О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Христианские конфессии в России: загадки нетерпимости. В Московском Центре Карнеги обсудили роль инославных церквей

  версия для печатиотправить ссылку другу
29 Января 2013

Россия воспринимается как страна христианской культуры, и в реальной жизни это культура не только православная, но и инославная, то есть представителей других христианских церквей – католиков, протестантов различных направлений (баптистов, пятидесятников, евангельских христиан, адвентистов и т.п.). 24 января в Московском Центре Карнеги прошел семинар в рамках серии «Религия, общество и безопасность». С докладом «Христианские конфессии в российском обществе «традиционных религий»: неизбежное «зло» и символ десекуляризации» выступил ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.

На семинаре присутствовали ученые, журналисты, студенты и аспиранты. Во время дискуссии выступали доцент Высшей школы экономики Борис Кнорре, исламовед Энвер Кисриев, индолог Ирина Глушкова, философ Борис Рашковский и другие. Ведущими семинара были профессора Алексей Малашенко и Сергей Филатов, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России».

Роман Лункин, прежде всего, подчеркнул особенности отношения к нетитульным христианам в рамках политической культуры, которая остается весьма архаичной. В обществе, которое провозглашает межрелигиозный мир и согласие одним из достижений России, крайняя нетерпимость к христианам в публичном пространстве оказывается укорененной нормой, а активная христианская миссия «злом». Как своего рода неизбежное «зло» неправославные воспринимаются и в рамках государственной политики, и в риторике представителей Русской православной церкви, и в масс-медиа, которые рассуждают о религии во внерелигиозном контексте, игнорируя саму религиозную жизнь. Православие является идеологией, а все остальные «сектанты» становятся антиподами этой патриотической идеологии.

Тема неприятия «нетрадиционных» религий, отмечает Роман Лункин, как это ни странно, объединяет либеральную и консервативную части общества. Политики демократического направления следуют в религиозном вопросе привычным для массового сознания пропагандистскими клише, которые сформировались в среде православных фундаменталистов и светской бюрократии на основе понятий и приемов советской атеистической пропаганды. Например, один из пунктов программы Республиканской партии России, возглавляемой Владимиром Рыжковым, гласит: «Мы против идеи о необходимости в интересах ложно понимаемой безопасности страны введения единообразного образа мыслей по важным вопросам мировоззрения. Однако мы выступаем против навязывания нам извне при помощи огромных денег нетрадиционных для нашего народа идей и институтов, в том числе против беспредельной пропаганды чуждых нам сект и религиозных направлений». Требование соблюдения свободы совести идет лишь следующим пунктом. В этом мнение оппозиционера полностью совпадает с заявлениями как радикальных православных сектоборцев, так и президента Владимира Путина о необходимости бороться с тоталитарными сектами. Программа РПР Рыжкова наиболее близка в отношении к сектам к программе партии «Справедливая Россия». Единственной партийной программой, в которой безоговорочно декларируется равенство всех граждан, независимо от религиозной принадлежности, является программа КПРФ.

Автор также привел некоторые статистические данные. Официально в России зарегистрировано около 5 тысяч объединений, которые можно отнести к «нетрадиционным», около 80% которых составляют различные протестантские церкви. Примерно такое же число групп и общин действует без регистрации. Статистика 2012 года позволяет увидеть итог 20-летнего периода развития неправославных христианских конфессий. Обработка данных Министерства юстиции РФ дает следующую картину[1].

 

 

Таким образом, протестанты составляют 18 % от числа всех зарегистрированных религиозных объединений. Самым многочисленным направлением является пятидесятничество.

