1 Марта 2013
Петербургский парламентарий Виталий Милонов выступил с инициативой дополнить федеральные законы «О митингах, собраниях» и «О свободе совести и и о религиозных объединениях» положением о необходимости уведомлять религиозные организации о готовящихся мероприятиях в пределах территорий, прилегающих к их зданиям. Предполагается, что религиозная организация может высказаться относительно уместности мероприятия, а должностные лица, с учётом мнения клириков, уже вынесут своё окончательное решение.
Иными словами, если организаторы праздника Дня российской науки вдруг захотят провести торжественное награждение молодых учёных и их научных руководителей на ступенях, предположим, Синагоги, то необходимость выслушать мнение её руководства теперь будет закреплена законодательно. Или, к примеру, если вдруг следующий митинг за права дворников-мигрантов перенесут в пространства Некрополя «Мастеров искусств» Александро-Невской Лавры, то мнение духовенства и здесь будет иметь не последнее значение.
Правда, убеждённый в необходимости принятия столь актуального для Петербурга закона Виталий Милонов обосновал свою инициативу несколько иначе. Как отмечено в пояснительной записке, «сегодня в российском обществе назрела проблема соотношения свободы выражения собственного мнения (мнения определённых социальных групп) и свободы совести и вероисповедания. Ярким примером может служить нашумевшее дело Pussy Riot, когда группой лиц были совершены действия, публично выражавшие пренебрежение и циничное отношение к вере и религиозным убеждениям многих людей».
В интервью одному из городских изданий Милонов подчеркнул, что «махать ЛГБТ-флагами на паперти церкви – это непристойно и некультурно…. Может быть, у буддистов в это время отмечается день поминовения усопших – проводить митинги будет не этичным».
О том, сколько именно митингов ЛГБТ-сообщество провело на территории буддийского Дацана, депутат не сообщил, однако во время дискуссии об актуальности законопроекта уличил помощника парламентария Комоловой – Кирилла Васильева, в «атеистической вакханалии у ступеней Казанского собора».
Означают ли все эти доводы, что отныне активистки панк-группы Pussy Riot, ЛГБТ-организации и «вакханальщик» Кирилл Васильев будут заранее уведомлять о готовящихся на территории религиозных организациях «вакханалиях»?
По всей видимости, подобные чаяния можно было бы списать на чудаковатость и оторванность от реалий жизни набожного депутата, если бы он не возглавлял Комитет ЗакСа по законодательству и лично не голосовал за принятие петербургской редакции закона «О митингах». Напомним, что принятый в третьем чтении закон закрывает практически все традиционные для народного протеста места в центре города и оставляет для митингующих единственный гайд-парк на Марсовом поле. Поэтому не исключено, что за высокопарными речами власть намерена в очередной раз искусственно сузить и без того небольшой круг площадок, где недовольные люди могут высказать своё мнение. Интересно, что при этом существенным образом будет нарушен тот самый закон «О свободе совести и вероисповедании», в который и хотят внести изменения. Ведь с точки зрения права светского государства, чувства человека, намеренного высказать своё мнение, и мнение по этому поводу верующих вроде бы должны иметь равностепенное значение.
Яна Плотникова,"Наша Версия на Неве", № 08 (266), от 25.02.- 03.03.2013