О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Анатолий Пчелинцев:"Рука руку моет"

  версия для печатиотправить ссылку другу
11 Февраля 2013

Анатолий Пчелинцев 

Из серии "Суд и вера. Записки адвоката"

Сказал также им притчу о том, что должно всегда
молиться и не унывать,
говоря: в одном городе был судья, который
Бога не боялся и людей не стыдился.

Евангелие от Луки, 18:1-2

О том, что суд в России независим и судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону провозглашено в Основном законе нашего государства. Между тем, данный постулат у многих граждан вызывает ироническую улыбку. Придя однажды в суд в поисках правды и справедливости от произвола чиновников, граждане нередко уходят оттуда униженными и разочарованными. Вместо правосудия они порой встречаются с неприкрытым цинизмом и пародией на Фемиду. Причиной этому является не Конституция и не законодательство, а укорененная зависимость судей от органов исполнительной власти, привычка жить по принципу: «Чего изволите?», а также нежелание портить отношения с правоохранительными органами. Получается, что закон как бы есть, а правосудия нет.

Наш случай произошел в городе N. Московской области. Священнослужитель поместной церкви евангельских христиан-баптистов Алексей Добродеев много лет был известен в округе как человек Божий. Все знали, если что случится, надо идти к нему, он поможет. Всех он встречал с открытой и добродушной улыбкой, святящейся на одухотворенном лице. Жена священника, Ольга, была доброй, отзывчивой женщиной, также всегда готовая прийти на помощь.

Но, как говорится, мил для всех не будешь. Осенним дождливым днем, когда вся семья была в сборе, послышался стук в дверь. Хозяин, встав из-за стола, пошел открывать дверь, предполагая, что кто-то нуждающийся

пришел в его дом. Однако на пороге стояла целая группа людей, которые представились чиновниками регионального Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Цель своего визита они объяснили необходимостью проверить соблюдение земельного законодательства. Растерявшийся священник взял бумагу представленную чиновниками и, прочитав с удивлением, воззрел на проверяющих.

Из документа следовало, что поводом для проверки послужило обращение администрации города городскому прокурору в связи с тем, что священник якобы использует землю, находящуюся под его жилым домом не по назначению, поскольку совершает в доме молитвы за больных и страждущих, проводит богослужения и религиозные обряды.

Чиновники войдя в дом, с пренебрежением окинув взглядом простенькую обстановку и скромно одетую жену священника с держащимися за подол ее юбки тремя малолетними детьми с пристрастием приступили к проведению проверки. Обходя комнаты, «гости» между собой с возмущением отмечали нахождения в доме атрибутов христианской символики и литературы.

Несмотря на то, что священнослужитель неоднократно пытался объяснить проверяющим лицам, что он ничего противозаконного не делает и пытается чем может помогать людям, проверяющие чиновники слушать не хотели. Ссылки же священнослужителя на то, что в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» он имеет полное право проводить богослужения и совершать молитвы в собственном жилом доме, в расчет также приняты не были.

Осмотрев все и составив протокол об административном правонарушении по статье 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверяющие пригрозив отобрать у священника землю и снести дом в случае повторения «нарушений» закона покинули жилой дом.

В Постановлении указывалось, что «в ходе проверки установлено, что земельный участок используется не по целевому назначению, поскольку используется для проведения богослужений, собраний, религиозных обрядов и церемоний религиозной организацией, которая зарегистрирована как юридическое лицо по данному адресу». При этом ни слова не было сказано, что по указанному адресу проживает семья священнослужителя с малолетними детьми.

Между тем, церковь по данному адресу была зарегистрирована органами юстиции совершенно законно. В соответствии с требованиями упомянутого закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» органы юстиции уполномочены проверять документы регистрируемой организации на соответствие их законодательству. На них законом возложен также контроль за уставной деятельностью религиозных организаций. Органы юстиции нарушений законодательства в действиях священнослужителя не усмотрели. Однако данный факт не произвел должного впечатления на представителей Росреестра, видимо посчитавших, что специалисты по землеустройству, более компетентны в вопросах регистрации и деятельности религиозных организаций, нежели органы юстиции.

На следующий день, по городу поползли слухи, что администрация города затеяла грязное дело и хочет изъять у священника земельный участок, а дом снести. Якобы это место приглянулось одному из «сильных» мира сего.

Справедливости ради, стоит пояснить читателю, что участок был выделен священнику под индивидуальное жилищное строительство, дом на нем был введен в эксплуатацию, а вот дворовые надстройки нет, что в какой-то мере развязывало проверяющим чиновникам руки.

