7 Сентября 2012
В ночь на четверг было снесено здание «Церкви Святой Троицы» христиан веры евангельской (пятидесятников) по адресу улица Николая Старостина, 10 в Косино.
Как сообщает сайт префектуры Восточного округа Москвы, религиозной организации еще в 2010 году было предписано освободить земельный участок «от расположенных на нем временного строения размерами 17 м на 8 м с пристройкой размерами 3 м на 1,5 м, бетонного фундамента размерами 30 м на 25 м, бани, двух туалетов, гаража, деревянного навеса, деревянной одноэтажной постройки размерами 5 м на 3,5 м, металлического каркаса». Финский щитовой домик — действительно временный, но утепленный — многие годы прослужил как место богослужения для общины из примерно 300 человек.
Община не выполнила предписание, и прокуратура, как сообщили «Известиям» в префектуре, подала на церковь в суд. Суд обязал префектуру снести постройки, и только тендерная процедура оттянула исчезновение храма с лица земли с мая до сентября.
Епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский сообщил «Известиям», что будет поднимать вопрос об инциденте «в администрации президента — не столько как протестант, сколько как член Общественной палаты».
— Сейчас, когда общество напряжено, хулениями на патриарха и спиливанием крестов обострен религиозный аспект, под каким бы соусом московская власть ни подала этот снос, это будет не в пользу власти. Даже если приход не смог вовремя узаконить постройки, им стоило бы помочь, — считает Ряховский.
Пресс-секретарь префекта ВАО Андрей Иванов отметил, что в случаях, когда речь идет о религиозных организациях, самострой узаконивают при любой возможности. Введение зданий в эксплуатацию находится в компетенции Мосгосстройнадзора.
— Почему-то на несколько тысяч построек в год документов хватает, а когда самострой сносим, всегда говорят, что не успели с бумагами, — сказал сотрудник префектуры.
Сам снос, впрочем, происходил нетривиальным для законного действия способом. Протестантский сайт «Слово для тебя» сообщает, что в здание церкви около полуночи ворвались представившиеся полицейскими люди, оборвали линии связи и забрали дежурившую в храме девушку в отделение полиции.
«Из здания «Церкви Святой Троицы» были вывезены все ценные вещи, включая богослужебные книги и чаши для Евхаристии, — сообщают представители храма. — Была разбита машина, увезен генератор, микшерный пульт с микрофонами, музыкальные инструменты и другие ценные вещи. По словам очевидцев, не удалось избежать и физического насилия. На пытавшихся сфотографировать прихожан сыпался град камней. Затем экскаваторами была разрушена большая часть здания».
— Действительно странно, почему подрядчик, выигравший тендер на снос, выбрал ночное время для этого, — удивился пресс-секретарь префекта и посоветовал общине обратиться в полицию для розыска утраченного имущества. Впрочем, к тому времени заявление они уже написали.
— Меры, примененные правительством, несообразны той угрозе общественному порядку, которую якобы представляла церковь. Это, скорее, похоже на акт вандализма, чем на восстановление законности, — сказал «Известиям» епископ Российской церкви христиан веры евангельской Эдуард Грабовенко. — Эта община — одна из старейших в Москве, она имела свое здание. В 1996 году на том месте решили построить жилые дома и взамен выделили общине землю. Потом верующим сказали: вам землю выделила префектура, а этим должна заниматься другая организация, это незаконно. То есть выбросили их на улицу.
Епископ Грабовенко сообщил, что почти все приходы РЦ ХВЕ в Московском регионе вынуждены арендовать помещения (в Москве и области 54 общины ХВЕ).
— Я рад, что православным готовы выделить 200 участков, но что делать людям, которые родились в этой стране протестантами, если они любят родину и не хотят уезжать? Евангельскую церковь пытаются представить как опасных маргиналов, а мы после православных, наверное, вторая конфессия по количеству верующих. У нас около 2 тыс. общин — в каждом субъекте федерации, — рассказал Эдуард Грабовенко.
В настоящее время на территории России действуют три основных объединения пятидесятников: Российская церковь христиан веры Евангельской (РЦХВЕ во главе с Эдуардом Грабовенко), Объединенная церковь христиан веры Евангельской (ОЦХВЕ) и Российский объединенный союз христиан веры Евангельской (РОСХВЕ во главе с Сергеем Ряховским). Разделение пятидесятников на несколько течений произошло главным образом из-за вмешательства советской власти.