Закон об НКО: "иностранных агентов" бывших не бывает
4 Декабря 2012
Правозащитники из ассоциации "Агора" выяснили, что по новому закону об НКО можно легко получить статус иностранного агента, но от него практически невозможно избавиться — только с ликвидацией организации. Авторы закона отсылают к Минюсту, который должен, по их словам, этим заниматься. Минюст же, по словам юристов, действует строго в рамках закона, который никак не предусматривает процедуру исключения из реестра.
В разработке поправок в закон о некоммерческих организациях, после принятия которых был введен статус "иностранного агента" для организаций, занимающихся политической деятельностью и получающих финансирование из-за рубежа, принимали участие восемь депутатов от "Единой России" — Александр Сидякин, Ирина Яровая, Михаил Маркелов, Андрей Красов, Сергей Кривоносов, Вячеслав Никонов, Михаил Старшинов, Адальби Шхагошев. Позднее к ним присоединилась вся фракция "Единая Россия" в Госдуме. 30 ноября Минюст определил порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В документе прописано, как иностранным агентом стать, но ничего не говорится о процедуре исключения из списка, так как в самом законе об НКО — иностранных агентах она отсутствует.
PublicPost поинтересовался у законодателей, почему они не предусмотрели процедуры исключения НКО из реестра иностранных агентов.
Рамиль Ахметгалиев, адвокат, правовой аналитик межрегиональной ассоциации правозащитных организаций "Агора":
"Из приказа Минюста следует, что будет только процедура включения в реестр, процедуру исключения организации из реестра, которая была в проекте документа, они убрали. Минюст обосновывает это тем, что эксперты, некоммерческие организации, присылали отрицательные заключения по проекту документа, оспаривая как основания исключения из реестра, так и сроки. Минюст к этим доводам прибавил еще и то, что сам закон не предусматривает процедуру исключения из реестра. Они действуют только в рамках закона и формально его исполняют. То есть из реестра можно будет исключить организацию только в случае ее ликвидации как юридического лица. Другими словами, ярлык "иностранный агент" будет пожизненным для некоммерческой организации. Мы полагаем, что именно на основании отсутствия процедуры исключения из реестра, Минюст будет отказывать организациям в выходе из списка, если они в какой-то момент перестанут заниматься политической деятельностью или получать иностранное финансирование. Основания для обжалования регламента в Конституционном суде появятся только после первого такого отказа. В принципе, это промах законодателей, которые должны были предусмотреть процедуру исключения из реестра".
Ирина Яровая, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции:
"Законом предусмотрен заявительный порядок включения в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Именно на заявителе лежит обязанность сообщать об обстоятельствах, которые изменяются в организации деятельности НКО.
Любой реестр подлежит постоянному контролю, обновлению, уточнению. Полагаю, что в том случае, если в деятельности НКО происходят изменения, влияющие на их правовой статус, сама НКО заинтересована в том, чтобы в заявительном порядке уведомить об этих изменениях регистрационный орган.
В законе о НКО в статье 13.1 установлена обязанность ведения реестра уполномоченным органом (Минюст — PublicPost). Порядок ведения указанного реестра также устанавливается уполномоченным органом. Соответственно, в подзаконном нормативном акте процедура принятия решений, в том числе исключение из реестра, должна быть отражена".
Адальби Шхагошев, депутат от "Единой России", член Комитета Госдумы по международным делам:
"Я не помню, боюсь ошибиться. Позвоните Сидякину".
Александр Сидякин:
"Знаменитый PublicPost! Я с вами разговаривать не буду".
Вячеслав Никонов, Андрей Красов и Сергей Кривоносов были для комментариев недоступны.