверен, что закон об НКО в нынешнем его виде применяться никак не может. «По итогам почти года применения этого закона мы имеем ситуацию, в которой Минюст трактует закон одним образом, прокуратура другим образом, а судьи – третьим. При этом даже разные судьи трактуют его по-разному. Закон плох с точки зрения юридической техники и формулировок», — резюмирует Чиков.
«Парадокс в том, что следует говорить не о невозможности применить этот закон на практике, а наоборот, о том, что его применяют все, как хотят,
— соглашается с главой «Агоры» Тополева-Солдунова. — В этом законе содержатся настолько общие формулировки, что они дают слишком большой простор для толкования… Под политическую деятельность прокуратурой подводится все что угодно, от публичных высказываний руководителя организации до планов по проведению каких-то публичных мероприятий. Расплывчатость формулировок дает практически неограниченные возможности с какими-то неудобными организациями сводить счеты на местах».
Исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова назвала проверки НКО, которые прокатились по России за этот год, показателем того, что прокуратура вообще законов не читает. «В данном виде этот закон не применим ни к одной общественной организации… Проверки, которые коснулись более двухсот НКО, отлично демонстрируют, что прокуратура даже не пыталась разобраться в том, как закон следует применять. Она просто либо сразу выдавала предписание зарегистрироваться, или ограничивалась предупреждением. При этом довести до конца дела с этими предупреждениями прокуратуре в большинстве случаев так и не удалось. Оставлять закон в таком виде нельзя», — уверена Шибанова.