Стоит отметить, что данные по федеральным округам неравнозначны – в ЦФО и ПФО вообще лидируют по числу зарегистрированных объединений, что связано не только с большой плотностью населения и интенсивностью религиозной жизни, но и с политикой региональных управлений Минюста РФ. Органы юстиции с большей охотой регистрируют самые разные общины, а не только «традиционные», поскольку православных и мусульманских объединений также много и численность «нетрадиционных» не превысит численности этнических религий. Совершенно другая ситуация на Урале, в Сибири, и, в особенности, на Дальнем Востоке, где и зарегистрированных объединений в целом не так много, и протестантские церкви составляют значительную часть объединений или их количество превышает численность православных. В этих федеральных округах протестантизм является одной из лидирующих сил на религиозном поле, где «традиционные» религии исторически не так сильны, как в других регионах.

Практически во всех федеральных округах протестантские церкви стоят на втором месте по своей совокупной численности после православных объединений (кроме ДФО). Исключение составляют Северо-Кавказский и Приволжский округа, где протестанты стоят на третьем месте после православных и мусульман. Тенденция, которая наблюдается с конца 2000-х годов – это рост числа мусульманских зарегистрированных объединений, которые отодвигают протестантизм на третье место по России в целом по численности учтенных Минюстом РФ общин (с середины 1990-х годов и до 2012 года протестанты были на втором месте после православных).

Данные по национальному составу протестантов красноречиво и достаточно убедительно говорят об успехе национальной миссии евангельских церквей в национальных республиках – протестанты представлены практически среди всех народов России.

Докладчик также привел данные исследования ФОМа (Георейтинг), которое было проведено летом 2012 года. В региональном рейтинге распространения протестантизма в целом лидируют Республика Тыва (1,8%) и Удмуртская республика (1,6%), Сахалинская область, Республика Алтай и Камчатский край, Тюменская область, Хакасия, Северная Осетия (все по 1%). Данные по пятидесятничеству в регионах незначительны, но по тем данным, что есть в наличии, лидируют Республика Марий Эл, Тыва, Сахалинская область, Камчатский край, Еврейская автономная область, Омская область, Красноярский край, Удмуртская республика (в этих регионах 0,3-0,4% ответили, что они пятидесятники). По числу католиков в рамках данного опроса лидируют Калининградская область, Омская и Белгородская области (около 1%).

Можно также выделить целую группу неправославных христианских регионов в соответствии с тем, сколько отнесло себя к «неправославным христианам» в целом (и где этот процент превышает процент ошибки выборки).

 

Рейтинг регионов. Данные проекта АРЕНа, %

Неправославные христиане

Ямало-Ненецкий автономный округ

14,4

Республика Северная Осетия-Алания

10,6

Еврейская автономная область

10,4

Тверская область

9,6

Белгородская область

9,4

Челябинская область

9,0

Калужская область

7,9

Смоленская область

7,9

Кемеровская область

7,6

Самарская область

7,5

Республика Хакасия

6,8

Иркутская область

6,7

Приморский край

6,7

Ставропольский край

6,6

Удмуртская Республика

6,6

Архангельская область

6,2

Ростовская область

6,0

Курганская область

6,0

Камчатский край

5,8

Свердловская область

5,8

Орловская область

5,8

Красноярский край

5,6

Забайкальский край

5,6

 

По мнению Романа Лункина, в реальности протестантизм давно перешагнул и региональные границы и национальные. Христианские конфессии во многих регионах России, которые относятся и к Центру России, и к Уралу и к Северо-Западу, и к Дальнему Востоку, наряду с православными приходами, активно создают институты гражданского общества, соединяя веру и социальную деятельность. На фоне общей низкой гражданской активности деятельность инаковерующих имеет принципиальное значение. Российские протестанты добились значительного присутствия в социальной работе, в политике, в проявлении своей гражданской позиции. Самой успешной и заметной является деятельность протестантских церквей по реабилитации наркозависимых.

