Госдепартамент США опубликовал ежегодный доклад о свободе религии в мире, в котором раскритиковал Россию за притеснение религиозных организаций. «Нетрадиционные» религиозные группы на территории России сталкиваются с всевозможными ограничениями, а РПЦ продолжает пользоваться привилегиями властей, уверены эксперты.
Госдепартамент США опубликовал очередной ежегодный доклад о свободе религии, в котором американские правозащитники проанализировали ситуацию в 199 странах мира за 2012 год.
В список государств, где дела со свободой вероисповедания обстоят хуже всего, вошли Иран, Китай, КНДР, Мьянма, Судан, Узбекистан, Эритрея и Саудовская Аравия.
Это перечень никак не изменился за прошедший год. Значительная часть доклада посвящена проблемам антисемитизма в Венесуэле, Египте, Иране, Тунисе, Греции, Украине, Аргентине, Венгрии и Франции. Уже после обнародования документа госсекретарь США Джон Керри заявил, что
в госдепартаменте принято решение о введении нового поста – специального посланника по вопросам борьбы с антисемитизмом, возглавит который дипломат Айра Форман.
«Когда под угрозой оказывается свобода вероисповедания, это представляет необоснованную угрозу не только для тех, кто становится объектом притеснений, но и для стабильности самой страны, – подчеркнул Керри – Мы наблюдаем это во многих странах. Поэтому наступление на религиозные свободы является не только моральной проблемой, но также стратегическим фактором, угрожающим национальной безопасности США».
Объемная часть доклада госдепа США посвящена России. Как отмечают американские наблюдатели, за последний год ситуация в нашей стране в этой сфере практически не изменилась —
в России по-прежнему ограничивают функционирование целого ряда религиозных организаций.
«Эти доклады всегда достаточно объективны. Действительно у нас дела с другими конфессиями и новыми религиозными движениями, скажем так, обстоят не очень хорошо. Отношение к ним РПЦ оставляет желать лучшего. Слишком большое влияние сегодня имеют профессиональные сектоборцы, антикультисты, которые выступают на стороне РПЦ. В нашей стране фактически признается только 4 религии: православие, ислам, буддизм, иудаизм. К остальным религиям здесь всегда было менее терпимое отношение», - рассказала в беседе с «Газетой.Ru» религиовед, доцент центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов.
«Власти также ограничивали права религиозных меньшинств путем задержания, рейдов, отказов в официальной регистрации в министерстве юстиции, отказов в регистрации помещений и отказов в выдаче въездных виз религиозным служащим», - говорится в документе. Наряду с Россией в этот список попали Азербайджан, Таджикистан, Туркмения, Украина, а также Афганистан, Вьетнам, Индия, Пакистан, Индонезия, Куба, Сирия.
«Посол США (в России Майкл Макфол — «Газета.Ru») за последний год неоднократно проводил консультации с правительственными чиновниками, встречался с российскими религиозными лидерами и участвовал в мероприятиях, призывающих к религиозной терпимости. Сотрудники посольства США внимательно следят за возможными нарушениями религиозной свободы на территории России», - говорится в отчете.
Несмотря на положения Конституции о свободе вероисповедания, уверяют американские эксперты, в России многие религиозные группы сталкиваются с всевозможными ограничениями: отказами в регистрации в Минюсте, невозможность арендовать земельные участки, обвинения в экстремизме. «На практике правительство (России) в основном уважало религиозную свободу, но устанавливало ограничения, которые влияли на членов религиозных групп, находящихся в меньшинстве. Это включало использование обвинений в экстремизме, чтобы запретить религиозные материалы и ограничить свободу собраний, а также задержания, обыски, отказ в официальной регистрации в министерстве юстиции, отказ в разрешении на строительство и отказ в визах религиозным работникам», - отмечают аналитики.
В докладе отмечается, что главной проблемой остается размытость формулировки понятия «экстремистская деятельность».
«По закону, чиновники могут запретить деятельность религиозных объединений, если они нарушают общественный порядок или участвуют в экстремистской деятельности. Однако последняя формулировка прописана в законодательстве довольно размыто. Разжигание розни карается в России сроком до 4 лет лишения свободы. Владение экстремистскими материалами может привести к 15 суткам заключения или штрафу в размере 98$ - 3000 рублей. Суд в праве приостановить на 90 суток деятельность юридических лиц, в пользовании которых оказались экстремистские материалы или оштрафовать их на $3,257 — 100 тысяч рублей», - напоминают эксперты.
Отдельно в отчете Госдепа США поднимается вопрос о многочисленных жалобах мусульман о невозможности снять или купить место для поклонения у государственных или частных лиц. «Чиновники нередко отказывают желающим в выдаче разрешения на строительство. По сообщениям мусульманских групп, в Москве власти разрешили строительство только 4 официальных мечетей, тогда как Совет Муфтиев заявлял о том, что «планируется построить 12 новых мечетей». Мэр Москвы заявил, что 2/3 посетителей этих мечетей не были зарегистрированы и выступил против их строительства. В сентябре прошлого года городские власти на окраине Москвы отказались от плана возведения новой мечети после того, как несколько тысяч человек вступили с протестом», — возмущаются правозащитники.
Экстремизм на Северном Кавказе и значительный наплыв мигрантов из Средней Азии, отмечают эксперты, приводит к росту неприязни к традиционным мусульманским сообществам в целом ряде российских регионов. В отчете также отмечается, что на территории России также продолжает без значительных препятствий издаваться и распространяться антисемитская литература.
«Русская православная церковь (РПЦ) по-прежнему пользуется значительными привилегиями властей и многих государственных институтов, тогда как нетрадиционные религиозные группы страдают от отсутствия регистрации», — делают вывод американцы.
РПЦ имеет целый ряд формальных и неформальных соглашений с министерствами, получая при этом более широкий доступ к государственным учреждениям, таким как школы, больницы, тюрьмы, армия.
«В докладах госдепа всегда, как правило, идет критика отношения властей к религиозным меньшинствам. Насчет РПЦ они обычно говорят всегда очень туманно, но если в этот раз критика стала резче – это что-то новое. Насчет более широкого доступа РПЦ к государственным учреждениям… это даже критикой назвать сложно, это констатация факта, объективная констатация реальности», — уверен Фаликов.
Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) с выводами госдепа не согласен. «Я был недавно у сеинтологов (общественный центр Сеинтологической церкви – «Газета.Ru») – они находятся в самом центре Москвы, на Таганке. О каком в таком случае притеснении со стороны РПЦ можно говорить?», — сказал он «Газете.Ru». Доклад госдепа США, по его мнению, носит исключительно политический подтекст: «Цель этих докладов одна – нажать на самую больную точку нашего общества, спровоцировать религиозные волнения».