22 Апреля 2013
Любая религия соизмерима носителю. М.Ю. Смирнов
Апрель 2013 года ознаменовался для российского религиоведения презентацией книги Михаила Юрьевича Смирнова «Религия и религиоведение в России», которая проходила в стенах РХГА. По словам автора (доктора социологических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета), эта работа стала осмыслением собственного пути исследования религии.
Эпиграф к данной заметке подчеркивает основную мысль, с которой обратился Михаил Юрьевич к аудитории. На презентации автор уделил особое внимание актуальным проблемам религиоведения в России, которые требуют серьезного осмысления. Одной из таких проблем является исследование приверженцев религиозных учений, их сознания и поведения, как первоисточника информации о религии. Автор «Религии и религиоведения в России» призывает оставить взгляд, мифологизирующий предмет религиоведения и создающий из религии образ чего-то, недоступного для научного исследования.
Михаил Юрьевич отметил, что российское религиоведение имеет все основания к тому, чтобы заявить о себе на мировой арене. Об этом он пишет в одной из глав, повествующей об истории возникновения религиоведения в России. Говоря о религиоведении, возникшем в советское время и занимавшемся преимущественно критикой религии с позиций научного атеизма, подрастающему поколению стоит понимать значение исследователей, работавших во времена СССР. Они не могут быть умалены с точки зрения «прогрессивности», хотя бы потому, что и сегодня мы можем видеть их самозабвенный труд и просветительскую деятельность, включающую передачу уникальных опыта и знаний.
Мне хотелось бы обратить внимание российских религиоведов на используемые Михаилом Юрьевичем понятия «форсированной реанимации религиозного фактора» и «инструментального отношения к религии». Сегодня мы нередко встречаемся с опасениями вести публичные дискуссии на тему религии. Возможно, чтобы разрешить взаимные эмоциональные выпады науки и религии, фигурирующие в прессе и не имеющие отношения к реальному положению дел, данная терминология способна вывести обсуждение на качественно новый уровень в дискуссиях об общественной (публичной) деятельности религий.
Так же Михаил Юрьевич ответил, среди прочих, на вопрос о пожеланиях студентам, занимающимся религиоведением: «…не игнорировать наставников, но и не прикрываться авторитетами, искать свой собственный путь», – такими словами можно охарактеризовать рекомендацию новому поколению исследователей религии. В особенности, автор «Религии и религиоведения в России» предостерег от попыток искусственного размежевания российского религиоведения на некие научные школы. Не отрицая возможности возникновения научных школ в будущем, он полагает, что в настоящее время куда важнее иметь основания для нормальной, стабильной работы исследователей религии по всей России.
Важное значение книги «Религия и религиоведение в России» в том, что она представляет уникальный взгляд на историю и современное состояние религиоведения в России; взгляд исследователя, прошедшего сквозь время перемен и позволившего нам прикоснуться к собственному опыту научных изысканий, открывая читателю мир российского религиоведения «из первых рук». Книга будет интересна не только узкому круг специалистов, но и студентам, исследователям в смежных гуманитарных областях, а также рядовому читателю, заботящемуся о развитии своего кругозора.
Евгений Васильев
специально для портала "Религия и право"