29 Марта 2013
28 марта 2013 года Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы РФ проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В целом принятие законопроекта оправдано, так как продиктовано заботой об общественной безопасности. Однако, в свете массовых проверок некоммерческих организаций, в том числе и религиозных, проводимых в последнее время прокуратурой, стоит сделать один комментарий.
При проведении проверок в религиозной организации прокуроры требуют предоставить списки членов религиозной организации. Это требование прокуратуры незаконно. Право не раскрывать свои убеждения, в том числе религиозные, гарантировано статьей 29 Конституции РФ. Никто не может принудить гражданину к этому, если он сам этого не хочет делать. А тем более религиозная организация не имеет права раскрывать списки своих членов, нарушая их конституционное право.
Конечно, в соответствии со статьей 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако на данный момент нет закона, который позволял бы прокуратуре обосновать законность требования предоставить списки членов религиозной организации. А так как прокуратура осуществляет надзор за соблюдением религиозными организациями законодательства РФ, ссылка на закон, обосновывающий требование прокуратуры обязательна.
Однако, если внесенный в Думу законопроект будет принят, у прокуратуры появится законное основание требовать списки членов религиозных организаций под предлогом поиска лиц, участие в деятельности религиозных организаций которым запрещено. А религиозные организации будут обязаны это требование исполнять.
Таким образом, принятие данного закона скорее всего приведет к тому, что религиозные организации будут отказываться от "фиксированного" членства, ограничиваясь списком учредителей организации, а по закону для этого достаточно десяти граждан. Поэтому данный закон будет работать только в отношении учредителей религиозных организаций. Иных членов в организациях просто не будет. А чтобы проконтролировать "участие" в религиозной организации, необходимо будет обязать религиозные организации переписывать всех, кто посещает их мероприятия, что выглядит абсурдно и не выполнимо.
Поэтому представляется, что принятием данного законопроекта власти в меньшей степени достигнут поставленных целей, нежели создадут почву для ухода религиозных организаций в "подполье", а может быть и отказу от государственной регистрации.
Напомним, что 22 февраля 2013 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона № 195229‑6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации", содержащий аналогичные нормы.
специально для "Религия и право"
Чугунов Сергей
адвокат
Приводим полный пакет документов, внесенных в Государственную думу РФ.
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
«22» марта 2013г.
№ 1608п-П44
Москва
О внесении проекта федерального закона
"О внесении изменения в статью 9
Федерального закона "О свободе совести
и о религиозных объединениях"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Приложение:
1. Текст законопроекта на 2 л.
2. Пояснительная записка к законопроекту на 2 л.
3. Финансово-экономическое обоснование на 1 л.
4. Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, на 1 л.
5. Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, на 1 л.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации по данному вопросу на 1 л.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
№247831-6
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 9 Федерального закона
"О свободе совести и о религиозных объединениях"
Внести в статью 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №39, ст. 4465) изменение, дополнив ее пунктом 3 следующего содержания:
"3. Не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:
иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 9
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях приведения положений Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие с нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части установления ограничений для лиц, являющихся учредителями, участниками и (или) членами религиозных организаций, направленных на устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности религиозных организаций.
Статья 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" запрещает участие в деятельности некоммерческой организации иностранных граждан или лиц без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также лиц, включенных в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" или в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности".
Учредителем, участником или членом некоммерческой организации не вправе выступать организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" религиозные организации являются одной из форм некоммерческих организаций.
Однако в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях") перечисленные выше ограничения не распространяются на религиозные организации, в связи с чем отказать в государственной регистрации религиозной организации по данному основанию не представляется возможным.
Отсутствие правового механизма, препятствующего лицам, осуществляющим экстремистскую деятельность, участвовать в деятельности религиозных организаций, аналогичного действующему запрету на участие таких лиц в деятельности иных форм некоммерческих организаций, нарушает конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом и создает предпосылки для распространения на территории Российской Федерации религиозного экстремизма.
В соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями орган, уполномоченный в сфере регистрации религиозных организаций, вправе на основании абзацев четвертого и шестого пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" отказать в государственной регистрации религиозной организации, учредителями (участниками, членами) которой выступают лица, осуществляющие экстремистскую деятельность.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 9 Федерального закона
"О свободе совести и о религиозных объединениях "
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
федерального закона "О внесении изменения в статью 9
Федерального закона "О свободе совести
и о религиозных объединениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федеральный
закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. № 443-р
МОСКВА
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
2. Назначить статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации Любимова Юрия Сергеевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев