27 Декабря 2012
Реабилитационный центр для наркозависимых людей «Новая жизнь» в Ленинградской области сегодня не нуждается в рекламе. Более 17 лет сотрудники центра совершают то, что не удается сделать светилам российской наркологии, – возвращают наркоманов к полноценной жизни, не используя при этом ни копейки денег из госбюджета. На счету центра несколько тысяч преображенных жизней. Создано более трехсот семей, в которых один или оба супруга прошли реабилитацию в «Новой жизни». Работа центра отмечена множеством наград и благодарственных писем от различных государственных ведомств и общественных организаций.
За семнадцать лет работы никаких серьезных нареканий к деятельности центра со стороны надзорных органов не было. Однако, за последний месяц, - то ли ожидание конца света сказалось, то ли аномальные перепады температуры, но проверяющие всевозможных инстанций, вдруг, как будто проснувшись от длительного сна, начали съезжаться в реабилитационный центр и с особой тщательностью выискивать нарушения в деле спасения наркоманов. МЧС, Роспотребнадзор, ОБЭП, Трудовая инспекция, пожарная инспекция, отдел по работе с несовершеннолетними, пограничная служба и многие другие внезапно обрушились с проверками, да так увлеклись, что нарушения деятельности стали находить не только в самом реабилитационном центре, но и в домах волонтеров.
Как выяснилось, конец света здесь вовсе не причем. Инициатором проверок выступила прокуратура Ленинградской области. Причиной для этого якобы послужила жалоба на «Новую Жизнь» от жителей Усть-Луги. Однако, письмо с подписями жителей поселка вызвало недоумение и у самих «подписавшихся», которые твердо заявили, что ничего не подписывали, данное обращение грубо сфальсифицировано. Десятки человек обратились в Следственный комитет РФ, в Общественную палату РФ с просьбой взять на свой контроль это дело о заведомо ложном доносе, найти виновных в данном подлоге и привлечь их к отвественности.
Судя по всему, эти люди просто стали жертвами политической борьбы, не на шутку развязавшейся в сельском поселении Усть-Луги. Дело в том, что один из бывших сотрудников «Новой жизни» стал главой администрации сельского поселения и вполне успешно им руководил. Похоже, место главы приглянулось кому-то еще.
В результате проверки по ложному донесению, МЧС потребовало приостановить деятельность реабилитационного центра «Новая Жизнь», как создающую опасность для лиц, проходящих реабилитацию. Главный противопожарный инспектор Виктор Лузин, наблюдавший в течение 17 лет работу центра, вдруг обнаружил в нем нарушения, не совместимые с дальнейшей деятельностью. Возникает логичный вопрос – если имеются такие страшные нарушения, то почему уважаемый инспектор в течение столь длительного времени замалчивал о них, совершая должностное преступление? Стоит отметить, что на сегодняшний день суд не нашел объективных причин для приостановлении деятельности центра и перенес заседание на 15 января 2013 года.
В этом деле есть и другие интересные факты. Сотрудники пограничной службы под предлогом проверки паспортного режима (реабилитационный центр находится в приграничной зоне), увезли из «Новой Жизни» одного из реабилитантов – Хуснутдинова и, судя по всему, заставили его написать заявление о якобы насильственном удержании в центре. Заявление было отобрано в помещении погранзаставы, куда никого из сотрудников центра, сопровождавших реабилитанта не пустили. В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ, заявление о подобном преступлении должны быть направлены в Управления Следственного комитета РФ по Ленинградской области для возбуждения уголовного дела (предварительное следствие по уголовным делам части 2 статьи 127 УК РФ осуществляется исключительно органами Следственного комитета РФ). Однако, заявление Хуснутдинова почему-то отправили в местную полицию, где возбудили дело по статье 330 – «Самоуправство».
Адвокат Славянского правового центра Николай Семенов, работающий по этому делу, уверен, что такое «недоразумение» могло произойти из-за того, что люди, осуществляющие прессинг реабилитационного центра, не имеют возможности оказывать давление на Следственный комитет- продавить незаконное возбуждение уголовного дела. А полиция, полностью подконтрольная прокуратуре, на то с радостью согласилась и с легкостью возбудила уголовное дело, в отсутствие не только состава, но и события преступления. Обвинения, кстати, по сей день никому не предъявлены. Возможно, предъявлены и не будут. По мнению адвокатов, скорей всего дело возбуждено исключительно лишь с целью получить законный доступ к документам реабилитационного центра, личным делам реабилитантов, доступ к которым защищен законом о персональных данных, и получение которых через суд вызвали бы у заинтересованных лиц определенные трудности.
Не ожидали заказчики «кошмаривания» реабилитационного центра достаточно оживленной реакции СМИ и общественности. Ситуация вокруг «Новой Жизни» действительно вызвала большой общественный резонанс. Прокурор Ленинградской области даже вынужден был оправдываться перед общественностью на пресс-конференции, посвященной этому делу. При этом он не только не смог четко сформулировать претензии к центру (так как доводам проверяющих органов до сих пол не дана оценка судом), но и так и не дал четкого ответа на самый главный вопрос,- куда же девать триста человек -наркоманов, проходящих реабилитацию, и работников центра с семьями в случае закрытия реабилитационного центра?
Член Общественной палаты РФ Сергей Ряховский и член Совета по правам человека при Президенте РФ Владимир Ряховский провели встречу с прокурором Ленинградской области Германом Штадлером, во время которой прокурор с энтузиазмом пообещал взять под свой личный контроль эту ситуацию и заверил, что дело будет рассматриваться объективно, в соответствии с законами РФ, а виновные в беспределе, который учинили сотрудники проверяющих органов в реабилитационном центре непременно понесут наказание.
Но прокурор про свои обещания забыл. Видимо работа у него такая…. По итогам проверок надзорных органов, более 150 человек – волонтеров реабилитационного центра и членов их семей, в чьи жилища незаконно ворвались проверяющие, потеряв надежду на защиту их прав со стороны прокурора области написали заявления в Следственный комитет РФ и Генеральную прокуратуру РФо возбуждении уголовных дел по статьям 139 (незаконное проникновение в жилище) и 286 (превышение должностных полномочий). Несмотря на массовый характер правонарушений, уголовные дела пока так и не возбудили. Однако проверка идет. И, как заверил адвокат Славянского правового центра Владимир Ряховский, –«если никаких реальных действий по защите прав и свобод граждан со стороны Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ предпринято не будет – процессуальные решения будут обжаловаться в суд».
Пока что не дала видимых результатов и встреча с вице-губернатором Ленинградской области, который с первых минут встречи не переставал выражать восхищение работой центра и со всем присущим начальнику пафосом пообещал лично проконтролировать вопрос о защите прав граждан, занимающихся, по его мнению решением одной из важнейших социальных проблем нашего государства.
Между тем адвокаты Владимир Ряховский, Анатолий Пчелинцев, Николай Семенов, Виталий Заздравных обжаловали все решения надзорных органов и надеются, что суд признает их незаконными. Во всяком случае битва с произволом предстоит серьезная и долгая.
Стоит отметить, что в 2012 году это уже не первый случай попытки закрыть реабилитационный центр с помощью прокуратуры и надзорных органов с целью завладения его имуществом. По той же схеме развивались события в г.Новокузнецке. Благотворительный фонд «Источник жизни», оказывающий помощь наркозависимым людям, едва не стал жертвой рейдерского захвата. Территория, занимаемая центром реабилитации, оказалась лакомым куском для представителей бизнеса, но адвокаты Славянского правового центра сумели отстоять права фонда и реабилитационный центр действует и по сей день. История с данным центром развивалась по такому же сценарию, но Новокузнецкий районный суд тогда принял сторону адвокатов и отказал прокурору в запрете деятельности центра.
Подобные нездоровые тенденции наводят на печальные мысли. Похоже, что в нашей стране правоохранительным органам гораздо легче нарушать права граждан, чем их защищать. И гораздо лучше получается бороться с теми немногочисленными общественными организациями, которые решают проблему наркомании, чем с наркомафией, захватившей всю страну. А может, за это больше платят?
Елена Семенова