В редакции «Комсомолки» за круглым столом собрались чиновники, учителя и представители религиозных конфессий [обсуждение]
Основы религии все-таки появились в наших школах, несмотря на споры, возражения, недоверие некоторых родителей и общественников: мол, зачем нести в светскую школы религиозную пропаганду - для этого ведь есть школы воскресные. Вопросов и опасений было много. Надо ли говорить детям о религии? Если надо, то как? Кто должен преподавать этот предмет? Святые отцы? Имамы мечетей? Основы религии и светской этики начали преподавать в четвертых классах с сентября 2012 года по всей России. Этот учебный год уже заканчивается. И сейчас во всех школах Свердловской области в третьих классах проходят родительские собрания, где обсуждают новый обязательный предмет у будущих четвероклассников - «Основы религиозной культуры и светской этики». Уточним, что родители школьников могут выбрать по желанию любую из четырех традиционных мировых религий: православие, ислам, иудаизм, буддизм. А можно выбрать курс «Мировые религии» или светскую этику. Эти шесть направлений педагоги называют модулями. Как новый предмет вписался в уральские школы? Чему там учат? Какие религии чаще всего выбирают уральские школьники для изучения? Все это мы обсуждали на круглом столе.
Участники дискуссии: уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Мороков, начальник отдела координации деятельности муниципальных органов управления образования Министерства образования Свердловской области Наталья Сокольская, заведующая кафедрой гуманитарного образования свердловского Института развития образования Наталья Меньшикова, руководитель отдела религиозного образования и катехизации екатеринбургской епархии Алексей Кульберг, имам мечети поселка Зюзельский, помощник муфтия Свердловской области по вопросам образования Назип Хазрат, учитель начальных классов школы № 2 Верхней Пышмы Оксана Ильина и преподаватель екатеринбургской средней школы № 168 Ирина Серикова.
Мы по-честному приглашали представителей всех конфессий, которые имеют отношение к новому школьному предмету. Но официальные представители буддистов на Урале сослались на занятость. Отказались и иудеи: объяснили, что у них в этот день праздник и они не могут участвовать в светском мероприятии. Кроме гостей, на встречу в пресс-центр «Комсомолки» пришли учителя районных школ, общественники и журналисты.
ПОЧЕМУ ВСЕ ДРУЖНО ИДУТ ИЗУЧАТЬ СВЕТСКУЮ ЭТИКУ?
Наталья Сокольская, Министерство образования Свердловской области:
Обязательное условие этого курса - согласие родителей на то, чтобы их ребенок изучал ту или иную религию. Поэтому сейчас, перед новым учебным годом, родители четвероклассников должны написать заявление, какой из модулей их ребенок будет изучать. Сам курс ведется с первой по четвертую четверть, одно занятие в неделю. Мы рекомендуем школам провести несколько собраний с третьеклассниками и их родителями. На эти собрания желательно пригласить представителей различных религиозных конфессий. Для Свердловской области характерен следующий расклад в выборе модулей. В последний год 57 процентов детей изучают основы светской этики, 24 процента идут на основы мировых религиозных культур, 17 процентов изучают основы православной культуры, и по 0,3 процента школьников изучают ислам, буддизм и иудаизм.- У нас в Свердловской области по сравнению со многими другими регионами России уже есть опыт: с сентября 2009 года и по конец 2011 года в нескольких свердловских школах преподавались основы религии. Это был эксперимент. То есть мы смогли подготовиться к тому, что 1 сентября 2012 года курс был введен уже массово на территории всей России, и никаких особых трудностей мы не испытывали. Были затруднения: нужно было объяснить родителям, что это за новый курс, почему он вводится в школах, какой результат планирует получить педагог при участии родителей. Задача этого курса - дать ребенку представление о мировых религиях. Рассказать, какую роль они сыграли в истории России, в ее истории, литературе, архитектуре, живописи. Чтобы ребенок мог духовно и нравственно совершенствоваться.
Вопрос из зала:
- Если 27 человек в классе выбрали светскую этику, а трое - православие, то этим троим школьникам, несмотря на их выбор, все равно придется слушать светскую этику?!
Ирина Серикова, школа № 168, Екатеринбург:
- Нет! Если у нас в школе кто-то выбрал «православие», то дети будут изучать с учителем отдельно основы православия. Даже если это будет единственный ребенок, учитель будет заниматься индивидуально, один на один.
Вопрос из зала:
- А если не найдется, например, учителя по буддизму?
Наталья Меньшикова, Институт развития образования Свердловской области:
- Мы в Институте развития образования готовим педагога к преподаванию по всем шести направлениям. Поэтому школы, в которых работает педагог после повышения квалификации, абсолютно готовы к любому выбору родителей.
Вопрос от «КП»:
- Удивляет, что большинство детей выбирают светскую этику. Понятно, что государство наше долго было светским, но сейчас-то религия явно не на последнем месте в жизни общества. А священники вообще привлекаются к участию в родительских собраниях, чтобы сами носители веры могли рассказать о своей религии?
Наталья Сокольская, Министерство образования Свердловской области:
- В своих информационных письмах от Минобразования для муниципальных органов мы рекомендуем это делать. О том, как выполняют наши рекомендации, пусть выскажутся коллеги - представители конфессий. Вообще задача этого курса в светских школах - рассказать об общечеловеческих ценностях на примерах религий. Независимо от того, что ребенок изучает, светскую этику или основы религий, на всех уроках будут обсуждать вопросы добра и зла.
ХОЧЕШЬ ИЗУЧАТЬ ИСЛАМ? ИДИ В ДРУГУЮ ШКОЛУ!
Алексей Кульберг, Екатеринбургская епархия:
- В храме прихожане часто подходят ко мне за советом: какой выбор сделать в этом вопросе в школе. Обращаются и в епархию, жалуются на то, что собрания, которые проводятся в школах, носят формальный характер. Я не говорю, что это повсеместно. Но качественно проведенные родительские собрания - это, к сожалению, исключение. Чаще никакого разъяснения родителям не дается. Может, учителям рекомендовать конкретный текст или вопросы, которые должны быть освещены на собрании? Мы посетили 64 родительских собрания, посвященных новому предмету. И лишь в пяти процентах школ Екатеринбурга из тех, о которых нам рассказали наши прихожане, на собраниях подробно рассказывали об основах мировых религий. В остальных случаях учителя либо говорят - прочитайте, поставьте галочки, либо прямо объявляют - у нас изучается конкретный модуль, «выбирайте» его. Будете изучать то, что есть. Я общался и с директорами, и с учителями в районах, и, к сожалению, очень часто никакого право выбора родителям не дают.
Вопрос из зала:
- Я сам учитель в одной из районных школ нашей области. На деле у нас в школе все происходит так: родителям дают заявление, в котором они должны выбрать «религию». На выбор дается одна ночь. Утром родители должны принести заявление. Причем учитель предупреждает, что надо «выбирать». И родители, не глядя, подписывают. Я не буду сейчас называть конкретный номер школы, я там все-таки работаю.
Алексий Кульберг, Екатеринбургская епархия:
- Ситуация, к сожалению, типичная. И то, что вы не хотите называть номер школы, мне тоже понятно. В подобных случаях я советовал прихожанам: напишите заявление на имя директора школы. А мне говорят: боюсь, что конфликт отразится на моем ребенке, я уж лучше напишу заявление, как все. Вот этим и объясняется монолитный выбор светской этики или основ мировых религий в школах.
Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребенка Свердловской области:
- Родитель - самый главный защитник интересов ребенка, и если родители так, не глядя, делают это, то это вопросы к родителям… Ко мне обращений по поводу этого не поступало.
- В Полевском районе, где я являюсь имамом мечети, были обращения от мусульманских семей. Людям в школах говорили: если хотите изучать ислам, то вам придется перейти в другую школу, где его преподают.
Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребенка Свердловской области:
- Для этого и создан институт защиты прав ребенка. Мы хотя и государственный орган, но методы нашей работы совсем другие. Мы начинаем не с проверок, а с разговоров, с бесед. К примеру, сейчас разбираем случай в одной из школ Белоярского района. К нам обратились родители учащихся. На уроке физике преподаватель - священник местного храма - начинает свой урок с молитвы. К нам обратились с жалобой представители другого вероисповедания. Мы связались с директором школы, но понимания не нашли. Будем работать дальше, потому что такое недопустимо.
Наталья Сокольская, Министерство образования Свердловской области:
- К нам тоже письменных обращений о нарушениях от родителей не поступало. А если нет письменного заявления, мы не можем начать разбираться. Дитя не плачет - мать не разумеет. В области более тысячи школ, и проследить, что сказал конкретный директор и как исполнил это педагог, очень сложно. Мы тоже готовы работать по всем сигналам от родителей.
ВЕРУЮЩИЕ РОДИТЕЛИ НЕ ДОВЕРЯЮТ СВЕТСКИМ ПЕДАГОГАМ?
Вопрос из зала:
- Вы проводите родительские собрания. А мнение детей учитываете? Может, мама посылает изучать православие, а ребенку интересна история буддизма?
Оксана Ильина, средняя школа № 2 Верхняя Пышма:
- Давайте не будем забывать про внушаемость.
Наталья Сокольская, Министерство образования Свердловской области:
- Родители часто думают: мы ребенка отдали в школу, и ваша задача - научить его всему. Но мы не можем без участия родителей научить предмету, связанному с духовностью. Мы не зря говорим о серии родительских собраний. На этих собраниях должны рассказывать, как разговаривать с детьми об этом, как объяснить ребенку, что за новый предмет у него будет. В идеале родители должны посоветоваться с ребенком. Но если в семье действительно веруют, то у ребенка не в четвертом классе, а гораздо раньше будет представление о религии.
Ирина Серикова, школа № 168, Екатеринбург:
- В нашей школе учатся две девчонки-подружки. Одна из православной семьи, другая - из мусульманской. Семьи религиозные. И девочка из мусульманской семьи пошла на «основы православной культуры», а девочка из православной семьи решила изучать ислам. Потому что каждой из них хочется лучше понимать ту культуру, в которой живет ее подруга. Показательный выбор?
Алексей Кульберг, Екатеринбургская епархия:
- Лично я считаю, что дело не только в родителях и детях. Учитель, чтобы преподавать, должен хорошо освоить новый предмет. Я не поверю, что учитель отключится от всей нагрузки и глубоко погрузится в основы религиозной культуры. Сам учитель неуверенно себя чувствует в основах религиозной культуры. Может, тогда проще и логичнее сделать акцент на одной из религиозных культур либо на светской этике? Многие родители просто опасаются отправлять ребенка изучать религию, которую они же сами исповедуют в семье. К примеру, рассуждают так: у нас семья мусульманская, мы хорошо знаем Коран, мы регулярно ходим в мечеть и совершаем намаз. Но если учитель не православный и не мусульманин, сможет ли он качественно преподавать этот предмет? Срабатывает самозащита: мы выберем нечто такое, что не навредит. И я убежден, что решение этой проблемы - в качественной и продолжительной работе с педагогами. Нужно готовить опытного преподавателя религиозной культуры.
Учитель не должен учить религии, то есть тому, как нужно молиться или выполнять другие религиозные обряды. Этого в школах быть не должно. Но педагог должен уметь ответить на любой вопрос ребенка по предмету корректно и здраво. Причем опираясь не на свои жизненные установки, а на основы конкретной религии, о которой он говорит. У меня вопрос к учителям: в вашей школе каковы проценты выбора?
Ирина Серикова, школа № 168, Екатеринбург:
- В нашей школе выбран только один модуль - основы светской этики. Вообще родители очень настороженно относятся к тому, что предлагается.
Вопрос от «КП»:
- Может, родители не уверены в том, что педагог грамотно расскажет об основах конкретной религии?
Ирина Серикова, школа № 168, Екатеринбург:
- Педагогов готовили тщательно!
Оксана Ильина, школа № 2, Верхняя Пышма:
- По поводу информирования родителей - у нас все родители умеют читать, можно сесть дома за компьютер и прочитать в Интернете все о новом предмете.
- Учители признаются: конечно, мы более серьезно преподаем светские предметы, которые будут сдавать на ЕГЭ. Есть и проблема в школьных специалистах. Но все, что касается нравственных правил, во всех религиях абсолютно одинаково. Поэтому я считаю, что более правильным был бы один предмет, который бы объединял детей. Нужно, чтобы школьники находились в одной аудитории. А теологическое, богословское образование должно быть уже в семье, потому что только семья формирует религиозный взгляд ребенка. Если семья живет по канонам православия, то и ребенок будет православным, если по мусульманским канонам - будет мусульманином.
Вопрос от «КП»:
- А зачем, действительно, преподавать несколько предметов, если можно свести все в один модуль - религиозные культуры?
Наталья Сокольская, Министерство образования Свердловской области:
- Возможно, когда-нибудь мы к этому придем.
ПОЧЕМУ СВЯЩЕННИК НЕ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ У ДОСКИ
Вопрос от «КП»:
- Может, проблему глубокого изучения предмета можно решить, если приглашать представителей конфессий вести эти уроки религии?
Алексей Кульберг, Екатеринбургская епархия:
- В Свердловской области более тысячи школ, священники не могут прийти во все, их просто не хватит. К тому же школа все-таки является светским институтом. И если, например, я приду на уроки, то должен буду просто идти по грани, чтобы не начать, скажем прямо, религиозную пропаганду. Убежден, что священник, представитель конфессии, не должен проводить уроки религиозной культуры или светской этики. Все-таки это профессиональная обязанность учителя. Но помочь группе учителей ознакомиться с тонкими, фундаментальными вопросами религиозной культуры священник должен.