Кто обеспечивает свободу совести и вероисповедания в России? Министерство юстиции, в чьем ведении находятся все религиозные организации. Но что означает свобода совести и свобода вероисповедания?
Это очень просто: каждый человек вправе исповедовать любую религию или вовсе не исповедовать никакой. «Любую» означает – какую угодно. И не имеет значения, нравится ли она кому-то еще. Также свобода совести – это право без ограничений коллективно исповедовать свои убеждения, в том числе и религиозные. Чувства, вызываемые общностью по вере с другими людьми – это нечто действительно важное и незаменимое. Независимо от того, что это за вера.
Что же в этой сфере должно делать Министерство юстиции исходя из 28-ой статьи Конституции, в которой закреплена свобода совести и свобода вероисповедания? Очевидный ответ – давать возможность гражданам реализовывать эти свободы. Защищать от нападок. Если многонациональный народ 20 лет назад на референдуме проголосовал за нашу Конституцию, органы исполнительной власти обязаны обеспечить ее выполнение.
Несмотря на это, Министерство юстиции вместо защиты свободы совести активно ее искореняет. И делает это довольно умело, облекая свою антирелигиозную активность в узаконенные формы. Примеров достаточно. Отказы в регистрации религиозных организаций на неконституционных основаниях. Проведение религиоведческих экспертиз в отношении уже зарегистрированных организаций, в результате чего их религиозный статус может быть пересмотрен. И, наконец, ликвидация организаций с использованием подтасовки и искажения фактов.
Антирелигиозная кампания Минюста допускает одно исключение. Никогда Минюст не нападает на Русскую Православную Церковь. Данное предпочтение, как и любое сотрудничество чиновников Минюста с РПЦ, может представлять собой частную инициативу. Однако это не должно лишать представителей государственной власти объективности в отношении других религий.
Министр юстиции Александр Коновалов окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), где получил богословское образование. В этом университете преподает известный сектовед А.Л. Дворкин, который, вероятно, наставлял будущего министра.
В позиции Коновалова влияние идей Дворкина весьма заметно. В частности, Коновалов установил отношения с FECRIS – одной из основных международных антикультистских организаций, которая постоянно подвергается жесткой критике за нарушения фундаментальных прав человека, а отдельные члены FECRIS были неоднократно уличены в клевете и попытках насильственного изменения религиозных взглядов людей, за что привлекались к ответственности в различных странах Европы.
Министр Коновалов представил свой доклад на гамбургской конференции FECRIS в 2007 году и продолжил сотрудничество с ее представителями в 2009 году в Санкт-Петербурге. Надо ли говорить, что вице-президент FECRIS и глава ее российского представительства все тот же Дворкин?
После вступления Коновалова в должность министра юстиции в 2009 году был полностью переформирован состав Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ.
В состав нового Совета вместо ученых-религиоведов вошли в основном ярые сторонники антикультизма. То есть, противники свободы совести и вероисповедания под председательством Дворкина – человека попросту не приемлющего принципов свободы вероисповедания и яростно нападающего чуть ли не на все отличные от православия религии.
В числе религий, атакованных Дворкиным, оказался даже Ислам. В своем недавнем публичном выступлении Дворкин весьма недвусмысленно высказался в адрес одной из крупнейших религий, предложив три возможных варианта возникновения откровений пророка Мухаммеда:
«Либо Мухаммед страдал какой-то болезнью, и это были болезненные видения, либо это была бесовская одержимость, либо он был таким своего рода сочинителем, который придумал это. Возможны варианты из всех трех, возможны сочетания».
Это и другие высказывания из Дворкина опубликованы в блоге радио «Эхо Москвы».
Когда во главе Совета по проведению религиоведческой экспертизы стоит лицо, для которого откровения пророка мировой религии – «бесовская одержимость», это о многом говорит.
Дворкин также возглавляет Российскую ассоциацию центров изучения религий и сект (РАЦИРС), выступающую от имени Русской Православной Церкви.
Каковы же результаты деятельности Минюста, установившего столь тесные отношения с антикультистами?
Большинству неправославных религиозных организаций в России существовать стало весьма затруднительно. Федеральный список экстремистских материалов, официально публикуемый Министерством юстиции, регулярно пополняется многочисленными трудами по Исламу, изданиями Свидетелей Иеговы, материалами саентологов. По иску Минюста РФ в судебном порядке ликвидировано Христианское монашеское братство «Святого Духа», первоначально проведенное через государственную религиоведческую экспертизу Совета в Татарстане. Выводы экспертов были категоричны: «…не обладает признаками религиозного объединения… лишь формально можно считать религиозной организацией, так как имеется устав, зарегистрированный в 1994 году».
Проведение религиоведческой экспертизы после регистрации религиозной организации прямо нарушает статью 8 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
Статья допускает экспертизу только при создании организации, на стадии принятия решения о ее государственной регистрации. Однако если потребовалось ликвидировать религиозную организацию, закон явно не помеха.
Минюстом уже обкатан сценарий, когда существующую с 90-х годов религиозную организацию неожиданно направляют для проведения религиоведческой экспертизы, а после сделанных ею негативных выводов в суд подается иск о ликвидации организации.
Прямо сейчас на выходе еще один подобный случай. Саентологическая Церковь Москвы, зарегистрированная в качестве религиозной организации в 1994 году, в январе 2013 года также оказалась на экспертизе в Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции РФ по Москве. Ранее в Европейском суде по правам человека Церковь доказала, что яростное противодействие Минюста, насмерть стоящего на пути перерегистрации устава, явно нарушило свободу вероисповедания саентологов. Решение ЕСПЧ было в 2007 году, а устав Церкви так и не перерегистрирован, и еще трижды сотрудники Министерства юстиции отказывали в этом, уже после Страсбургского решения.
Но оцените красоту игры: в предупреждении, которое получила Саентологическая Церковь Москвы после проверки Минюстом в 2012 году, в вину ей вменяется несоответствие закону устава 1994 года. Того самого устава, который она пыталась перерегистрировать более 10 раз, в каждом случае получая отказ. Так что саентологи напросились со своими исками в Европейский суд по правам человека.
Возможно ли, что это вовсе не звенья одной цепи? Может, в отношении саентологов заключение Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы вполне могло бы оказаться положительным? Ведь в России организация существует более 19 лет, признана во множестве стран мира, насчитывает миллионы последователей на планете. Может, конечно. Почему бы и нет?
Но «скорее небо упадет на землю, и Дунай повернется вспять».
Например, потому что Совет, который проводил экспертизу по Саентологической Церкви, возглавляет В.А. Бурковская, в чьей предвзятости не приходится сомневаться. Доктор юридических наук, которая еще в 1998 года написала статью против «тоталитарных сект» и в последующих своих работах негативно отзывалась о различных религиозных организациях. Причем ранее этим экспертом Совета уже было сделано крайне негативное заключение относительно Церкви Саентологии. Поэтому вполне можно предположить, какого «объективного» заключения стоило ожидать от В.А. Бурковской.
Нечто подобное ожидалось и от члена религиоведческого Совета И.В. Понкина, известного православного активиста и анти культиста, являющегося учредителем и директором «Института государственно-конфессиональных отношений и права». О деятельности этого института, к сожалению, никому и ничего не известно. При попытке выяснить что-либо удалось лишь обнаружить, что институт зарегистрирован как общественная организация с юридическим адресом в православном храме, где вообще никогда не слышали про этот институт.
Что ж, новый вердикт о ликвидации свободы вероисповедания уже вышел из-под пера этих достойных «ученых-религиоведов».
С опозданием более чем на два месяца (срок экспертизы, который и так-то продлялся до максимума, истек 13 мая 2013 года) экспертиза появилась. Наверное, такую задержку можно объяснить. Ведь в Совете много ученых, каждый проводил научные изыскания в общей сложности более полугода, им необходимо было отточить все исследовательские аспекты, все мельчайшие религиоведческие нюансы, взаимосогласовать все полученные научные суждения. Не могли же эксперты выпустить за своей подписью нечто несовершенное.
Результат их труда превзошел все мыслимые ожидания.
Из 12 страниц экспертизы 8 составляют перечисление того, какие действия были предприняты экспертами для ответов на вопросы, какие вопросы были заданы Церкви. И с чего же начинаются те неполных четыре страницы религиоведения полугодичной выдержки?
Барабанная дробь…
«Составить представление о вероучении, исповедуемом представителями Саентологической церкви Москвы, не представляется возможным».
Или, попросту говоря, не смогли.
Кстати, данное заключение имеет для Минюста только рекомендательный характер. Возможно, Министерство юстиции постесняется взять эту монументальную экспертизу, насыщенную религиоведением экстра класса, за основу своих дальнейших действий.
Делайте ставки, кто станет следующим. Команда обучена и все на своих местах. Конвейер по ликвидации Конституции на участке свободы вероисповедания работает в штатном режиме.