Сенат американского штата Техас проголосовал за спорный закон, запрещающий аборты позже 20 недель беременности.
Законопроект, ранее принятый техасской палатой представителей, также ужесточает условия регистрации в штате клиник, оказывающих услуги по прерыванию беременности, вынуждая большинство из них закрыться.
Республиканское большинство в сенате было готово принять закон еще в конце июня, но сенатор-демократ Венди Дэвис сумела сорвать голосование, непрерывно выступая на протяжении почти 11 часов – тактика, известная в американской парламентской традиции как "флибустьерство".
После этого, невзирая на мобилизацию активистов, выступающих за право на аборт, губернатор Техас Рик Перри, который обещал подписать закон, созвал специальное заседание палаты.
Шесть клиник на весь Техас
Конституционное право женщины на аборт было установлено в США в 1973 году прецедентным решением Верховного суда по делу "Роу против Уэйда".
Однако в последние годы целый ряд консервативных штатов принял законы, серьезно ограничивающие доступ к этой процедуре: Техас следует примеру Миссисипи, Огайо, Оклахомы, Алабамы, Канзаса, Висконсина и Аризоны.
Некоторые из этих законодательных актов в настоящий момент оспариваются в судах.
Венди Дэвис не смогла помешать принятию закона об ограничении абортов, как ни старалась
Многочасовая речь сенатора Дэвис привлекла к ней внимание по всей стране и сделала ее героиней движения в защиту права на аборт.
Перед новым голосованием с сенате в столицу штата город Остин в больших количествах стеклись как сторонники, так и противники абортов.
Принятый закон не только запрещает прерывание беременности по истечении первых 20 недель с момента зачатия, но и вводит дополнительные ограничения на деятельность клиник, в которых разрешена эта процедура.
В таких учреждениях должны быть условия для хирургических процедур, а все врачи, делающие аборт, должны также иметь полномочия на госпитализацию пациентов в больницу, расположенную на расстоянии не более 30 миль (48 км) от клиники.
По данным газеты Texas Tribune, в Техасе есть всего шесть клиник, отвечающих этим требованиям. Близость к больницам в них достигается за счет того, что все они расположены в крупных городах.
Техас – большой штат, и критики закона указывают на то, что некоторым женщинам придется добираться до ближайшей клиники за сотни миль.
"Иски будут"
Сенатор Гленн Хегар, внесший закон, в ходе пятничных дебатов, заявил, что более жесткие требования к клиникам необходимы даже в случае медикаментозных абортов на случай осложнений.
Демократы указывали, что бывают случаи, когда роды опаснее, чем аборт. Им не удалось внести в закон многочисленные поправки, в частности допускающие более поздние аборты в случае изнасилования или инцеста.
Сенатор-демократ Родни Уэст также предостерег республиканских оппонентов, что меры, которые предусматривает продвигаемый ими закон, уже являются предметом судебных исков.
"И иски будут, я вам обещаю!", - сказал он, подняв правую руку, словно он приносит клятву.
Против законопроекта выступали также Медицинская ассоциация Техаса, Ассоциация больниц Техаса и Американский колледж акушерства и гинекологии.
Сенатор Хегар, когда его спросили, почему он поддерживает закон, против которого выступают столь авторитетные экспертные органы, ответил, что беседовал с "многочисленными специалистами и врачами", которые этот законодательный акт поддерживают.
"И что мы будем делать, если они окажутся правы, а мы это законодательство не примем?" – спросил Хегар.
Среди защитников законопроекта был сенатор-республиканец Боб Дьюэлл, врач по профессии. Он указывал на то, что техасские клиники абортов "не обеспечивали надлежащий уровень ухода".
До сената законопроект проходил слушания в одном из комитетов палаты представителей, и там выступали женщины, рассказывавшие о своем личном опыте прерывания беременности. Некоторые из них сказали, что жалеют об этом, другие же охарактеризовали аборт как возможность начать все сначала.
"18 банок с подозрением на содержание фекалий"
Перед заседанием сената в пятницу стражи порядка скрупулезно досматривали всех посетителей, желавших наблюдать за происходящим с мест для публики. В техасской полиции заявили, что у нее была информация о том, что неназванные "лица планировали использовать разнообразные предметы и реквизит с целью нарушения хода работы законодателей на техасском Капитолии".
В частности, полицейскими были изъяты "значительное количество продуктов женской гигиены, мишура и конфетти", а также "одна банка с подозрениями на содержание мочи, 18 банок с подозрением на содержание фекалий и три бутылки с подозрениями на содержание краски".
Защитники прав на аборты замечают, что в здание сената запрещено проносить все эти предметы, но в то же время разрешается проносить огнестрельное оружие, причем никому его не показывая.
Всем посетителям также вручили памятку с правилами поведения в сенате, где указывалось, что демонстрации и попытки сорвать обсуждение не допускаются.
В июне выступление Дэвис было прервано после того, как спикер палаты решил, что она отклонилась от темы. Это было встречены недовольными выкриками зрителей.
Товарищи Дэвис по Демократической партии тогда сумели оттянуть время до полуночи, когда заседание должно было закрыться, за счет процедурных проволочек.