В Киргизии ужесточат наказание за обращение верующих одной конфессии в другую. Правительство одобрило и внесло в парламент для рассмотрения соответствующие поправки в административный кодекс. Власти надеются, что эта мера поможет в борьбе с нетрадиционными религиями и сектами, передает корреспондент "Голоса России"
Согласно предложенному правительством Киргизии законопроекту за незаконную миссионерскую деятельность придется платить штраф: физическим лицам - до пяти тысяч рублей, юридическим - до двадцати тысяч.
По действующему в Киргизии закону "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" от 2008 года уже предусмотрена ответственность за прозелитизм. Но, по мнению экспертов, в нынешнем виде закон не работает. Доказательством тому является активизация в Киргизии различных сект и нетрадиционных религий.
Показательный случай – деятельность секты Муна, где людей заставляли платить дань, так называемую "десятину". В результате они лишались всего: денег, недвижимости, работы. Постановлением суда деятельность секты признали незаконной. Но сотни других продолжают существовать.
Руководитель аналитического центра "Религия, право, политика" Кадыр Маликов заявил:
"Секты, как мы все знаем, работают, они никуда не уходили. Они могут менять вывеску. И чтобы бороться с этим, необходимо пресекать сами действия. То есть если человек на улице пропагандирует, и его пропаганда не имеет разрешительных документов, выходит за рамки существующего законодательства, то необходимо принимать меры вплоть до административной ответственности".
Впрочем, ряд аналитиков сомневаются, что новые поправки к административному кодексу приведут к желаемому результату. По их словам, власти Киргизии просто пытаются показать, что контролируют ситуацию в стране.
Между тем, по словам служителя Свято-Воскресенского собора в Бишкеке отца Вахтанга, как в действующем законе, так и в административном кодексе нет исчерпывающей информации о том, по каким именно признакам определить нарушителя:
"Если закон принимается, то должно оговариваться, против кого этот закон принимается, и что это такое, и почему? И что мы понимаем под сектантами? Когда этого нет, это либо филькина грамота, либо просто средство, чтобы приходить и просить денег".
Кроме того, до сих пор неясно, каким образом будет реализован законопроект. В существующем документе нет ни единого слова о том, кто и как будет отслеживать нарушителей и ловить их. Этих недостатков вполне хватит, чтобы правозащитные организации вновь заговорили о том, что ужесточение закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" является вмешательством государства в личную жизнь граждан.