Отмечая демократизм протестантов Роман Лункин подчеркивает, что в постсоветской России церкви вынуждены также приспосабливаться к лицемерной политике властей и РПЦ, как и в советский период, жить «в предлагаемых обстоятельствах». Разрозненность евангельского движения, лукавая политика властей, направленная на приручение некоторых лидеров и на дискриминацию отдельных протестантских церквей, в особенности, сильных и энергичных, заставила и заставляет лидеров идти на компромиссы, не делать громких заявлений, сдерживать самых активных пасторов, не идти на конфликт, даже если нарушаются права какой-либо церкви. К концу 2000-х годов сложилось, по крайней мере, два направления протестантской политической мысли – принципиальные демократы (идеолог – Юрий Сипко) и демократы, лояльные власти (идеолог - Сергей Ряховский).

Сипко никогда не призывал ни к каким действиям или акциям, не предлагал никаких революционных решений, он просто открыто и принципиально говорил и говорит как гражданин, но поскольку из лидеров церквей России он оказался одним диссидентом, то он приобрел славу чуть ли не радикального оппозиционера.

Мировоззрение Сергея Ряховского основывается скорее на том, что в условиях развивающейся демократии нужно быть более гибким и добиваться хотя бы какого-нибудь влияния на власть, идя на компромиссы. При этом, Сергей Ряховский, безусловно, поддерживает демократические ценности и развитие гражданского общества. Однако такая позиция требует делать шаги в сторону власти. Автор привел наиболее яркий пимер. Во время предвыборной встречи Путина с представителями религиозных объединений 8 февраля 2012 года Сергей Ряховский отметил, что протестанты выступают за него как кандидата в президенты и еще раз оправдался перед властью за «оранжевую революцию и отделил российских протестантов от западных. Глава РОСХВЕ отметил: «…мы связываем бОльшую часть русской протестантской общественности, евангельских церквей, наше будущее, ну не хочу лукавить, с Вами. Вы знаете, когда в Украине была «оранжевая революция» … Я вспоминаю эти события, когда очень много на Майдан вышло украинских протестантов, я написал специально письмо моим братьям — епископам, пастырям, где сказал о том, что всё это плохо кончится, потому что любая революция первое, что делает, пожирает собственных детей … Вы хорошо знаете протестантский мир, работали на Западе, Вы знаете наши ценности, наши этические принципы и наши трудолюбие, работоспособность, деторождаемость. Это особенность русских протестантов в отличие от западных». Вместе с тем, в реальной жизни позиция Сергея Ряховского оказывается более дипломатичной и разумной, особенно, если это позволяет повлиять на какого-либо губернатора и помочь конкретной церкви.

Развитие религиозной жизни на постсоветском пространстве, по словам Романа Лункина, привело к формированию уникальной ситуации многообразия религий и конфессий, движений, которых либо ранее не было в России и странах СНГ, либо они стали играть новую роль, которой исторически у них никогда не было. Христиане, состоящие в неправославных общинах, часто идут туда за осознанной верой, без идеологических напластований. Евангельские верующие уже играют большую роль в экономике, политике, культуре, социальном служении в России. Десекуляризация в исполнении протестантов, по мнению Лункина, становится постоянным, часто неосознанным обществом, процессом, который не уходит от религии, а меняет мир традиционных религий.



[1] Данные Минюста РФ (на 04.09.2012). Информации обо всех зарегистрированных в Российской Федерации и в каждом субъекте РФ в отдельности религиозных объединениях, которые собраны в открытом доступе на сайте Минюста РФ (http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx). 99,5% всех религиозных объединений (24877) были распределены по мировоззренческим подгруппам, по субъектам РФ и по федеральным округам (централизованные и некоторые другие религиозные объединения зарегистрированы напрямую в Минюсте РФ (610), некоторые объединения по каким-либо причинам исключены (временно или нет) из списка) или не подпадают ни под одну из выбранных групп (115). Всего проанализировано 24992 объединения, которые отмечены, как зарегистрированные (есть еще часть в списки «Исключены» — они могут быть ликвидированы или же временно исключены по каким-либо причинам). 



нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: