|
Эхо Москвы. Родительское собрание : уроки религии в школе
14 Ноября 2011
Ксения Ларина - ведущая эфира
Алексей Венедиктов - главный редактор "Эха Москвы", член Общественного Совета Министерства образования и науки РФСветлана Сорокина - журналист, член Общественного Совета Министерства образования и науки РФ
К.ЛАРИНА: Мы начинаем программу «Родительское собрание». Сегодня, как вы уже поняли, в студии все свои: Алексей Венедиктов, Светлана Сорокина. Представляю их сегодня как родителей и как членов Общественного Совета Министерства образования и науки РФ. Сегодня мы говорим о перспективах преподавания религии в школе, что можно там изменить. Я напомню средства связи наши: SMS можно прислать на номер +7-985-970-45-45, если мы захотим связаться с вами по телефону, я его напомню перед тем, как его включить.
Значит, какая точка отсчета. Подвели итоги двухлетнего эксперимента по внедрению в школы дисциплин, которые мы называем «Основы светской этики», либо «Основы православной культуры», либо «Основы мировых религиозных культур», либо «Основы исламской культуры», либо «Основы иудейской культуры», либо «Основы буддийской культуры». И, исходя из этих итогов, как я понимаю, на этом Общественном Совете обсуждали дальнейшие перспективы этого нового предмета. И каким образом сделать так, чтобы этот предмет выполнял свою основную функцию, т.е. учил толерантности наших детей, чтобы не углублять конфликты, а стараться их миновать. Я имею в виду конфликты межнациональные.
С.СОРОКИНА: Ну, во всяком случае, так мы понимали это изначально.
К.ЛАРИНА: Да, да. Перед тем, как передать слово моим сегодняшним гостям, я хочу напомнить нашим слушателям в процентах, что получилось по итогам двухлетнего эксперимента. Напомню, 21 регион участвовал в этом эксперименте.
С.СОРОКИНА: Москва, кстати, не участвовала.
К.ЛАРИНА: Не участвовала, нет. Итак, 42%, абсолютное большинство выбрала «Основы светской этики», 30% – «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» выбрало 18% родителей и школьников, 9% – ислам, 1% – буддизм и менее 1% – «Основы иудейской культуры». Мне было бы интересно, в каком ключе шло обсуждение, Алексей Алексеевич?
С.СОРОКИНА: Алексей Алексеевич пугает меня обилием бумаг (смеется) и сугубой подготовкой к теме.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я просто хочу вам сказать, что цифры относительные. Например, в Пензенской области год тому назад 100% родителей выбрали либо «Основы светской этики», либо «Основы мировых религиозных культур», т.е. общий курс. Прошел год. В той же Пензенской области 57% выбирает православие. На самом деле, эти цифры движутся, но я знаю, там было вмешательство губернатора. Местная епархия устроила выволочку директорам школ и т.д. Так что эти цифры через год могут быть абсолютно другими.
К.ЛАРИНА: А вот в Чечне не меняется.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В Чечне усилилось. В прошлом году там было 99,6% –ислам, сейчас – 99,9%.
С.СОРОКИНА: Алексей Алексеевич, можно только маленькое вступление? Я хочу сказать, что 2 года назад, когда все это только начиналось, я помню, мы бурно обсуждали…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Был Совет в 7-м году, потом был Совет в 10-м, когда мы это бурно обсуждали и сейчас.
С.СОРОКИНА: Я хотела сказать, что каждый из нас вкладывал что-то свое в представление о целях. Потому что Алексей Алексеевич и я имели ввиду, что это воспитание толерантности. Для того, чтобы дети в таком еще нежном возрасте начинали понимать, что есть еще другая культура, другой образ жизни, другие верования у тех или иных, какие-то основы заложить. Представители конфессий, которые приходили к нам на те первые заседания, они, наверное, в 1-ую очередь имели ввиду что-то миссионерское и поэтому у нас изначально расходились задачи. Я-то, например, считала, что было бы идеально либо «Основы светской этики», либо все мировые культуры…
К.ЛАРИНА: А ты бы что выбрала как мать?
С.СОРОКИНА: Я – все мировые культуры, мировые религии.
К.ЛАРИНА: То, что раньше у нас называлось «Историей атеизма», по сути тоже самое (смеется).
С.СОРОКИНА: Я бы не сказала… Но мировые религии, на мой взгляд, это очень интересно, правильно, образовательно… Светская этика немножко непонятная.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А вот 42% выбирают…
С.СОРОКИНА: Они не знают, что это такое…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это неправда, родители смотрят программы…
К.ЛАРИНА: Когда они познакомились с этой программой, они в ужас пришли, это патриотическое воспитание, по сути…
С.СОРОКИНА: Ну и не только это, главное, он самый скучный учебник из всех предложенных. Но главное, что я бы выбрала такой курс, и это было бы логично сделать на всей территории нашей многообразной страны, но разошлись по модулям, окей… И вот теперь 2 года назад…Алексей Алексеевич?..
А.ВЕНЕДИКТОВ: Стало очевидно, что в этом курсе есть плюс, любой выбор – это всегда плюс, когда семья может что-то выбрать. Поэтому сведение всего к одному, это – шаг назад.
С.СОРОКИНА: Ну что шаг назад? Математика есть и…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Но, тем не менее, в старших классах уже начинают выбирать, а вообще выбор – это плюс. Но минус, который перевешивает все плюсы – это история, и это видно, когда ты начинаешь внимательно смотреть по городам, весям, селам, семьи выбирают про то, что им ближе. Так, в Карачаево-Черкесии православие выбирают, условно говоря, 4%, а исламской культуры – 24%. Т.е. есть надежда, что дети в этом нежном возрасте, как сказала Света, будут изучать традиции, которые так им известны в семье, про то, как они живут. Не про то, как живет их сосед, который сидит за соседней партой, который одевается в другое, ест другое в разные другие праздники, пахнет по-другому, они будут его рассматривать как чужого. Чужой – это всегда опасный. Через 5-6 лет они выйдут на Манежку, им будет 17, что-то они так ходят, не так танцуют, не так едят…
К.ЛАРИНА: Леш, я тебе говорю, как есть. Изначально было разделение, поставили перегородки…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ничего не поставили, не придумывай!
С.СОРОКИНА: Ну, мы свое мнение высказываем. Есть же еще фактор, что в этом нежном возрасте решение принимают родители, не дети.
К.ЛАРИНА: Кстати, это отдельная тема. Давай сейчас закончим предложение…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Мое предложение было ввести модуль каждой исламской, православной, буддийской, иудейской культуры, в конце курса общий модуль, когда дети православной культуры, изучают ее, а в конце этого курса изучают основы исламской культуры, буддийской, иудейской, таким образом, это тот же курс мировых религиозных культур, перекошенный в сторону выбора. Значит, дети, которые выбрали основы мировой исламской культуры, в той же Чечне, в конце курса изучают историю православной, буддийской, иудейской культуры. Я предложил ввести эти модули, 6-8 часов из 34 туда, в общем, было поддержано.
С.СОРОКИНА: Мы решили, что вполне возможно, придется добавить часов. Раз уж методисты расписали так. Как есть эти имеющиеся курсы, то, может быть, встанет вопрос о добавлении часов.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Отвратительно, надо сказать, что все учебники в этом смысле отвратительны.
К.ЛАРИНА: Другой вопрос. Принимаются предложения, допустим, так, раз невозможно по-другому…
С.СОРОКИНА: Это еще 1-ый шаг, это еще пока наше предложение…
К.ЛАРИНА: Да, а вот как избежать все-таки противопоставления? Потому что если мы берем «Основы православия», которые мы изучаем какое-то время и в конце курса нам дают основы других. Тут вопрос неизбежно возникает, а кто мы друг другу.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это вопрос уже написания учебников.
К.ЛАРИНА: Подачи?
С.СОРОКИНА: И учителей, конечно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Мне говорили, не надо это делать, 2 часа – будет каша в голове. 1 час в 5 классе изучается древнеегипетская мифология, и все помнят Гору, бога солнца, Изиду, бог Ра на ладье…
К.ЛАРИНА: Ну. Так смутно, но помню…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, вот, помнишь же! То есть великий Коровкин, автор учебника 5 класса по истории Древнего мира, так написал этот параграф, что все это помнят!
С.СОРОКИНА: Алеш, но помним назывно. Боюсь, что так назывно будут помнить и все остальное.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну и что! Это не образование. Это предмет не образовательный. Древнеегипетская мифология – это предмет образовательный, а это – нет.
К.ЛАРИНА: Леш, а можно к тебе еще вопрос. А если ты предлагаешь в конце каждого модуля давать историю других религий, то какой смысл давать в отдельном предмете «История мировых религий»?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Там ведь все равномерно…
С.СОРКИНА: И там больше часов, там больше узнавания…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Там есть выбор, вот как по математике: есть выбор усиленная математика, есть выбор – общая.
С.СОРКИНА: Ну, я повторяю, в моей бы власти, я бы ввела общий курс, без всякого выбора, но мы поставлены в такие условия, когда мы всего лишь можем попытаться, не факт, что получится несколько улучшить сложившуюся ситуацию, мало того, интересно, что все не разошлись во мнениях, а все поддержали, там были кофессии. И я с опаской смотрела на представителя, человека, сидящего в рясе, я всегда думала, что наша православная конфессия самым непримиримым образом себя в этом отношении ведет. Но здесь было понимание, и потом я поняла, почему, может быть. Он вообще старообрядец, как оказалось. Возражать против аргументов и про Манежку и про то, что мы не выполняем главную задачу – воспитание толерантности – было бы странно. Единственное, что накануне нашего заседания, Алексей Алексеевич, президент Медведев выступил про то, что вот боялись, пугали, стращали…и что? И ничего такого страшного не прошло, и будем двигать, развивать во всех регионах. Я немножко напряглась, потому что безапелляционность этого заявления повергло в сомнение, удастся ли нам это дело хотя бы улучшить…
К.ЛАРИНА: Помимо той темы, которую мы сегодня обсуждаем, появились и другие, которые тоже требуют рассмотрения системного подхода. Я имею ввиду качество преподавания, кто такие педагоги… И вопрос, который я хотела вам задать, Алексей и Света, вообще этот возраст правильно подобран под изучение основ мировой религии? Напомню нашим слушателям: последняя четверть 4-го класса и 1-ая четверть 5, перерыв на 3 месяца, на каникулы…это, по сути, ничего…
С.СОРОКИНА: Да, перерыв и возраст. Здесь мы сначала разошлись…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, сначала, на чем сошлись. В рекомендациях, принятых единогласно, написано рассмотреть начало ведения курса либо в 4-м классе, либо в 5. и это получило поддержку всех, а дальше разошлись…
С.СОРОКИНА: Да, а дальше получилось очень смешно: у меня дочка учится в 4-м классе, а у Алексея – в 5 (смеется). Но в Москве пока нет этого эксперимента, но введут.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, Москва одни из тез регионов, который до сих пор не сдал своих пожеланий. Вообще, готовые из 62 регионов, не участвующих в эксперименте, на конец сентября пока 28. Медведев гонит этот курс, но он еще не готов.
К.ЛАРИНА: Я прочитала, что где-то к 14-му году реально можно перейти на обязательное…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это предложение Министерства.
С.СОРОКИНА: Да, но посмотрим… Я прикинула на свою дочь, мой выбор очевиден – мировые религии…
А.ВЕНЕДИКТОВ: У меня такой же…
С.СОРОКИНА: Но потом думаю, какая-то она маленькая еще, ничего не понимает. И я заверещала, нет лучше бы в 5-м. в это время опытная учитель, директор петербургской школы Майя Пильнес сказала, что нет, лучше в 4-м и обосновала свое мнение. И люди профессиональные, не просто родительницы как я, ее поддержали. А вот почему, Алексей Алексеевич, объясните.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В 4-м классе существует очень близкий душевный контакт между преподавателем начальной школы. Т.е. там строится не столько на образовании, сколько на отношении. Поэтому такой тонкий предмет, где требуется особое доверие, если мы хотим, чтобы это был предмет воспитательный. Если же мы хотим, чтобы это был предмет образовательный, чего, на мой взгляд, не может быть по этим учебникам, я же все их прочитал, готовясь к этому совещанию, тогда в 5.
К.ЛАРИНА: А совместить невозможно образование с воспитанием?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это не вопрос знания, это вопрос воспитания. Профессиональный преподаватель хорошо отличает знание от понимания. А вот понимание толерантности ничего не дает, а понимание, почему мальчишка в школьной столовой не ест эти котлеты, чтобы над ним не смеялись, дети очень жестоки в этом возрасте, а в подростковом вообще…
С.СОРОКИНА: Привыкать к мысли, что разные…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Конечно. И мой пафос был направлен на то. Что это не образовательный, а светский предмет, он не религиозный, его преподают не священнослужители.
К.ЛАРИНА: Здесь ключевая ошибка. Я приведу пример. Ключевую ошибку я обнаружила в вопросах, которые пришли к нам на передачу. «3 атеиста будут обсуждать религию в школе, браво, «Эхо Москвы»!». Проблема в том, что люди до сих пор не могут понять, что это такое.
С.СОРОКИНА: Это светский предмет.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Причем запрет на преподавание священнослужителей, только учителя.
К.ЛАРИНА: А понимают ли это представители конфессий?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Они понимают, но с этим борются. История началась еще в 7-м году, когда еще на Всероссийском Соборе было сделано предложение ввести религию в школе. И тогда В.Путин, президент, выступил против и сказал, что у нас конституцией школа отделена от церкви, а церковь от государства, поэтому изучение культуры – да, но светское.
К.ЛАРИНА: А учебники как отвечают на этот вопрос?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Учебники плохо.
С.СОРОКИНА: Ну, я бы не так была категорична. Я просмотрела учебники, не так уж и плохо…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это для тебя не плохо, а для 10-11-12 летнего ученика – плохо, скучно, это отвращает.
К.ЛАРИНА: У нас сейчас Новости. Потом продолжим программу, и если у вас есть какие-то вопросы, дорогие друзья, я их приветствую. SMS можно прислать на номер +7-985-970-45-45.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Продолжаем программу «Родительское собрание». Сегодня у нас исключительно родительское собрание, поскольку собрались родители самых разных по возрасту детей: отец 5-классника Венедиктов Алексей, мать 4-классницы Светлана Сорокина и мать 11-классника Ксения Ларина (смеется). При этом напомню, что Алексей и Светлана члены Общественного Совета Министерства образования и науки РФ. Мы продолжаем наш разговор о судьбе предмета «Основы православной культуры», «Основы светской этики и религиозных культур».
По поводу светскости и не светскости, пишет Татьяна: «Я преподаю «Основы православной культуры». Основная идея подготовить к восприятию классической литературы, которая писалась православными для православных.». Понятно?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, не понятно. Лев Николаевич Толстой писал для православных и, как известно, его отношения с церковью было тяжелое, Булгаков – сомнительное, Горький – совсем сомнительно, Лермонтов – совсем сомнительно и т.д. Поэтому я не совсем понимаю, почему вы великую русскую литературу так урезаете. Учитель исполняет программу государства. Это все равно, что сказать, что Лев Николаевич Толстой от церкви был…и значит, мы не будем изучать русскую литературу. А у Пушкина, а у Достоевского, кстати, какие отношения были с церковью, а?
К.ЛАРИНА: Вопрос: «Должен ли человек, который преподает этот предмет, сам являться той самой конфессии, которую он преподает?».
С.СОРОКИНА: Глубоко убеждена, что нет. Это перегибы на местах, этого не должно быть.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Конечно, нет. Это как преподавать историю только своей страны, т.е. не существует ни Польши, ни Китая, ни Франции. Это узколобый взгляд, который можно перенести только на преподавание математики и преподавать только то, что открыли русские математики.
К.ЛАРИНА: В общем, не доводить до абсурда, уважаемые радиослушатели.
С.СОРОКИНА: Еще раз повторяем: это светский предмет, преподаватель, который этот предмет ведет – муниципальный служащий.
К.ЛАРИНА: «Выбор и широта религиозных интересов возможны только для неверующих, верующим нужна своя религия», - пишет Ольга.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Патриотам нужно изучать только историю своей страны. Вы будущих детей своих делаете узколобыми. Это выбор такой – знать только про себя. Значит, все остальное они будут брать из блогов, из Интернета, из фильмов, иногда хороших, иногда не очень…
К.ЛАРИНА: Все равно выбирают-то по вере, а не по интересам…
С.СОРОКИНА: По традиции, Ксения, часто. У нас очень мало собственно воцерквленных людей, гораздо меньше, чем тех, кто называет себя православными. Если родитель шире посмотрит на ситуацию, то он не будет против, чтобы его ребенок тоже шире взглянул на мир
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это вопрос ответственности родителей.
