17 Октября 2012
Запрет на ношение мусульманского платка в одной из школ Ставрополья нарушает закрепленную в конституции свободу вероисповедания и во многом связан с искаженным восприятием исламских традиций, считают религиозные деятели и эксперты. При этом следует понимать, что платок на голове девочки может привести к некомфортной для нее ситуации в школе, так что принципиальным родителям лучше отправить дочь в частное учебное заведение, полагают они.
Как сообщило во вторник Духовное управление мусульман Ставропольского края, директор средней школы в селе Кара-Тюбе запретила ученицам из мусульманских семей приходить на уроки в платках, после чего родители девочек обратились с жалобой в прокуратуру. По их мнению, запрет нарушает право их дочерей на доступность образования и свободу вероисповедания.
Руководство школы в свою очередь ссылается на устав учебного заведения, в котором указаны единые требования к внешнему виду школьников. При этом президентский уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов считает, что руководство школы "явно перегибает палку". По его словам, никаких общих требований к внешнему виду учеников нет, а платок в данном случае не является каким-то неприличным атрибутом. Астахов выразил надежду, что конфликт будет разрешен в духе толерантности и терпимости.
Нарушение прав
Председатель комиссии по правам человека общественного совета Северо-Кавказского федерального округа Нурди Нухажиев считает нарушением прав верующих запрет на ношение платков.
"Я считаю неприемлемым, когда вместо того чтобы воспитывать в детях толерантность, им со школьной скамьи внушают чувство взаимного недоверия и враждебности, хорошо, если в ставропольских школах нет иных проблем, кроме как столь жестко реагировать на такие вещи как ношение хиджаба или платка верующими", - цитирует пресс-служба Нухажиева его слова.
Имам-хатыб московской Мемориальной мечети, исламский богослов и проповедник Шамиль Аляутдинов также напоминает, что российская конституция предоставляет свободу вероисповедания и возможность выглядеть в соответствии со своей религией.
Первый замглавы Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), член Общественной палаты России Дамир Мухетдинов видит в сложившейся ситуации объективное противоречие "между стремлением к унификации в рамках светского института (в данном случае с уставом школы, предписывающим единую школьную форму для всех учениц) и правом на свободу вероисповедания".
"Совершенно правы и те комментаторы, которые указывают, что такого же ревностного подхода к униформе надо требовать от школьной дирекции и в отношении детей и подростков, которые одеты неподобающе возрасту, вызывающе, распущенно... Подходы должны быть едиными ко всем гражданам", - сказал Мухетдинов, слова которого приводятся на сайте ДУМЕР.
Исламский богослов, глава российского культурно-просветительского центра "Аль-Васатыйя" ("Умеренность") Али Вячеслав Полосин также обращает внимание на то, что российский закон не запрещает ходить в школу, одеваясь в соответствии с мусульманской традицией.
"Если школа государственная и, соответственно, ходить в нее люди обязаны, значит устав такой государственной школы не вправе требовать от людей того, чего нет в законе, устанавливать то, что не предусмотрено законом... Вот частная школа может, поскольку в нее вы можете и не ходить", - сказал эксперт на круглом столе с участием мусульманских религиозных деятелей и экспертов в Москве.
Думать о ребенке
Мухетдинов также порекомендовал родителям, которые принципиально считают, что их дочь должна носить платок, выбирать альтернативные способы обучения: частные школы или экстернат.
Он напомнил, что Россия - федеративное государство и ее регионы имеют право в границах своих полномочий самостоятельно решать некоторые вопросы. Там, где это оправдано устоявшимися социокультурными нормами и где запрос на хиджаб формируется в самых широких общественных массах, например в северокавказских республиках, его ношение не вызывает противоречий, сказал Мухетдинов.
"Но далеко не везде хиджаб воспринимается адекватно даже не "начальством" (дирекцией учебного заведения, районной администрацией и так далее), а самим обществом, и тут родители, на мой взгляд, должны руководствоваться, прежде всего, соображениями безопасности и психологического комфорта ребенка", - объяснил первый зампредседателя ДУМЕР.
Мухетдинов отметил, что ислам не обязывает несовершеннолетних девочек носить хиджаб. Хиджаб (что переводится как "укрытие") нацелен на то, чтобы к женщине было минимум внимания и ненужного интереса со стороны посторонних, напомнил он.
"В европейской среде ревностное соблюдение хиджаба приводит к эффекту противоположному - к привлечению излишнего внимания. Ребенок становится объектом нападок и нездорового интереса. Родители, отправляющие детей в школу в хиджабах, должны задуматься о том, нужно ли подвергать психику ребенка таким испытаниям", - сказал Мухетдинов.
Ставропольский омбудсмен Алексей Селюков также считает, что если родителям не нравится подход школьной администрации, они могут перевести дочь в другое учебное заведение.
"Устав школы аула Кара-Тюбе, устанавливающий определенные требования к форме одежды учащихся при посещении ими школы, не нарушает действующего российского законодательства, а также прав и свобод учащихся школы, так как у них и их родителей остается право и возможность отказаться от обучения в этой школе и выбрать другую, отвечающую их мировоззрению", - говорится в его заявлении.
При этом, считает Селюков, родители в этой ситуации демонстративно навязывают через своих детей религиозную нетерпимость к светскому характеру обучения в школе. По его мнению, именно это поведение преследует цели, противоречащие конституции страны.
Неверное восприятие
По словам Нухажиева, хиджаб - это обычный платок, который не несет никакой угрозы окружающим.
"Хиджаб не является агрессивным или вызывающим элементом. Это обычный платок, только мусульманский, и никакой угрозы и вреда его носительница собой окружающим не несет, напротив это свидетельство целомудрия, высокой богобоязненности, сегодня само упоминание слова хиджаб преподносится обществу как нечто агрессивное и враждебное", - сказал он.
Аляутдинов вообще объяснил, что в данном случае речь идет об обычном мусульманском платке, а не о хиджабе. В соответствии с исламской традицией, хиджаб - обобщенное название одежды мусульманки, которая закрывает все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. Он призвал журналистов не путать термины и понятия и "не раздувать якобы проблему хиджаба".
При этом Аляутдинов согласен, что ситуация в Ставропольском крае стала возможной из-за искаженного восприятия мусульманских традиций. Многие СМИ на протяжении долгого времени в неверном свете представляют ислам и его последователей, формируя соответствующее общественное мнение, полагает он.
"Это как раз результат того, что учителя, политики, работники средств массовой информации воспитаны на том, что ислам равно терроризм, хиджаб - это что-то страшное и так далее. Обычный школьный директор, учитель школы, которому сейчас 35-40 лет - он насмотрелся телевизор, и ему страшно становится... На сегодняшний день люди воспитываются не на высокой морали, а на телевидении", - сказал богослов на круглом столе.