30 Июня 2011
В силу специфики деятельности религиозных организаций многие из них не ведут никакую коммерческую и предпринимательскую деятельность, не имеют объектов налогообложения, не имеют штата сотрудников и не выплачивают никому заработную плату. В связи с этим часто руководители религиозных организаций ошибочно полагают, что налоговую отчётность возглавляемым ими организациям представлять не требуется. Это приводит к тому, что организации исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц как прекратившие деятельность.
Происходит это потому, что в действующем законодательстве есть норма, согласно которой религиозная организация, как и любое другое юридическое лицо, может быть признана прекратившей свою деятельность и исключена из ЕГРЮЛ без обращения в суд. Согласно статье 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Особенностью описанной процедуры является то, что при принятии решений по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ у регистрирующего органа отсутствует обязанность по проведению проверки на предмет установления факта прекращения деятельности юридическим лицом. Более того, у регистрирующего органа нет даже обязанности извещать юридическое лицо о принятом в отношении него решении по адресу, содержащемся в ЕГРЮЛ. Как следует из пункта 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц, регистрирующий орган лишь публикует в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Таким органом печати является «Вестник государственной регистрации». Его тираж составляет 1000 экземпляров на всю Российскую Федерацию. Таким образом, заведомо создается ситуация, при которой информация о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ фактически недоступна не только широкому кругу лиц, но даже заинтересованным лицам, в том числе самому юридическому лицу, несмотря на тот факт, что данная информация, равно как и своевременное ее получение, имеют решающее значение в правовых последствий для указанного юридического лица.
Исходя из смысла пунктов 3 и 4 статьи 21.1. Закона о государственной регистрации юридических лиц «недействующему» юридическому лицу, которому своевременно стало известно о публикации решения о предстоящем исключении в «Вестнике государственной регистрации», достаточно направить формальное и ничем не обусловленное заявление в соответствующий налоговый орган, что влечет за собой невозможность исключения из ЕГРЮЛ такого юридического лица во внесудебном порядке. Однако воспользоваться этим правом, как правило, юридическому лицу не удается ввиду отсутствия у него информации о принятом решении. Поэтому восстанавливать права юридического лица приходится в судебном порядке. Судебная практика по подобного рода делам складывается довольно противоречивая. При этом суды долгое время не могли определиться с подведомственностью таких споров, пока точку в этом вопросе не поставил Конституционный суд РФ, разъяснив, что в отношении некоммерческих организаций дела по подобным спорам должны рассматриваться в судах общей юрисдикции (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 891-О-О).
Теперь Конституционный суд проверит конституционность самой процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Для этого нами было подано соответствующая жалоба. Основанием к этому обращению явилась неопределенность в вопросе о том, соответствует ли статье 28, части 1 статьи 30 и части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации положение пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в соответствии с которыми юридическое лицо исключается из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующее юридическое лицо при наличии лишь формальных признаков и без проведения процедуры ликвидации. В результате такого применения нормы граждане ограничиваются в праве на совместное исповедание религии, праве на объединение и лишаются права распоряжаться своим общим имущество, принадлежащим юридическому лицу.
Письмом №1715 от 15 июня 2011 года Конституционный суд РФ сообщил, что жалоба принята к рассмотрению. В соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» Конституционный суд предполагает разрешить дело без проведения слушания.
Таким образом, теперь появилась надежда на то, что Конституционный суд признает существующий порядок исключения из ЕГРЮЛ религиозных организаций «прекративших свою деятельность» не соответствующим Конституции РФ, в результате чего исключенные религиозные организации, смогут восстановить свои права.
Чугунов С.В.
адвокат