Нужно ли ужесточать наказание за оскорбление чувств верующих и осквернение религиозных святынь?
27 Апреля 2012
Нужно ли ужесточать наказание за оскорбление чувств верующих и осквернение религиозных святынь? Участники круглого стола, прошедшего 26 апреля в Общественной палате, так и не пришли к единому мнению по этому вопросу. Точнее, не смогли однозначно решить, нужно ли вносить специальные дополнения в статью 282 Уголовного Кодекса («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
Член Общественной палаты, протоирей Всеволод Чаплин, выступавший модератором дискуссии, отметил, что сегодня за осквернение святынь нарушителям грозит лишь символический штраф, что убеждает людей в безнаказанности и несерьезности содеянного. Между тем, Всеволод Чаплин считает, что «такие преступления гораздо опаснее многих бытовых правонарушений, поскольку могут повлечь за собой столкновения больших групп людей».
Священнослужитель полагает, что антицерковные акции в ближайшее время продолжатся. «К сожалению, я практически уверен, что акции, которые сейчас прошли, не последние, и, может быть, не самые мощные. Известно, что уже в следующее воскресенье около храма Христа Спасителя или в нем, я не знаю точно, пройдет такая акция. Я имею в виду акции антирелигиозные и направленные против отдельных религиозных общин и других святынь. Думаю, что нечто подобное будет проходить и в дальнейшем, поэтому и общество, и часть верующих людей будут вынуждены на это отвечать, отвечать будет и государство», — заявил Чаплин.
В свою очередь, директор Института государственно-конфессиональных отношений Игорь Понкин заявил, что, если смотреть на практику выносимых судами решений, то получается, что христиане являются одной из самых незащищенных категорий. «Государство не желает заниматься делами, связанными с посягательством в отношении религиозных ценностей», — отметил он.
Эксперт прогнозирует рост напряженности в обществе, если в ближайшее время на законодательном и судебном уровне не будет реакции на преступления против чувств верующих и их святынь. «Зачем людей провоцировать? Люди скоро начнут заниматься самозащитой своих прав», — подчеркнул Понкин. По его мнению, необходимо конкретизировать положения статьи 282 УК РФ, дополнив ее упоминанием об ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан и осквернение религиозных святынь.
Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, напротив, выступил за разрешение подобных конфликтов в рамках гражданского судопроизводства. «Конечно, сегодня у нас очень низкие штрафы за эти преступления, но нельзя эти дела переводить в уголовную плоскость», — считает эксперт. По его словам, необходимо серьезно расширять практику рассмотрения гражданских исков о защите чести и достоинства определенных групп лиц. Верховский обратил внимание на то, что сейчас такие иски практически не удовлетворяются.
Против включения в 282-ю статью отдельных положений высказался и президент фонда «Патриот» Владимир Федоров, добавив, что «282-я статья должна работать четко, и наказывать по ней следует только за призывы к насильственным действиям». «Можно, конечно, ввести отдельные положения об оскорблении религиозных чувств и символов, но непонятно, как она будет работать, — заметил Федоров. — Все мы знаем, что такое православные святыни, но ведь есть еще и язычники, например, у них бывают святые рощи и святые камни. А если я там палатку разобью?»
Эксперты в ближайшее время подготовят резолюцию круглого стола, которую направят в органы законодательной государственной власти.