В один из ближайших после этого визита дней к автору этих строк в адвокатский офис пришел посетитель, который от имени жителей города N. просил помочь священнику, и не допустить чиновничьего произвола. В папке, вместе с документами он передал прошение о помощи подписанное священнослужителем и горожанами.

Изучив материалы дела, и разделив опасения по поводу дальнейшей судьбы земельного участка, на котором находился дом священнослужителя, в районный суд была подана жалоба на незаконные действия Росреестра.

Учитывая, что законодательство о свободе совести однозначно трактует, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут беспрепятственно совершаться в жилых помещениях, была твердая убежденность, что суд удовлетворит жалобу священнослужителя - владельца жилого дома.

Однако не тут-то было. Уже с самого начала судебного заседания стало ясно, какое решение вынесет судья, поскольку он явно и открыто, не стесняясь, занял обвинительную позицию Росреестра, который на удивление представляло четверо сотрудников данного органа. При этом адвокату судья элементарно не давал высказаться, прерывал, не позволял задавать вопросы. Но, видя его не поддельную заинтересованность в данном деле и нежелание отмалчиваться в процессе судебного разбирательства, судья вынес адвокату два совершенно нелепых замечания, пригрозив отправить жалобу в адвокатскую палату, если тот не перестанет «мешать» процессу. С таким бесцеремонным и циничным отношением к себе как участнику процесса за многолетнюю правозащитную практику я как адвокат столкнулся впервые.

В довершении всего, полностью согласившись и поддержав мнение администрации города, местной прокуратуры и Росреестра судья, грубо нарушив закон и профессиональную этику, прочитал нотацию священнослужителю о том, что негоже совершать молитвы в жилом доме и только после этого с важным видом удалился в совещательную комнату.

Лишь вечером следующего дня он огласил судебное решение, которое было не в пользу священника, а полностью повторяло позицию органов власти. С кем более суток совещался «независимый» судья по не сложному гражданскому делу остается только догадываться. Проштамповав беззаконные действия органов исполнительной власти, он продемонстрировал тем самым свою профессиональную беспомощность и видимое нежелание конфликтовать с местной номенклатурой. На память невольно пришли слова из Писания: «От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Кн. Аввакума, 1:4). Полузабытое библейское слово «превратный», означающее «искажающий истину, лживый», как нельзя лучше подходит к описанной ситуации.

Судя по лицам наших героев, вышедших из зала суда, горький осадок остался у всех. Моя душа никак не находила покоя и я снова мысленно возвращаясь к состоявшемуся судебному процессу задавался вопросами: как понимать суд, который должен оставаться беспристрастным и объективным, на протяжении всего судебного заседания явно и пренебрежительно эти требования игнорировал? Почему суд отказался видеть элементарные вещи, которые четко и однозначно прописаны в законе? Неужели жители города, просившие за священника, были правы в своих предположениях, что главной причиной этого грубого произвола стал тот факт, что кому-то приглянулся находящийся в центре города земельный участок. Поразмыслив о происшедшем и еще больше убедившись в правоте горожан, ссылавшихся на источник в администрации города, было принято решение бороться до конца.

Священник же со своей семьей непрестанно совершали молитвы к Богу с просьбой о помощи. Но, при этом, несмотря на трудную жизненную ситуацию, продолжали помогать людям.

Между тем развязка наступила довольно быстро. Решение суда первой инстанции было обжаловано в областной суд, который внимательно выслушав позицию адвоката и изучив материалы дела, вынес решение в пользу священнослужителя. Постановление Росреестра было отменено как незаконное, а производство по административному делу прекращено.

Итак, точка в деле была поставлена. Счастливый священник, его жена и члены общины, не переставая, благодарили за оказанную им помощь. Я же был искренне рад знакомству с этими замечательными и благочестивыми людьми, способными пожертвовать личным благополучием и временем ради ближних. Если такие люди еще есть в нашей стране, то мы, поистине, не смотря ни на что, сильная нация и сильное государство.

А что касается наших власть имущих героев, то здесь думаю, читатель со мной согласиться, что так называемая добровольная зависимость судей от органов исполнительной власти, желание им подыграть и «не ссориться» с ними - это серьезный профессиональный порок, который дискредитирует саму идею верховенства закона и правосудия и подрывает веру россиян в справедливость.

Судьи, чье денежное содержание превышает оклады учителей в среднем в двенадцать-пятнадцать раз, что с нашей точки зрения абсолютно несправедливо, должны осознавать всю меру профессиональной и гражданской ответственности за ту непростую работу, которую они выполняют, а не идти на поводу у местных чиновников. Даже если они вместе парятся в одной бане.  

Анатолий Пчелницев
специально для портала "Религия и право"






также в рубрике ] мы: