О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Шойгу и капелланы

  версия для печатиотправить ссылку другу
11 Декабря 2012

При Шойгу все будет хорошо — и армия станет право­славной, армейских священников сразу станет несколько сотен. Такие надежды высказал и патриарх Кирилл, и главный капеллан и глава Синодального отдела по связям с вооруженными силами отец Дмитрий Смирнов

Мне вполне понятно стремление православных свя­щенников поддерживать молитвенный дух военнослужа­щих. Я даже поддерживаю в принципе введение институ­та капелланов в армии, но меня смущает другое — кто и как будет воспитывать армию.

Отец Дмитрий не раз говорил о том, что он вообще против такого понятия «многоконфессиональная Россия», что наша страна просто православная, и все это должны понять. Он призывал бороться с инаковерующими, причем, чуть ли не с граблями и вилами, а «Закон Божий» преподавать в прайм-тайм по телевидению. Именно отец Дмитрий автор фразы: «Кровь убитых в Казани женщин на совести тех, кто поддерживал Pussy Riot».

Сам отец Дмитрий — создатель большого приходско­го комплекса, крепкой общины, он борец с абортами и успешно занимается массой социальных проектов.

Однако неясно, как поймет каждый из 170 кандидатов в капелланы наставления отца Дмитрия, а также других спикеров Церкви — отца Всеволода Чаплина, да и самого патриарха Кирилла. Какой ксенофобский коктейль сло­жится в головах молодых священников и военнослужа­щих?

Очевидно одно — безусловно, подчинение власти будет обеспечено, так как всякая оппозиция и «болот­ные» будут для капелланов всегда «кощунниками», а под­ражание «западным образцам» путем к смуте (как гово­рил 4 ноября патриарх Кирилл).

Как признавались в беседах со мной некоторые священно­служители, место капеллана не очень-то теплое, немногие хотят идти на эти должности. Обещали 50 тысяч, а будут пла­тить 30 тысяч. Даже если будет и 50 тысяч, то это совсем бедненько по сравнению с тем, что можно получать на приходе. А тут еще и в воинской части сидеть надо, где прихожан будут сгонять в храм, а политруки и психологи будут очевид­но не понимать, что тут делает священник.

Судя по положению о священнослужителях, окормляюших военнослужащих, капеллан и правда берет на себя много функций — в том числе патриотического вос­питания, естественно, так, как он его понимает...

И еще по поводу плюрализма. В 2010 году, когда толь­ко стали приниматься документы в рамках Минобороны РФ по поводу капелланов, я как тогда директор Института религии и права отсылал обращение министру обороны Сердюкову по поводу соответствия этой ини­циативы законодательству. В ответе от Главного управле­ния воспитательной работы Вооруженных Сил РФ 23 марта 2010 г. № 172/2/1347 говорилось следующее: «В соответствии с Положением священнослужители могут быть назначены на соответствующие должности Министром обороны Российской Федерации по пред­ставлениям религиозных объединений. В настоящее время такие предложения поступили только от Русской православной церкви.

Решения о введении указанных должностей тщательно прорабатываются, с учетом уровня религиозности и кон­фессиональной принадлежности личного состава, о чем информируются руководители соответствующих рели­гиозных объединений.

В обязанности помощника командира по работе с верую­щими военнослужащими, независимо от его конфессиональ­ной принадлежности, входит организация окормления ве­рующего личного состава иного вероисповедания».

Это значит, что именно православные обязаны будут духовно заботиться и о верующих других конфессий и религий. И отдельный вопрос — вообще, насколько воз­можно пробиться имамам или пасторам в воинские части — ссылаясь на опыт США и Европы все забывают, что капелланы там разных религий и разных христиан­ских церквей.

Наконец, Минобороны РФ отрицает, что в воинской части создаются религиозные общины — ведь их созда­ние в настоящее время запрещается статьей 8 Федерального закона о статусе военнослужащих. А что тогда будет создавать вокруг себя священник? Дружину? И сколько же православных будет по приказу, сколько искренних, а сколько ненавидящих православие?

Вот такое наследство досталось Шойгу. 

Роман Лункин,
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН
ответственный редактор журнала "Религия и право"

опубликовано: журнал Религия и право №4 /2012






также в рубрике ] мы: