О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Закон о свободе совести опять хотят поправить

  версия для печатиотправить ссылку другу
25 Октября 2011

ЛДПР предлагает установить особый порядок для проведения молитвенных обрядов и обрядов жертвоприношения. За нарушение этого порядка предлагается установить административную ответственность. Руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев и депутат Сергей Иванов представили на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проект
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

  

Статья 1

Внести в статью 16 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации 1997, N 39, ст.4465; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880) изменение, дополнив её пунктом 2.1  следующего содержания:
"2.1 Молитвенный обряд, а также религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении  человека или животного беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, местах и объектах, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), в учреждениях и  на предприятиях религиозных организаций, а также  в жилых помещениях.

В иных местах совершение молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении  человека или животного осуществляется в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации."

Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2006, N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4007; N 46, ст. 5553) изменение дополнив статьёй 20.30 следующего содержания:

"Статья 20.30. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении  человека или животного.

1. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении  человека или животного - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Проведение религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении  человека или животного в непосредственной близости от детских учреждений, а равно совершение молитвенного обряда, если это привело к нарушению общественного порядка или создало угрозу безопасности населения -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток."


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 16  Федерального закона "О свободе совести и о религиозных организациях"и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Данным законопроектом предлагается  установить особый порядок для совершения таких религиозных обрядов как молитвенный обряд и обряды связанные с жертвоприношением животных, иными насильственными действиями.

Проведение религиозных обрядов и  церемоний регламентировано федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ " О свободе совести и о религиозных организациях" (далее -Закон).

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона беспрепятственное проведение религиозных обрядов, церемоний и богослужений  гарантировано государством в строго установленных местах. Это места специально предназначенные для совершения  религиозных обрядов (культовые здания, сооружения и территории к ним прилегающие, кладбища, крематории), места находящиеся в собственности религиозных организаций (учреждения, предприятия) и частное жилище. Перечень является исчерпывающим. Проведение религиозных обрядов и церемоний вне установленных законом мест возможно в ряде специальных учреждений (больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и т.п.) по просьбам находящихся в них граждан в помещениях,  специально выделяемых администрацией для этих целей ( п.3 статьи 16 Закона).

В остальных случаях проведение религиозных обрядов и церемоний должно осуществляться в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций ( п.5 статьи 16 Закона), т.е. с предварительным уведомлением и согласованием время и места проведения с местными органами власти.

В действующем законодательстве отсутствуют нормы предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка, проведения религиозных обрядов, церемоний и богослужений. Применение норм административного права, предусматривающих ответственность за  нарушение порядка, установленного для проведения митингов, шествий и демонстраций, в отношении  религиозных обрядов ограничено, так как они не учитывает особенности регулируемых отношений.

Вместе с тем, как показали события последних лет, проведение ряда религиозных обрядов нарушает и ущемляет права граждан, например совершение молитвенного обряда во время празднования крупных религиозных праздников, сопряженных с большим количеством верующих.

Определить точное количество участников молитвенного обряда заранее не представляется возможным, поэтому трудно определить размер территории, которая будет задействована при проведении обряда. Это приводит к несанкционированному перекрытию транспортных и пешеходных  потоков, к  резкому увеличению плотности потоков, на подходах к месту проведения молитвенного обряда. Обеспечить надлежащую безопасность при проведении данных мероприятий не представляется возможным, так как это явление носит стихийный характер.

Совершение массового молитвенного обряда создает угрозу жизни и здоровью населения, не только из-за стихийности, но и  в следствии того, что осложняет работу оперативных служб(полиции, скорой помощи, МЧС и т.д.).

Совершение массового молитвенного обряда вызывает в обществе социальную напряженность на религиозной почве. Недовольство высказывается с обеих сторон. Граждане не принимающие участия в совершении религиозного обряда возмущены ограничениями, возникающими в связи с проведением данного обряда, а верующие, тем что им мешают совершать молитвенный обряд.

Нарекания в обществе, также вызывают и обряды связанные с жертвоприношением животных, проводимые на улицах городов, на глазах простых граждан, в том числе и детей. Ритуальные жертвоприношения животных в местах непредназначенных для этого нарушают санитарные правила и негативно сказываются на психическом здоровье взрослых и детей.

Законодательство Российской Федерации о свободе совести основывается на принципе, что Россия является светским государством и отправление религиозного культа, вне зависимости от исповедуемой религии, не должно нарушать и ущемлять права других граждан. 

Данным законопроектом предлагается  предусмотреть для таких религиозных обрядов, как молитвенный обряд, обряды жертвоприношения  и иные обряды,  связанные с насильственными действиями в отношении человека ( обряды посвящения, очищения и т.п.) особый порядок проведения, а именно ограничить их проведение местами, прямо указанными в законе (п.2 статья 16 Закона).

 При этом законопроектом предусматривается, что законом субъекта Российской Федерации перечень установленных федеральным законодательством мест, а также порядок проведения данных обрядов могут быть определены  с учетом, сложившихся на территории субъекта Российской Федерации обычаев и традиций.

За нарушение установленного порядка предлагается установить административную ответственность.

 Это обеспечит соблюдение и реализацию принципа о своде совести заложенного в Законе,  избежав ущемления и нарушения прав граждан. 






также в рубрике ] мы: