Долгожданная инициатива: Минюст РФ предлагает отменит регистрацию символики некоммерческих организаций
20 Ноября 2012
Министерство юстиции Российской Федерации подготовило проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и в Федеральный закон "Об общественных объединениях" по вопросам символики некоммерческих организаций" в соответствии с которым предлагается отменить обязательную регистрацию символики некоммерческих организаций.
Вопрос о том, должна ли быть обязательной регистрация символики некоммерческих организаций, вызывал много споров. Это было вызвано в первую очередь тем, что из-за неоднозначной формулировки закона чиновниками закон толковался в пользу обязательной регистрации, с чем не соглашались представители некоммерческих организаций.
Напомним, в действующей на данный момент редакции пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" устанавливает, что «некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему». Как видно из формулировки, положение говорит о праве некоммерческой организации иметь зарегистрированную эмблему, и не содержит обязанность регистрировать используемую ей эмблему. Однако, надзирающие органы именно эту норму указывают как нарушенную, когда выносят предупреждения некоммерческим организациям за использование не зарегистрированной в установленном порядке эмблемы, полагая, что это обязанность, а не право. Такие требования представляются не законными в силу неправильного толкования закона.
Действующее законодательство не содержит никаких требований к атрибутике или символике юридических лиц и их регистрации.
В 2008 году начала действовать часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации. В ней содержится глава семьдесят шестая – Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Среди таких средств, в частности, право на фирменное наименование и право на товарный знак. Российское законодательство предусматривает процедуру регистрации товарных знаков. Целью такой регистрации является защита интеллектуальной собственности. В соответствии со статьёй 1477 Гражданского кодекса РФ за обладателем товарного знака, то есть обозначения, служащего для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право на его использование, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Такая регистрация производится в добровольном порядке, исходя из того, есть ли необходимость установления защиты на используемое для индивидуализации изображение.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает обязанности юридических лиц регистрировать свои эмблемы и иную атрибутику, но предоставляет право защитить таковую как свою интеллектуальную собственность.
Единственным исключением из всех юридических лиц на данный момент являются общественные организации, для которых обязательность регистрации символики установлена законом. Статья 24 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит: «Общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с символикой иностранных государств. Символика общественных объединений не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика общественного объединения подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.» Приведённая норма, в отличие от нормы Закона о некоммерческих организациях, однозначно устанавливает обязанность общественной организации регистрировать свою символику.
Заметим, что еще год назад Минюст России настаивал на обязательной регистрации символики всех некоммерческих организаций, за исключением религиозных организаций. Минюстом даже был разработан проект, который должен был скорректировать норму закона о некоммерческих организациях так, чтобы обязательность регистрации символики уже не вызвала никаких вопросов.
Однако неожиданно Минюст России изменил свое мнение, признав существующую систему государственной регистрации символики некоммерческих организаций избыточной функцией федерального органа исполнительной власти. Поэтому был Минюстом разработан и обнародован для антикоррупционной экспертизы соответствующий законопроект в соответствии с которым государственный учет символики некоммерческих организаций прекращается. Срок размещения проекта с 16.11.2012 по 23.11.2012. Электронный адрес для направления заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы: pr@minjust.ru
Полностью поддерживаем данную инициативу Минюста России. Надеемся на скорейшее принятие данного законопроекта, а также на то, что территориальные органы Минюста до его принятия не будут выносить предупреждения некоммерческим организациям за использование не зарегистрированных эмблем и иной символики.
О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
и в Федеральный закон "Об общественных объединениях» по вопросам символики некоммерческих организаций
Статья 1
Внести в статью 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2006, № 45, ст. 4627; 2010, № 19, ст. 2291) следующие изменения:
1) в абзаце втором пункта 4 слова ", а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему" исключить;
2) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны.
Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав.
Символика некоммерческих организаций не должна совпадать c государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символикой иностранных государств, а также символикой международных организаций.
В качестве символики некоммерческих организаций не могут быть использованы эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в Российской Федерации некоммерческих организаций, эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930; 2002, № 11, ст. 1018; № 12, ст. 1093; 2003, № 50, ст. 4855; 2006, № 3, ст. 282; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 21, ст. 2526) следующие изменения:
1) в части шестой статьи 14 слово "названиях" заменить словом "наименованиях";
2) в пункте 1 части первой статьи 20 слово "название" заменить словом "наименование";
3) часть пятую статьи 24 признать утратившей силу;
4) в статье 28 слово "название" в соответствующих числе и падеже заменить словом "наименование" в соответствующих числе и падеже;
5) в абзаце четвертом части первой статьи 29 слово "названия" заменить словом "наименования".
Статья 3
Символика некоммерческих организаций должна быть приведена в соответствие с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции настоящего Федерального закона) в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственный учет ранее зарегистрированной символики некоммерческих организаций прекращается.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3
Федерального закона "О некоммерческих организациях"
и в Федеральный закон "Об общественных объединениях"
по вопросам символики некоммерческих организаций"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и в Федеральный закон "Об общественных объединениях" по вопросам символики некоммерческих организаций" разработан в целях установления единого правового регулирования вопросов использования символики некоммерческих организаций.
Федеральным законом "Об общественных объединениях" общественным объединениям предоставлено право иметь эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны. Федеральным законом "О политических партиях" политическим партиям предоставлено право иметь свои эмблемы и иные символы. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация вправе иметь лишь зарегистрированную в установленном порядке эмблему, что ущемляет права некоммерческих организаций на использование иных видов символики.
Законопроект разработан в целях установления единого правового регулирования вопросов использования символики некоммерческих организаций в базовом федеральном законе - Федеральном законе "О некоммерческих организациях". Законопроектом предлагается расширить перечень видов символики некоммерческих организаций, а также включить положения, ограничивающие порядок использования символики некоммерческими организациями, по аналогии с действующими нормами Федерального закона "Об общественных объединениях".
В целях установления единого правового регулирования вопросов использования символики некоммерческих организаций предлагаются следующие пути совершенствования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях:
а) дополнение Федерального закона "О некоммерческих организациях" положениями, содержащими расширенный перечень видов символики;
б) установление требований к порядку использования символики некоммерческими организациями. Символика некоммерческой организации не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символикой иностранных государств, а также символикой международных организаций.
В качестве символики некоммерческих организаций не могут быть использованы эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в Российской Федерации некоммерческих организаций, эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства;
в) установление требований о соблюдении некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав;
г) исключение необходимости государственной регистрации символики некоммерческих организаций.
Законопроект восполняет пробел в законодательстве Российской Федерации и направлен на разрешение правовых коллизий, устранение противоречий, возникающих при рассмотрении вопросов о символике некоммерческих организаций.
Принятие данного федерального закона обусловлено практической потребностью, так как в настоящее время символика некоммерческих организаций и общественных объединений в большей части используется для популяризации некоммерческих организаций и общественных объединений при осуществлении ими своей деятельности, например, при проведении публичных мероприятий (митингов, шествий, собраний, а также выставок, конференций, спортивных мероприятий) и во взаимоотношениях со сторонними лицами (в рекламной продукции, на вывесках, почетных знаках, наградах, удостоверениях).
Символика некоммерческих организаций объектом интеллектуальной собственности не является. В случае необходимости использования в символике некоммерческих организаций средств индивидуализации в целях их правовой защиты на добровольной основе объекты интеллектуальной собственности могут быть зарегистрированы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Государственная регистрация эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений осуществлялась с 2007 года Федеральной регистрационной службой, а с июля 2008 года - Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с пунктом 30.9 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313.
Поступило заявлений на государственную регистрацию символики в 2007 году – 80, в 2008 году – 234, в 2009 году – 604, в 2010 году – 1119, в 2011 году – 1403, в первом полугодии 2012 года- 614. По состоянию на 1 января 2012 г. в Российской Федерации зарегистрированы 219 152 некоммерческие организации.
Приведенные данные свидетельствуют о государственной регистрации символики менее чем 1% некоммерческих организаций.
Существующая система государственной регистрации символики некоммерческих организаций является избыточной функцией федерального органа исполнительной власти.
Контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в соответствии со статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" осуществляется уполномоченным органом в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
С принятием федерального закона будет создан единый правовой механизм предотвращения незаконного использования некоммерческими организациями, в независимости от их организационной правовой формы, государственной символики Российской Федерации, государственной символики субъектов Российской Федерации, символики муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, символики Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символики иностранных государств, символики международных организаций, а также символики и иных символов некоммерческих организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.