К.ЛАРИНА: Скажите, а были ли у вас впечатления от собственно качества преподавания этого предмета. Вообще, не было такой идеи членам Совета посетить парочку открытых уроков?
С.СОРОКИНА: Была такая мысль, но это же надо по городам и весям ехать, мы не ездили.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Но есть отклики, по прошлому году в докладе Минобраза я нашел цифру, что 48% родителей в 10-м году против деления класса по модулю на 1-м этапе. Есть отказы от этих курсов вообще.
С.СОРОКИНА: Если это безотметочный предмет.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А если курс обязательный, как требует президент РФ, тогда каждый директор обязан позаботиться. А возникают другие проблемы, например, в некоторых школах говорили, мы не можем обеспечить «Основы православной культуры». Мы хотим, но не можем, у нас нет педагогов. Это ответственность директора, т.е. этот предмет выравнивается с 12-го года, т.е. обязаны преподавать по выбору.
С.СОРОКИНА: Есть отдельная проблема, связанная с маленькими школами. Про это говорилось в докладе зам.министра…там, где, действительно, и предметников-то не хватает, поэтому преподавание этого предмета здесь затрудняется.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Есть интересная выявленная проблема. «В ходе подготовки преподавателей-тренеров (тьюторов) и учителей образовательных учреждений выявились профессиональные дефициты в работе учителя: учителя начальных классов не владеют в достаточной степени содержанием предмета, а учителя второй ступени обучения (учителя истории, МХК и другие) не в полной мере владеют методикой работы с обучающимися начальной школы». Почему мы хотим передвинуть либо туда, либо туда, это вопрос обсуждения. 2-я проблема. «Многие преподаватели выступают против безотметочного обучения по курсу, аргументируя тем, что для большинства школьников младшего возраста отметка является очень серьезным стимулом к работе над учебным материалом; кроме того, введение отметок выровняло бы статусное положение курса в общем ряду школьных предметов». То, что я говорю.
С.СОРОКИНА: Так что пока, это ничем не оценивается, ни отметкой, ни зачетом, видимо, надо вводить.
К.ЛАРИНА: Если 5 класс, то вот она проблема: нужны специальные учителя, потому что в 4 классе это еще учитель начального класса, который с ними сидит на всех предметах.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нужны специальные учителя. Это историки, это литератора, это МХК. Я посмотрел, этот курс не столь научный, сколь воспитательный. Поэтому любой учитель, работающий во 2-й ступени с достаточно широким образованием, может преподавать. Я напомню, что это 34 часа всего в год, час в неделю. И мне представляется, что учитель, сколько у нас там учителей литературы в обычной школе – 5, историков – 3, вот тебе уже 8, и химики будут, и физики, если они достаточно образованные люди, другое дело – очень плохая методичность. Я, учитель истории, считаю, что это очень неинтересный для этого возраста учебники. Они написаны взрослым языком, для детей очень важна история примеров героизма и подлости, жизни и смерти.
С.СОРОКИНА: Мифы Древней Греции.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я бы не сказал мифы, потому что есть люди верующие.
К.ЛАРИНА: Вот видишь, ты сам сказал, люди верующие. К кому мы обращаемся?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Мы обращаемся к гражданам РФ, чьи дети учатся в 4-5 классе вне зависимости от. Вот ты идешь по улице, стоит православная церковь, синагога, мечеть, буддийский храм. Ты куда-то заходишь или идешь мимо?
К.ЛАРИНА: Я вижу перед собой четкую задачу: если я иду молиться, я захожу в один храм; если я иду ознакомиться, посмотреть на святыни, то я могу по всем пройтись.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот, вот! Это и есть нормальный подход.
К.ЛАРИНА: Но у нас-то этого нет! У нас люди согласны нашей слушательницей Ольгой, они выбирают предмет по вере, поэтому, когда ты скажешь, православные выбрали, а в конце еще и ислам, то какая-нибудь условная Ольга скажет, что это издевательство над ее верующим ребенком.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А математика это не издевательство? А сотворение мира это не издевательство? А дарвиновская теория для Ольги не издевательство?
К.ЛАРИНА: Уже было такое (смеется). И просили, чтобы сотворение мира преподавали отдельно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Еще раз: у нас светское государство, школа отделена от церкви. Существуют церковно-приходские школы, существуют медресе, а дети ходят в храмы со своими родителями, празднуют…это не вопрос, это же никто не отнимает, это добавляет.
С.СОРОКИНА: Я вот о чем еще подумала, извините. Конечно, сейчас в или 5, как решат, классе это больше на уровне ощущений и понимания того, что есть другие и что мы рядом живем и что не надо пальцем тыкать, а надо понимать, что он другой. Это, конечно, еще не образование, но у меня-то ощущение, что, конечно, когда они станут старше, еще бы немножко добавить этого знания, потому что почти все в мире зиждется на этих историях верований: литература, театр, вся мировая культура.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Великая русская литература имеет такое же отношение к французам, которые читают Толстого или к американцам, которые читают Достоевского, мы же для них не закроем это, уж точно не для православных они писали. Поэтому это подход неправильный. Наши дети в будущем должны иметь возможность общаться с разными людьми, инее бояться их, и понимать, почему они так себя ведут. И для этого в старших классах, видимо, нужен иной курс.
С.СОРОКИНА: Другой курс, который бы дополнял. Тем более столько появляется завязок с внешним миром, когда ты все больше начинаешь в нем растворяться.
К.ЛАРИНА: Рассказываю. Значит, здесь мир как всегда разделен пополам (смеется). Историю религии должен преподавать богослов, имеющий духовное звание.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это, пожалуйста, в высшие школы.
К.ЛАРИНА: С другой стороны, есть еще одна реплика, что если не будет духовное лицо преподавать, то воцерковленные детишки просто засмеют светского учителя, которые больше знают, чем учитель.
С.СОРОКИНА: Это вопрос учителя. Если будет грамотный учитель…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Некоторые детишки сейчас гораздо шире, чем школьный учитель, потому что пользуются Интернетом, а учитель – нет. В моей практике было, что дети говорили то, чего я не знал, и я говорил, что я проверю через урок. Но это вопрос нормальный. А Вы смотрели сериал «Тюдоры», спрашивают в 6 классе. А в нашем учебнике про Генриха VIII в нашем учебнике, простите, одна строчка, получается, он знает больше. Он называет имена его 6 жен, а учитель их не знает. Так будет дальше.
К.ЛАРИНА: Вы всерьез предполагаете, что в Чечне можно изучать основы православия?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я всерьез предполагаю, что: когда был введен ЕГЭ, в Чечне вынуждены были по всей России искать учителей русского языка. Потому что если чеченские дети захотят поступить в московские ВУЗы, они должны будут сдать ЕГЭ по русскому языку. То есть решение ЕГЭ сыграло политическую роль! До введения ЕГЭ там русский язык забыли! И в Татарстане та же история: они начали призывать назад, преподавать русский язык. И сейчас мы встречались с чеченскими учителями на форуме «Умная школа», они рассказывали, у них нет ни одного 100-балльника. И они сейчас наращивают русский язык, иначе их детям будет закрыт доступ в «МИФИ», в МИСИ, а не хотят туда, в МИМО.
С.СОРОКИНА: Но возвращаемся к этому. А здесь, если это будет обязательный предмет НРЗБ
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я могу сказать, что после введения этого курса, поскольку курс требовал, чтобы вели учителя школ, из чеченских школ были выведены муллы, которые до этого там преподавали. Это тоже результат, мало кто об этом говорит. Они вели сами уроки, но ислам они все равно вели. Но введение госкурса по госпрограмме заставило. И сейчас эти женщины приезжают, учатся с тьюторами (тренерами) преподавать именно светский аспект. И если будет в программе еще и знакомство с другими, то…
К.ЛАРИНА: Да, но, конечно, не без проблем в этих республиках…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну а что, конечно…будет не без проблем и в Ставропольском крае…
К.ЛАРИНА: И в Белгородской области, нашей любимой…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, это действительно важный вопрос, но это вопрос также как и преподавание математики. Что, у нас всюду хорошо математику преподают или литературу? А историю?
