Газета.ру: К некоммерческим пришли за экстремизмом
20 Марта 2013
Число регионов, где к НКО пришли с внеплановой проверкой, выросло с 9 до 13 — о новых случаях члены президентского совета по правам человека, спешно собравшиеся во вторник, узнавали прямо во время экстренного заседания. Во время облав прокурорские работники вместе с налоговиками, пожарными и санэпидназдором ищут признаки экстремистской деятельности, но придраться к организациям пока удается лишь по формальным признакам.
Комиссия по развитию некоммерческих организаций при совете по правам человека провела экстренное заседание. Поводом для внеплановой встречи правозащитников стала серия прокурорских проверок НКО, на которые в последние недели жалуются сотрудники неправительственного сектора. Как рассказала «Газете.Ru» руководитель комиссии Елена Тополева-Солдунова, на сегодняшний день проверки зафиксированы в 13 российских регионах.
О новых визитах прокурорских работников правозащитники из президентского совета продолжали узнавать уже в процессе заседания; членам СПЧ «поступали новые звонки и СМС-сообщения» из регионов. «Еще таких масштабов проверок НКО не было. Впервые одновременно такое количество организаций проверяется и настолько масштабно: прокуратура приходит с налоговой, ФСБ, МВД, пожарными. Кто только не приходит, — рассказала Тополева-Солдунова. — Мы решили обратиться к генеральному прокурору с просьбой разъяснить, в чем причина такой массированной проверки».
По ее словам, в среду члены комиссии по развитию НКО будут собирать подписи под обращением к генпрокурору Юрию Чайке, от которого в совете по правам человека ждут не только ответа, но и личного присутствия на следующих заседаниях. После генпрокурора члены СПЧ намерены обращаться к президенту Владимиру Путину.
Во вторник федеральное надзорное ведомство уже отреагировало на шквал сообщений о странных проверках и публикаций в СМИ о начавшейся кампании. В пресс-службе ведомства «Интерфаксу» сказали, что проверка идет по плану работы Генпрокуратуры на первое полугодие 2013 года. «В рамках данного мероприятие предусмотрена в том числе проверка соблюдения законности в деятельности некоммерческих организаций, финансируемых из зарубежных источников», — сообщили в пресс-службе.
Сразу в двух организациях, где проверки прошли в начале этой недели, «Газете.Ru» сообщили, что основанием для визита прокурорских сотрудников стало подозрение НКО в экстремистской деятельности.
Текст поручения Генпрокуратуры, во вторник на своей странице в Facebook опубликовал глава пензенского фонда «Гражданский союз» Олег Шарипков. Как объяснил «Газете.Ru» Шарипков, в его распоряжение документ попал от сотрудников прокуратуры, накануне явившихся в офис его организации с проверкой. На документе нет никаких опознавательных знаков. По словам правозащитника, сотрудник прокуратуры объяснил это тем, что «он распечатал листочек» себе в качестве памятки.
В документе говорится о необходимости проверки «законности расходования поступивших средств и иного имущества, наличия фактов их направления на экстремистскую и террористическую деятельность». Кроме того, Генпрокуратура просит проверить законность участия НКО, финансируемых из-за рубежа, «в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных государств».
Как следует из опубликованного документа, прокуратура ведет «надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму общественными, религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями, в том числе незарегистрированными общественными и религиозными объединениями деструктивной и радикальной направленности». Также НКО проверяют на «превышение пределов уставных целей и задач, попытки присвоения функций законно избранных органов государственной власти».
Экстремистскую подоплеку во вторник искали и в петербургской экологической организации «Беллона». По словам ее исполнительного директора Николая Рыбакова, в офис пришли представители прокуратуры, пожарной службы МЧС и Роспотребнадзора, которые предъявили тот же самый документ, который попал в распоряжение пензенца Шарипкова. После этого сотрудники правоохранительных органов приступили к поискам экстремистской литературы в офисе «Беллоны». «С одной стороны, может быть, они для галочки проводят, нет ли у нас какой экстремистской деятельности, — рассуждает Рыбаков. — С другой стороны, сомнительно, конечно, проверять экологическую деятельность на экстремизм. Визуальный осмотр наших помещений показал, что экстремистской литературы у нас тут нет. Не то что они сильно искали, но осмотрели помещение и ничего такого не нашли».
Результат у проверки был столь же неожиданным, как и сам факт внезапного интереса прокуратуры к петербургским экологам, рассказал Рыбаков: «Они выяснили, что сотрудники не проходили флюорограмму. Будем теперь всех направлять на флюорограмму».
На сегодняшний день доподлинно неизвестно, сколько всего организаций подверглись проверкам и скольким из них еще предстоит встреча с представителями надзорного ведомства. О масштабах идущей кампании можно судить по тому, что в одном только Санкт-Петербурге правоохранительные органы намерены накрыть выборочной проверкой все 5000 организаций, зарегистрированных в городе. «Проверка будет выборочной. Проверять, по словам источника, будут все подряд — от условий труда и пожарных выходов до финансовых документов и книг с газетами и журналами», — сообщал «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах города.
Прокурорскую проверку в среду ждут в оренбургском отделении Комитета против пыток, сообщил «Газете.Ru» глава организации Игорь Каляпин. Во вторник правозащитники уже получили предупреждение о грядущей встрече с представителями надзорного ведомства. Правда, смысла в действиях прокуратуры Каляпин не увидел. «Удивительно, что она собирается прийти к нам в офис оренбургского отделения, потому что центральная часть у нас находится в Нижнем Новгороде и вся без исключения финансово-хозяйственная деятельность ведется через нижегородский офис. Оренбургское отделение никакой финансово-хозяйственной деятельности не осуществляет, и я совершенно не представляю каким образом прокурорские собираются устанавливать, куда расходуются деньги, потому что в Оренбурге они никуда не расходуются», — объяснил он, предположив, что масштабные проверки могут быть связаны со вступлением в действие закона об «иностранных агентах».
Как полагает Каляпин, действующие организации массово проверяются для того, чтобы дать впоследствии четкое определение термину «политическая деятельность». Это можно будет сделать, «изучив, какая деятельность в каких организациях существует и куда, собственно, расходуются деньги», полагает Каляпин.
Без четкого определения «политической деятельности» Минюст до сих пор отказывался исполнять закон, действующий с лета прошлого года.
«Пытаться найти признаки экстремизма к правозащитных организациях, на мой взгляд, абсурдно. Или уж в прокуратуре совсем неосведомленные люди и не понимают, где что искать», — говорит Каляпин.
По мнению главы правозащитной ассоциации «Агора» Павла Чикова (он также присутствовал во вторник на заседании комиссии СПЧ), исполнение закона об экстремистской деятельности может быть лишь формальным поводом для масштабных облав, которым в последние недели подверглись НКО. «Это обертка, под которой это подается. При этом совершенно непонятно, с какого перепуга органы прокуратуры, действуя в рамках закона о противодействии экстремизму, привлекают к проверкам НКО пожарный надзор, трудовую инспекцию, санитарных врачей и налоговиков», — говорит он.