Суд восстановил право "Божьей Славы" провести публичное богослужение у здания сыктывкарского Дома быта. Фото предоставлено церковью "Божья Слава".
1 августа с.г. представители «Божьей Славы» подали в мэрию Сыктывкара уведомления о проведении ими 13 и 16 августа митингов религиозного содержания. В первом случае пятидесятники попросили предоставить им для публичного богослужения Театральную площадь, либо, в качестве альтернативы, площадку у торгового центра (ТЦ) «Аврора». Во втором уведомлении организаторы мероприятия также назвали две устраивающие их площадки – «под часами» у здания городского бассейна и перед Домом быта на улице Коммунистической.
Как водится в последнее время, администрация города отказала евангельским христианам в согласовании запрашиваемых ими мест, указав, что Театральная площадь и площадка «под часами» заняты функционирующими там детскими аттракционами (прокатом электромобилей), и привычно послала их на одну из четырех площадок, специально выделенных правительством Коми для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и расположенных в малолюдных и совершенно неприспособленных для публичных акций территориях Мичуринского парка, Эжвы и пригородных поселков Краснозатонский и Верхняя Максаковка.
Готовя очередную отказную отписку пятидесятникам, чиновники, между тем, допустили промах, никак не отреагировав на предложенные организаторами альтернативные площадки для проведения мероприятий – у ТЦ «Аврора» и Дома быта. По закону же мэрия должна была не только высказаться по ним, но мотивировать свой отказ в их предоставлении.
Подготовивший заявления организаторов публичных богослужений в Сыктывкарский горсуд правозащитник Эрнест Мезак попросил признать незаконными и нарушающими статьи 10 (свобода выражения мнения) и 11 (свобода собраний и объединений) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод отсутствие мотивированной реакции городской администрации на намерение организаторов провести свои митинги у ТЦ «Аврора» и Дома быта и предложения мэрии перенести их проведение в иные места. Представитель пятидесятников попросил суд рассмотреть заявления в максимально ускоренном порядке и обязать городскую администрацию согласовать организаторам проведение мероприятий на указанных последними площадках и в указанные сроки.
Вчерашнее судебное заседание по рассмотрению объединенных в одно производство заявлений началось с того, что представитель мэрии вручил Эрнесту Мезаку уведомления горадминистрации об отказе в проведении богослужений у ТЦ «Аврора» и Дома быта.
- Хочу вам сказать, что я не принадлежу к церкви «Божья Слава» и совершенно не хочу участвовать в процедурах согласования их митингов в Сыктывкаре, - обратился к представителю ответчика г-н Мезак. - Процесс согласования идет с теми, кто хочет, а я защищаю здесь всего лишь их попранные вами конституционные права.
Вернув документы представителю мэрии, представитель пятидесятников в суде тем не менее счел необходимым сообщить участникам процесса, что сроки вручения этих документов организаторам митингов давно истекли, и, сославшись на решения Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, заявил о том, что «есть безусловные основания для согласования проведения публичных богослужений в тех местах, которые истребовались их организаторами, потому что никаких возражений в установленный законом срок в отношении площадок у ТЦ «Аврора» и Дома быта не поступило».
«Мы просим суд положить конец совершенно ненормальной практике, когда истребуется площадка для проведения митинга на центральной улице города, а в ответ администрация отправляет организаторов в Эжвинский район Сыктывкара, либо в находящиеся вне городской границы Красный Затон и Максаковку, - обратился к председательствующему в процессе Александру Смирнову правозащитник Эрнест Мезак - Что касается площадки в Мичуринском парке, мы все таки просим признать, что она в принципе не пригодна для мероприятий, которые проводит «Божья Слава». Там трава, деревья и кустарники, а в июне-июле, наверное, еще и клещи бегают. Танцевать там точно невозможно».
Представитель администрации в свою очередь заявил, что к ним приходит много жалоб по поводу слишком громкого звука, сопровождающего мероприятия пятидесятников, и напомнил суду о том, что, согласно федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях», никто не может подвергаться принуждению к участию или неучастию в богослужении, других религиозных обрядах и церемониях. «Избранная же форма организации богослужения фактически не оставляет гражданам выбора: принимать им участие, или нет, - высказал свое мнение представитель ответчика. - И лица, находящиеся на прилегающей территории, вынуждены прислушиваться к содержанию проповеди вопреки своей воле... Кроме того, мероприятия, проводимые Божье Матерью, прошу прощения, «Божьей Славой», проводятся таким образом, что они обеспечивают участие в данных богослужениях несовершеннолетних детей…»
- То есть вся проблема в звукоусиливающей аппаратуре, или все таки в том, что ценности не нравятся? – спросил у выступающего Эрнест Мезак.
- Насаждая вот таким образом свою религию, они, естественно. вовлекают людей, которые не желают в этом участвовать. Тот, кто желает, тот придет и скажет: я хочу. А тот, кто не желает, тот, соответственно. и пишет жалобы…
- Знаете, некоторых моих знакомых очень раздражает колокольный звон, - заметил на это представитель истцов. - Так как колокольный звон – это все таки публичное выражение православной веры, значит ли это, что администрация каким-нибудь своим локальным актом может его запретить?
- Может, кого-то раздражает детский плач. Так что, детям запретить плакать? – задался вопросом представитель мэрии. - Давайте все же в рамках здравого смысла… Все таки наша вера православная. Когда человек хочет идти в церковь, он сам туда приходит, никто его за руку с площади не тащит…
- Я вам уже напомнил про колокольный звон. Колокольный звон слушают все: и атеисты, и мусульмане, и маленькие дети…
- Колокольный звон не несет никакой религиозной направленности, - высказал свое мнение юрист администрации.
«Хотел бы обратить внимание, что Европейская конвенция гарантирует не просто свободу религиозных убеждений, но и свободу публичной проповеди, - выступая в прениях, подчеркнул Эрнест Мезак. - Именно выражением этой свободы является колокольный звон православных церквей, который мы слушаем два раза в сутки. Все жители Сыктывкара слушают его два раза в сутки. Может, немногие его замечают, но некоторые из тех, кто живет рядом, недовольны. Но именно эта норма конвенции запрещает властям запретить колокольный звон, потому что это есть выражение публичной религиозной проповеди. Хочу обратить внимание на то, что в тоталитарном Советском Союзе очень распространенной практикой был запрет колокольного звона православных церквей со ссылкой как раз на право отдыха трудящихся. Знаменательно, что наша городская администрация вернулась к самым махровым вариантам нарушения религиозных свобод».
Выслушав стороны и проведя в совещательной комнате около часа, судья Александр Смирнов признал незаконным бездействие администрации Сыктывкара, выразившееся в нарушении сроков предоставления заявителям письменных ответов на уведомления о проведении публичных богослужений в форме митингов 13 и 16 августа с.г. на площадках возле ТЦ «Аврора» и Дома быта. Суд признал за организаторами право на проведение богослужений в вышеназванные сроки на указанных площадках и обратил решения в этой части к немедленному исполнению. В оспаривании действий мэрии, выразившихся в предложении перенести митинги 13 и 16 августа на другие площадки, суд заявителям отказал.
Сергей Сорокин