О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Госдеп берет верующих под управление

  версия для печатиотправить ссылку другу
21 Августа 2013
В течение многих лет представители американских религиозных общин и мировые эксперты в сфере религии обвиняли Белый дом в том, что правительство не уделяет должного внимания вопросам взаимосвязи внешней политики США с религиозными проблемами и недостаточно понимает, что такая связь существует в реальности. Видимо, реакцией на эту критику и стало создание в Государственном департаменте нового подразделения, которое будет формулировать общие принципы взаимодействия внешнеполитического ведомства США с религиозными общинами в зарубежных странах. 

Недавно глава Госдепа Джон Керри, представляя новую структуру и ее начальника своим подчиненным, заявил, что это подразделение будет называться Управлением инициатив религиозных сообществ (Office of Faith-Based Community Initiatives). Главой управления назначен доктор теологии профессор Шон Кейси, который начиная с 15 июля с.г. является специальным советником министра иностранных дел США по вопросам религий. Он также преподает христианскую этику в духовной семинарии Уэсли в Вашингтоне. На презентации присутствовала директор Управления по религиозному партнерству (White House Office of Faith-based and Neighborhood Partnerships) Мелисса Роджерс, являющаяся членом Совета по внутренней политике (Domestic Policy Council) аппарата Белого дома. 

Как заявил присутствующим госсекретарь, одной из самых больших проблем современности, с которой сталкиваются американские дипломаты при реализации внешней политики, является религиозно-политическая борьба, которая ведет к разобщению государств и значительно препятствует созданию атмосферы взаимопонимания между людьми. Сегодня мир захлестнула беспрецедентная волна миграции. Люди разных верований переезжают в другие государства, но не смешиваются с местным населением, а продолжают следовать своим религиозным убеждениям и обычаям. Таким образом, создается глобальное сообщество, о котором постоянно говорят многие политики. Однако на практике, как утверждает Керри, они постоянно игнорируют огромное влияние религий на взаимодействие различных слоев общества в странах мира. Одних только разговоров для достижения большего взаимопонимания между религиозными общинами, для искоренения зла и повышения уровня жизни народов явно недостаточно, считает Керри. Для этого нужны реальные действия. «Вот почему я очень горд тем, что могу сообщить вам о создании в Государственном департаменте Управления инициатив религиозных сообществ. Его назначение совершенно очевидно и звучит прямо в названии. Управление должно тесно сотрудничать с религиозными сообществами всех стран мира. Мы должны твердо верить в то, что нам необходимо такое партнерство для противостояния глобальным вызовам», – сказал министр присутствующим.

Он также отметил, что в Госдепе уже работает ряд высокопоставленных специалистов, которые взаимодействуют с лидерами различных общин. Прежде всего это полномочный посол по международным свободам вероисповедания, представляющий США в различных странах мира, и его аппарат. Все дипломаты, занимающиеся вопросами религии, будут и дальше оставаться на своих местах и успешно решать стоящие перед ними задачи. Однако создание в Госдепе нового подразделения такой направленности позволит существенно расширить сферу взаимодействия Америки с религиозными сообществами многих стран. Глава Госдепа подчеркнул, что дипломаты должны не просто декларировать свои намерения в отношении того или иного государства. Они должны более активно и в повседневном режиме общаться с лидерами и простыми представителями религиозных общин. 

Корреспонденты «НГР» предприняли интенсивные попытки узнать мнение самых разных сотрудников Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по поводу новации в Госдепе. Однако выяснилось, что компетентные в этом вопросе церковные дипломаты находятся в отпуске, вне зоны доступа журналистов. 

О том, как теперь будут выстраиваться отношения РПЦ и Госдепа, можно предположить, исходя из опыта уже состоявшихся контактов в последние годы. 

Возможно, дипломаты США в своих отношениях с религиозными деятелями будут опираться на свои же документы, анализирующие ситуацию с религией в мире. Госдеп ежегодно готовит такие доклады. Последний по времени обзор, представленный в мае с.г. Джоном Керри, описывает ситуацию с религиозными свободами в мире в 2012 году. В этом докладе Россия поставлена в один ряд с такими государствами, как Бирма, Китай, Саудовская Аравия, Иран, Северная Корея и Узбекистан. Кроме российских властей главная цель критики госдеповских аналитиков – самая крупная религиозная организация России. Даже на фоне кровавых событий на мусульманском Востоке американские специалисты нашли, в чем упрекнуть Русскую Православную Церковь, пользующуюся на полную катушку своими привилегированными отношениями с властями. 

«Российские власти зачастую запрещают деятельность небольших религиозных групп, используя для этого закон об экстремизме и ограничивая их свободу собраний. Помимо этого религиозные меньшинства не могут зарегистрироваться в Министерстве юстиции, члены таких групп подвергаются задержаниям и обыскам, а иностранным религиозным проповедникам зачастую отказывают в визах», – говорится в докладе. Возможно, это замечание стало одной из причин, по которой Минюст России недавно вынес на общественное обсуждение поправку в закон о свободе совести, которая отменяет 15-летний стаж деятельности для регистрации религиозных групп. 

Кроме того, как отмечают составители документа, многие «нетрадиционные» религиозные организации жалуются на отсутствие регистрации, в то время как Русская Православная Церковь имеет преимущественный доступ в государственные институты, такие как школы, армия и тюрьмы. 

Между тем представители Русской Православной Церкви имеют доступ и к официальным лицам США. Речь не идет о частых случаях неформального общения, например, во время праздничных приемов в американском посольстве. 

На самом высоком церковном уровне происходят встречи с американскими дипломатами. Ярким моментом в истории этих взаимоотношений стала встреча посла США в России Майкла Макфола и Патриарха Кирилла в патриаршей резиденции в Чистом переулке в мае 2012 года. 

Встреча состоялась на фоне политического противостояния в нашей стране, когда несистемную оппозицию шельмовали за визиты в американское посольство. И вот Патриарх Кирилл, глава РПЦ, которую критикует Госдеп за подавление меньшинств и сращивание с властью, принимает «американского друга оппозиции». 

«Патриарх Кирилл проявил себя любезным хозяином и чудесным собеседником, говорившим с огромным интересом о богатых традициях России и Русской Православной Церкви, – рассказывал об этой встрече в своем блоге Майкл Макфол. – В гостях у Его Святейшества я вновь осознал, что по мере развития наших отношений с Россией мы должны продолжать поддерживать связи со всеми, как властью, так и обществом». «Одним из направлений деятельности гражданского общества, в котором я хочу видеть более прочные отношения между российскими и американскими партнерами, являются отношения между вероисповеданиями», – к такой мысли пришел дипломат после посещения «живописной резиденции» главы РПЦ. 
С одной стороны, «перезагрузка» отношений РПЦ и США вроде бы началась еще в 2009 году. В июле того года Патриарх Кирилл принял тогдашнего посла Джона Байерли в своей резиденции. А через несколько дней в Кремле состоялась встреча главы РПЦ с президентом США Бараком Обамой. Обама тогда заявил, что религиозные институты, а в особенности Русская Православная Церковь, имеют большое значение для российского общества. В ответ Патриарх назвал русский и американский народы «самыми религиозными». И на этом основании наши народы должны «дружить». Кроме того, Предстоятель Церкви обещал «задействовать сердце», чтобы исчезли антиамериканские настроения в России, а антирусские – в США. 

РПЦ в общем понравился и представленный несколькими месяцами позже доклад Госдепа о религиозных свободах за 2009 год. Оценка Церкви была даже более позитивной, чем у российского МИДа. «Уже в течение ряда лет в докладах Госдепартамента наблюдается прогресс в корректности отношений к российской юридической и общественной реальности», – заявил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Для сравнения, в 2005 году Чаплин был вынужден в основном парировать обвинения в преимущественном положении РПЦ. «Те или иные преимущества неизбежны, – говорил тогда представитель Московского Патриархата. – Удивляет, что эксперты Госдепа пытаются найти в практике России те или иные отклонения от американской модели отношений Церкви и государства, которая нам несвойственна». 

Но с другой стороны, сейчас наблюдается похолодание между нашими государствами. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что РПЦ в любом случае будет поддерживать российскую внешнюю политику, и в этом смысле не самостоятельна. 

Пойдет ли на пользу Московскому Патриархату желание американской дипломатии способствовать «добрососедству» общин по всему миру? Ведь именно такую задачу поставил Джон Керри перед подчиненными, представляя новое управление. «Это зависит от того, какие цели будут поставлены перед американской конторой, – считает член ученого совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Пока нет конкретной программы, говорить о сотрудничестве очень сложно. В принципе наши все относятся с большой осторожностью к любым американским инициативам. Все зависит от задач и от тех людей, которые будут этим заниматься». 

Алексей Макаркин также настроен скептически. «Я не вижу форматов, которые позволили бы эффективно сотрудничать с РПЦ в рамках этого проекта, – говорит он. - Возможно, будут официальные встречи в рамках церковно-государственной дипломатии. – Возможно, в рамках этой программы будет оказана поддержка тем религиям, которые в России являются нетрадиционными и по отношению к которым РПЦ настроена весьма скептически. Не исключено, что такая работа американцев встретит со стороны РПЦ вначале осторожную реакцию, а затем, если это будет пробиваться, назовут вмешательством во внутренние дела России», – заключил эксперт. 

Русская Православная Церковь была одним из авторов инициативы, согласно которой религиозные организации могут стать фактически субъектами мировой политики. Возможно, повышение уровня постоянного сотрудничества внешнеполитического ведомства самой могущественной державы с религиозными конгрегациями – шаг к этому. 

Однако возможен и другой сценарий, когда общинам и структурам придется конкурировать между собой за расположение американских дипломатов. Не надо забывать, что кроме РПЦ у США имеется более давний собеседник, Константинопольский Патриархат. И это только в православном мире. А ведь есть еще западное христианство, исламский мир, иные духовные традиции и цивилизации. 

Между прочим, незадолго до встречи посла Макфола с Патриархом Кириллом, в апреле 2012 года, дипломат побывал в гостях у главы Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина. Исламский лидер пожаловался послу США на российских чиновников, которые не идут навстречу московским мусульманам в вопросе выделения участков под мечети. «К сожалению, есть чиновники регионального уровня, которые не понимают необходимости поддержания стабильности в обществе, а удовлетворение религиозных потребностей - одна из основ поддержания стабильности», - сказал Гайнутдин. 

Справится ли Госдеп с таким объемом работы? Внешнеполитическое ведомство США может превратиться в подобие службы «одного окна» для разного рода жалобщиков на нарушения свободы совести со всех континентов и безвозвратно пропасть в этом Бермудском треугольнике взаимных обид.

источник: Независимая





также в рубрике ] мы: