социолог религии, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН
Вечная память отцу Павлу – 5 августа был убит праведник, а убийцей стал психически нездоровый человек, якобы кричавший, что это ему приказал сделать сам дьявол.
Наш мир вообще не выдерживает такой праведности, такой честности, цельности и такой веры, которая была у отца Павла. Об этом просто кричит вся его биография. Его отец был репрессирован, мать отсидела срок, а Павел был в детском доме, пока мать не вышла из тюрьмы. Обратился он в Казахстане – в общине отца Севастиана, келейника старца Нектария из Оптиной пустыни. Затем Павел стал послушником Киево-Печерской лавры и учился в Киевской духовной семинарии, из которой был исключен за активность и проповеднический талант по предложению архимандрита Филарета (Денисенко) (сейчас Филарет – патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата). В 1959 году отца Павла рукоположил в сан диакона (в 1964 г. - в сан священника) архиепископ Ермоген (Голубев), обличавший тогдашнее руководство Московской патриархии за нарушение церковных канонов и строя приходской жизни. Отец Павел фактически стал продолжателем дела Ермогена, который строил храмы и отстаивал христианские ценности, подчеркивал важность общины, а не власти епископата. Эта тема будет центральной в жизни отца Павла. Епископ Ермоген был уволен за это на покой и в 1968 году осужден Синодом РПЦ. В 1970 году отец Павел Адельгейм был осужден на 3 года лагерей за то, что построил храм в г. Каган Узбекской ССР по доносу одного из священнослужителей. Честность и проповедничество отца Павла привели к тому, что руководство колонии подстроило покушение на него и ему отрезало вагонеткой правую ногу, после чего в 1972 году он освободился инвалидом. С 1976 году он служил в Пскове.
Кто бы мог подумать, что постсоветское время религиозной свободы будет для отца Павла неменьшим испытанием в жизни, чем советское. Как говорил отец Павел, его общественная работа прекратилась с 1993 года, когда епархию возглавил Евсевий (ныне – митрополит), который объявил, что с диссидентом отцом Павлом не сработается (в начале перестройки отец Павел играл заметную роль в политической жизни Пскова и даже был выдвинут демократической общественностью на выборах в Верховный Совет в 1991 году).
Во Пскове отец Павел организовал общеобразовательную православную школу регентов на 40 детей при храме свв. Жен Мироносиц, приют для детей с задержкой умственного развития при храме апостола Матфея в Писковичах под Псковом, для сирот-инвалидов. Дом отца Павла был также всегда открыт для всех, он принимал всех желающих, работал с самыми трудными детьми с любовью и долготерпением.
К 2008 году местному епископу Евсевию удалось уничтожить все общественные инициативы отца Павла – здание школы отобрали, лишили настоятельства в храме апостола Матфея в Писковичах по подложному протоколу (в 2010 году Общецерковный суд РПЦ принял решение, что были допущены нарушения, но обязал отца Павла и Евсевия примириться, но Евсевий не отвечал на письма).
С 2002 года началась травля отца Павла со стороны епархии РПЦ. Поводом к гонениям послужило издание книги отца Павла «Догмат о Церкви в канонах и практике». В этой книге отец Павел критически рассматривает систему властных отношений в современной РПЦ. Он показывает на примерах из жизни Псковской епархии, что современная организация церковной жизни приводит к полному всевластию епископата, не ограниченного никакими каноническими и уставными нормами.
Неизвестно будет ли это как-то учитываться следствием, но на членов общины отца Павла и на него самого совершались покушения. Епархия проводила обыски в храмах и изымала его книги. На заседании епархиального совета архиепископ Евсевий называл книгу отца Павла «сатанинской», а ее автора «служителем сатаны».
Отцу Павлу помогала выстаивать его община, которая стала общероссийской (да и за рубежом его хорошо знают и читают adelgeim.livejournal.com). Во время бесед в доме отца Павла, в ходе переписки с ним мне казалось иногда, что есть что-то нереальное, самонадеянное в таком последовательном поиске церковной правды в жизни, в канонах, в решениях Собора 1917-18 годов, в том, как должен выглядеть суд, отношения прихода, священника и епископа в нашей бесправной России.
Павел Адельгейм первым в новейшей истории РПЦ четко и обоснованно написал о диктатуре епископов («Образованные священники, способные к проповеди и миссии, интересующиеся богословием и творениями Святых Отцов, назначаются в "медвежьи углы", где некому проповедовать"»), о бесправном положении духовенства, которое находится в положении крепостных. Новый приходской Устав РПЦ, принятый при патриархе Кирилле, отец Павел считал продолжением советской традиции всевластия архиереев, ведущим к уничтожению живой приходской жизни. Он называл глупостью и жестокостью тюремный срок для Pussy Riot, обличал лицемерие и цинизм властей и спикеров РПЦ.
Его вера во Христа обосновывала и направляла его гражданскую позицию - он не боялся быть Дон Кихотом и идти против системы (в стремлении помочь каждому, отдать свою жизнь было что-то благородное и рыцарское в отце Павле, потомки немецких рыцарей Адельхаймов, которые упоминаются в романах Вальтера Скотта). Наследие отца Павла Адельгейма рано или поздно станет основой изменений в Церкви. Благодарю Бога, что довелось жить в одно время с праведником и общаться с ним.