2 Мая 2013
Проблема свободы вероисповедания в России обостряется. Об этом говорится в докладе Комиссии США по международной религиозной свободе, который был опубликован накануне.
Российские эксперты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки», расходятся во мнении, оказывают ли власти преференции Русской православной церкви (РПЦ) и рассуждают о мотивации принятия закона о защите чувств верующих.
Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает, что ситуация в России со свободой вероисповедания достаточно плохая.
«Не могу сказать, что прошлый год в России был хуже предыдущего, но ситуация остается напряженной, особенно в части применения антиэкстремистского законодательства в сфере религии», – рассказал эксперт Русской службе «Голоса Америки».
Редактор журнала «Наука и религия» Марк Смирнов не согласен с тем, что российское правительство оказывает преференции православной религии.
«На юге Германии предпочтение отдается Римско-католической церкви, а на севере страны – Евангелической. Во Франции свой подход к религии, который включает запрет на ношение хиджаба. В России своя политика в области религии», – так прокомментировал он ситуацию Русской службе «Голоса Америки».
Мнение Смирнова разделяет профессор Высшей школы экономики Федор Шелов-Коведяев.
«Православие в становлении российской государственности сыграло ключевую роль, поэтому православие и Русская православная церковь играет особую роль в истории России. С этим необходимо считаться», – сказал Русской службе «Голоса Америки» Шелов-Коведяев.
В свою очередь, Верховский согласен с тем, что православие сыграло в России особую роль, но не понимает, почему это является основанием для оказания преференций РПЦ.
«По конституции России все религиозные организации равны перед законом. Существующие привилегии РПЦ, по большей части, являются неформальными», – напомнил исследователь.
Верховский добавил, что отношения российских властей с так называемыми нетрадиционными религиозными организациями очень разные.
«Довольно крупная религиозная организация "Свидетели Иеговы" находится под постоянным давлением властей, а у такой же по размерам организации "Церковь адвентистов седьмого дня" отношения с государством довольно нейтральные. Одному богу известно, от чего это зависит», – резюмировал Верховский.
Защита чувств верующих
Госдума в настоящее время рассматривает законопроект о защите чувств верующих. Документ был принят в первом чтении и предусматривает введение наказания за публичное оскорбление богослужений и других богослужебных обрядов. За оскорбление по религиозным мотивам законодатели предлагают наказывать штрафом до 300 тысяч рублей, обязательными работами до 200 часов или лишением свободы до трех лет.
Марк Смирнов считает, что государство должно защищать чувства верующих. При этом верующие, принадлежащие к той или иной религии или традиции, не имеют права оскорблять представителей других конфессий.
«Если исходить из буквы закона, то нельзя сказать, что инициативы депутатов направлены против верующих граждан. Но если перетолковать закон или сделать его однозначно направленным против новых религиозных движений, то он может приобрести репрессивный или дискриминационный характер», – сказал Смирнов.
По мнению Александра Верховского, новый законопроект о защите чувств верующих стал прямым следствием обеспокоенности российских властей тем, что критика РПЦ вошла в повестку дня политической оппозиции и дела Pussy Riot.
«Закон призван расширить правовые основания для произвольных решений правоохранительных органов. На практике этот закон может означать, что сотни людей начнут писать жалобы друг на друга в прокуратуру с требованием возбудить уголовные дела по новому составу. Больше мира и спокойствия это не принесет», – сказал эксперт.
В России отсутствует целенаправленная политика в области религии, считает Верховский.
«У властей есть определенные приоритеты, но реализуются они довольно хаотично. Например, у властей есть приоритет защиты от политических групп, которые мотивированы религией, что, конечно, в первую очередь касается Северного Кавказа, но не только. Это приводит к контрмерам, которые не всегда продуманы и не продуктивны», – резюмировал эксперт.