К.ЛАРИНА: Но математика это не религия.
А.ВЕНЕДИКТОВ: И это не религия!
К.ЛАРИНА: Но я хочу понять тогда, почему нет католиков?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Потому что в законе РФ о традиционных религиях перечислены 4 религии, что неправильно. Я согласен, нужно преподавать все во всех. В государственной школе, кстати, есть частные школы, в которых все по-другому, должны преподавать все о всех. Но сейчас принята такая вещь, мы можем ее скорректировать в сторону толерантности. Можем, значит, будем.
С.СОРОКИНА: Алексей Алексеевич, теперь можно еще про движение нашей идеи, как мы себе представляем, чтобы она была услышана? Это всего лишь предложение Общественного Совета…
К.ЛАРИНА: А что она, Андрей Александрович это услышал?
С.СОРОКИНА: Услышал, согласился и принял это к сведению. И теперь Министерство от лица, в т.ч. имею ввиду и мнение Общественного Совета, будет выходить с предложением о корректировки этих курсов.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Там есть поручение президента. Оно у меня где-то тут есть…
К.ЛАРИНА: А что, все-таки пока экспериментальная же стадия?
С.СОРОКИНА: Экспериментальная. Но это будет вводиться везде, это уже решенный вопрос.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот! Я нашел поручение президента. «Прошу обеспечить решение организационных финансовых вопросов, касающихся введения в 10-м году в 18 субъектах РФ, а с 12-го года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях новых предметов (они перечисляются) для изучения учащимися по выбору или по выбору их родителей, законных представителей». Сейчас министр обратится , и он с этим согласился, с письмом к президенту, на основе рекомендации Общественного Совета по корректировке эксперимента. Одновременно с этим, я знаю, что часть окружения президента поддерживает, я с ними встречался, и это поддерживает Правительство РФ. Именно корректировка, когда я говорил, ребят, надо сделать так, огни говорили, нет, так делать не будем, потому что оно идет уже вот так и так. Я сказал, ну, давайте тогда скорректируем. Потому что я со стороны Манежки, грубо говоря, я с этого подхожу. Мне важно, чтобы мой ребенок со своим соседом по парте или выйдя на улицу, «попить пивка» через 10 лет, не стал бы смеяться над тем, что идее парень в тюбетейке или молится на Байрам…
К.ЛАРИНА: Смеяться это еще полбеды, а захотелось врезать?
С.СОРОКИНА: А с этого начинается.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вообще, все, что непонятно, чужое, вызывает страх, спросите у любого психолога.
К.ЛАРИНА: Когда мы про все это говорим на фоне официально разрешенных русских маршей, я не понимаю, это какая-то шизофрения.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Государство – всегда шизофреник.
К.ЛАРИНА: Надо либо то, либо другое.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Так не бывает. Надо понимать, что мы имеем потерянное в этом поколение, которое травмировано в т.ч. чеченской войной, черными, духами и т.д. До сих пор люди с насечками, сколько он заложил и, наоборот, во сколько Зан убил 1-го федерала? В 14 лет, он хвастался? В этом смысле, прав и Путин, и Медведев, была гражданская война, причем по этническому признаку. Надо зализывать раны.
К.ЛАРИНА: И что, развешано по всем улицам «ЛДПР: за русских» это зализывание?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, это разжигание.
К.ЛАРИНА: Разжигание чистой воды.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Что, я должен теперь быть в ЛДПР? Я должен делать так, как делает ЛДПР? Я должен делать то, что считаю правильным.
С.СОРОКИНА: Что еще, Ксюш, пишут?
К.ЛАРИНА: Я хотела уже завершить программу… Проводить курс не в начальной, а в средней школе предлагает Чубарьян. У вас на Совете говорил об этом. И двигаться в сторону единого курса по истории мировых религий.
С.СОРОКИНА: Учебник есть, и он специалист по этому курсу. Он предлагал в самом начале, и мы поддерживали в 7-м году, но история пошла так, как пошла. Теперь уже ничего не сделаешь, и мы всего лишь пытаемся скорректировать.
К.ЛАРИНА: Хорошо. Спасибо большое, Светлана Сорокина, Алексей Венедиктов!
|
|
|