О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Религиозные организации могут обязать раскрывать списки своих членов

  версия для печатиотправить ссылку другу
29 Марта 2013

28 марта 2013 года Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы РФ проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В целом принятие законопроекта оправдано, так как продиктовано заботой об общественной безопасности. Однако, в свете массовых проверок некоммерческих организаций, в том числе и религиозных, проводимых в последнее время прокуратурой, стоит сделать один комментарий.

При проведении проверок в религиозной организации прокуроры требуют предоставить списки членов религиозной организации. Это требование прокуратуры незаконно. Право не раскрывать свои убеждения, в том числе религиозные, гарантировано статьей 29 Конституции РФ. Никто не может принудить гражданину к этому, если он сам этого не хочет делать. А тем более религиозная организация не имеет права раскрывать списки своих членов, нарушая их конституционное право.

Конечно, в соответствии со статьей 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако на данный момент нет закона, который позволял бы прокуратуре обосновать законность требования предоставить списки членов религиозной организации. А так как прокуратура осуществляет надзор за соблюдением религиозными организациями законодательства РФ, ссылка на закон, обосновывающий требование прокуратуры обязательна.

Однако, если внесенный в Думу законопроект будет принят, у прокуратуры появится законное основание требовать списки членов религиозных организаций под предлогом поиска лиц, участие в деятельности религиозных организаций которым запрещено. А религиозные организации будут обязаны это требование исполнять.

Таким образом, принятие данного закона скорее всего приведет к тому, что религиозные организации будут отказываться от "фиксированного" членства, ограничиваясь списком учредителей организации, а по закону для этого достаточно десяти граждан. Поэтому данный закон будет работать только в отношении учредителей религиозных организаций. Иных членов в организациях просто не будет. А чтобы проконтролировать "участие" в религиозной организации, необходимо будет обязать религиозные организации переписывать всех, кто посещает их мероприятия, что выглядит абсурдно и не выполнимо.

Поэтому представляется, что принятием данного законопроекта власти в меньшей степени достигнут поставленных целей, нежели создадут почву для ухода религиозных организаций в "подполье", а может быть и отказу от государственной регистрации.

Напомним, что 22 февраля 2013 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона № 195229‑6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации", содержащий аналогичные нормы.


специально для "Религия и право"
Чугунов Сергей
адвокат


Приводим полный пакет документов, внесенных в Государственную думу РФ.


Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

«22» марта 2013г.
№ 1608п-П44
Москва

О внесении проекта федерального закона
"О внесении изменения в статью 9
Федерального закона "О свободе совести
и о религиозных объединениях"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Приложение:

1. Текст законопроекта на 2 л.
2. Пояснительная записка к законопроекту на 2 л.
3. Финансово-экономическое обоснование на 1 л.
4. Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, на 1 л.
5. Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, на 1 л.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации по данному вопросу на 1 л.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

Вносится Правительством
Российской Федерации

Проект
№247831-6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 9 Федерального закона
"О свободе совести и о религиозных объединениях"

Внести в статью 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №39, ст. 4465) изменение, дополнив ее пунктом 3 следующего содержания:

"3. Не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.".

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 9
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях приведения положений Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие с нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части установления ограничений для лиц, являющихся учредителями, участниками и (или) членами религиозных организаций, направленных на устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности религиозных организаций.

Статья 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" запрещает участие в деятельности некоммерческой организации иностранных граждан или лиц без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также лиц, включенных в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" или в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности".

Учредителем, участником или членом некоммерческой организации не вправе выступать организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" религиозные организации являются одной из форм некоммерческих организаций.

Однако в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях") перечисленные выше ограничения не распространяются на религиозные организации, в связи с чем отказать в государственной регистрации религиозной организации по данному основанию не представляется возможным.

Отсутствие правового механизма, препятствующего лицам, осуществляющим экстремистскую деятельность, участвовать в деятельности религиозных организаций, аналогичного действующему запрету на участие таких лиц в деятельности иных форм некоммерческих организаций, нарушает конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом и создает предпосылки для распространения на территории Российской Федерации религиозного экстремизма.

В соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями орган, уполномоченный в сфере регистрации религиозных организаций, вправе на основании абзацев четвертого и шестого пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" отказать в государственной регистрации религиозной организации, учредителями (участниками, членами) которой выступают лица, осуществляющие экстремистскую деятельность.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 9 Федерального закона
"О свободе совести и о религиозных объединениях "

Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.


ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
федерального закона "О внесении изменения в статью 9
Федерального закона "О свободе совести
и о религиозных объединениях"

Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.


П Е Р Е Ч Е Н Ь
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федеральный
закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. № 443-р

МОСКВА

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

2. Назначить статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации Любимова Юрия Сергеевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев 






также в рубрике ] мы: