14 Июня 2012
Вчера представители российских конфессий совместно с представителями Общественной палаты (ОП) РФ потребовали изменения антиэкстремистского законодательства. Они хотят принятия нормы, освобождающей священные тексты зарегистрированных религиозных организаций от обвинений в экстремизме. Инициатива может привести к пересмотру и даже отмене федерального списка экстремистских материалов.
Участники слушаний в Общественной палате жестко раскритиковали российское антиэкстремистское законодательство, прежде всего федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности". "Действия правоохранителей не соответствуют принципу определенности — никому непонятно, где конкретно начинается экстремизм,— сказал руководитель аналитического центра "Сова" Александр Верховский.— Не учитывается и степень опасности деяния. Закон охватывает и терроризм, и рисование гадостей на заборах".
Такая юридическая неопределенность привела к многочисленным искам к религиозным организациям: правоохранительные органы находят в их текстах призывы к межнациональной или межрелигиозной розни. Наиболее громкий скандал вызвали действия прокуратуры Томска, которая летом 2011 года потребовала признать экстремистским материалом перевод индуистского священного писания "Бхагавад-гита" с комментариями основателя Международного общества сознания Кришны Бхактиведанты Свами Прабхупады (в итоге суд отказался запретить "Бхагавад-гиту"). Страдают и традиционные конфессии — так, в федеральный список экстремистских материалов внесено множество мусульманских книг. А в декабре 2010 года Черемушкинский суд Москвы признал экстремистским лозунг "Православие или смерть" — в РПЦ фразу назвали "малосимпатичной", но не одобрили ее запрета.
Общественники подчеркнули, что сейчас экспертизой текстов занимаются во многом случайные люди. "В одном из дел оказалось, что текст анализировала и признала экстремистским завхоз института,— рассказал ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин.— Необходимо записать в законе, что экспертизу религиозных книг должны проводить только религиоведы, специализирующиеся на данном вероучении".
Участники слушаний предложили освободить от прокурорских проверок уже зарегистрированные в России религиозные организации: сейчас Минюст при регистрации проверяет вероучительные тексты. Стоит отметить, что первыми о необходимости амнистии для религиозных текстов заявили представители РПЦ, у которых до сих пор не было серьезных проблем с антиэкстремистским законодательством. Председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин предложил ввести такую амнистию для текстов, которым более 50 лет. "У нас все религиозные учреждения равны перед законом,— пояснил "Ъ" господин Чаплин.— Если один древний текст можно объявить экстремистским, то это возможно и с другими". Впрочем, нетрудно подсчитать, что предложение господина Чаплина выводит из-под удара лишь традиционные конфессии и практически не затрагивает сочинения сайентологов, иеговистов и других адептов новых религий.
Если инициатива ОП будет поддержана законодателями, это приведет к пересмотру или даже отмене существующего федерального списка экстремистских материалов. "Религиозным организациям, в отношении которых вынесены подобные решения, необходимо будет обратиться в Конституционный суд",— считает директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты Елена Лукьянова.
Александр Черных