9 Июня 2011
7 июня 2011 года в Институте Европы в Москве открылась Всероссийская научно-практическая конференция «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России (преодоление нетерпимости и экстремистских тенденций)», организованная Центром по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, Институтом религии и права и Гильдией экспертов по религии и праву. Конференция объединила религиоведов, социологов, юристов, представителей различных религиозных объединений, прежде всего христианских церквей. В общей сложности на мероприятии выступило около 30 человек. Ведущим конференции и одним из главных организаторов был ведущий научный сотрудник ИЕ РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.
От имени руководства ИЕ РАН, в частности, директора Института Европы академика Н.П. Шмелева, выступил руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН профессор Анатолий Красиков. Он напомнил собравшимся положительный опыт совместной работы православных и католиков. По поводу общественной роли церквей Красиков привел высказывание будущего папы кардинала Йозефа Ратцингера, который писал, что любые попытки навязать свою исключительность отвращают людей от Церкви.
Василий Столяр, президент Западно-российского союза Церкви Христиан Адвентистов седьмого дня и член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, призвал к взаимоуважению и подчеркнул необходимость участия церквей в социальных проектах, в том числе и совместных. О том, что профессиональная экспертиза приобретает в настоящее время особое значение, заявила в своем приветствии один из организаторов конференции председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву Инна Загребина. По словам сопредседателя Славянского правового центра Владимира Ряховского, довольно часто приходится сталкиваться с настоящими средневековыми по своей дикости случаями дискриминации церквей (в своем докладе Владимир Ряховский проанализировал дело церкви «Новое поколение» из Благовещенска Амурской области, где церкви запретили распространять записанные на дисках проповеди пастора и христианские концерты).
Одним из самых развернутых было выступление главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. Представитель РПЦ высказался за межрелигиозный диалог, не покушающийся на идентичность участников. Под экстремизмом отец Всеволод понимает, в частности, покушения на религиозную свободу, но одновременно считает, что некоторые взгляды, в том числе и религиозные, должны быть поставлены вне закона наподобие национал-социализма. Как отметил отец Всеволод Чаплин, толкование закона о противодействии экстремизму в связи с различием между унижением личности и пропагандой превосходства личности, с одной стороны, и утверждением об истинности или ложности взглядов - с другой, необходимо обсудить, уяснить и сделать. По его словам, за то, что какое-либо религиозное объединение просто объявляет свое вероучение самым истинным, нельзя признавать его экстремистским. Помимо этого, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества высказался по поводу недавнего создания новой общественной организации - Гильдии экспертов по религии и праву. По словам отца Всеволода, некоторые идеи, отраженные в Декларации Гильдии, он разделяет, хотя и не все.
С приветствием от лица главы Католической Церкви в России архиепископа Паоло Пецци выступил священник Игорь Ковалевский. По его словам, для общества важно слышать мнение специалистов, особенно в ситуации, когда роль религиозного фактора возрастает, но число практикующих верующих чрезвычайно низкое (в России даже ниже, чем в Европе).
О том, что голос христиан должен быть слышен в обществе, сказал Алексей Муравьев, представитель Русской православной старообрядческой церкви. Муравьев передал приветствие от главы РПСЦ митрополита Корнилия. По его словам, современное старообрядчество оказалось в совершенно новой ситуации, когда оно стало городским, и языка для описания этой ситуации у старообрядцев пока нет. Муравьев обозначил опасность неравноправия конфессий в юридической сфере и возврата к зажиму синодальных времен. В таком положении нужно учиться бороться за свои права.
Участников конференции также поприветствовал от правительства Москвы заместитель начальника управления по связям с религиозными организациями Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Антон Александрович Игнатенко. По его словам, правительство Москвы значительно усилило в настоящий момент противостояние националистическим и экстремистским группировкам, чтобы не повторились события на Манежной площади. Как отметил Игнатенко, по обращениям Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина в столице периодически решаются проблемы религиозных меньшинств. При этом Роман Лункин отметил, что научное сообщество вполне открыто для сотрудничества с представителями власти в разрешении проблем верующих.
Большинство докладов на конференции были посвящены конкретным конфликтам и проблемам религиозных объединений. По итогам этого научного форума под эгидой Института Европы РАН будет издан научный сборник, куда войдут все материалы и выступления. Можно отметить лишь некоторые выступления и реплики. Профессор Российской академии госслужбы при президенте РФ Ремир Лопаткин задался резонным вопросом по поводу участия в конференции тех представителей прокуратуры, ФСБ и МВД, которые занимаются противодействием экстремизму, так как для них наиболее важно знать реальное положение вещей (приглашения в различные структуры были направлены, но официально никто заявлен не был). Кроме того, профессор Лопаткин предложил провести обсуждение Декларации Гильдии экспертов по религии и праву, привлечь к обсуждению широкий круг ученых, а также постепенно сделать Гильдию той организацией, которая будет давать аттестацию экспертам, которые будут иметь право делать религиоведческие и иные экспертизы литературы и практики религиозных объединений.
Глава проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», социолог религии Сергей Филатов в своем выступлении отметил, что если попытаться оценить «объем» религиозной дискриминации по конфессиям, то наибольший «объем» придется на протестантов. И общество, и в том числе правозащитное сообщество, недооценивает эту проблему, что С. Филатов связал с доминирующими антирелигиозными настроениями, так как демократическая правозащитная общественность часто нерелигиозна и внерелигиозна.
Олег Гончаров, генеральный секретарь Общероссийской общественной организации содействия защиты свободы совести - новой организации, регистрирующейся сейчас на основе бывшего российского отделения Международной организации межрелигиозной свободы (МАРС), выступил против тех кампаний по дискриминации верующих, которые проводятся в стране. Гончаров также отметил, что надеется на сотрудничество с Гильдией экспертов по религии и праву. Адвокат Владимир Ряховский, привел примеры злоупотребления психиатрической экспертизой в делах против религиозных организаций. Эта экспертиза в одном случае проводилась по дискам с записями, хотя по закону психиатрической экспертизе могут подвергаться только люди. Опасными для психики признавались "громкая молитва" и "говорение на языках". В другом случае недопустимое воздействие на психику было усмотрено в обряде экзорцизма.
Глава информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский предложил проблематизировать некоторые моменты «борьбы за толерантность». Он обратил внимание, в частности, на проблемы межрелигиозного диалога - на сложности, связанные с тем, что диалоге чаще всего принимают участие «ортодоксальные» представители соответствующих религий и конфессий, т.е. те, кто может ортодоксально, «правильно» представить свой религиозный опыт, на проблемы диалога верующих и неверующих, борьбы «воинствующего секуляризма и не менее воинствующего антисекуляризма». По его мнению, и проблема толерантности в России, и борьба за толерантность, сильно упрощена. «Дурной пример подает государство, - напоминает эксперт, -развернувшее в ходе борьбы с экстремизмом кампанию очень плохо мотивированных преследований против тех или иных религиозных и религиозно-политических групп. Причем нередко важным или даже основным обвинением является обвинение в утверждении превосходства своей веры. Но мы не должны следовать этому примеру».
Александр Залужный, профессор кафедры национальной безопасности РАГС, заместитель председателя Экспертного совета по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма при Министерстве юстиции РФ, заявил о проблеме разрозненности экспертного сообщества и отметил, что этот Совет малоэффективен, поскольку работает на общественных началах.
Ирина Бабич, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, представила доклад о ситуации на Северном Кавказе (на примере Республик Адыгеи и Карачаево-Черкесии), где происходит некоторое усиление православия и отток от ислама. На этом фоне идет рост протестантских конфессий, которые наиболее активны в социальных программах. Появляются такие категории людей, как тайные христиане, которые боятся своих родственников. Наряду с этим православные и мусульмане часто объединяют усилия и выступают против протестантских церквей.
На Дальнем Востоке только 40 % всех организаций составляют общины РПЦ. По словам профессора Дальневосточного федерального университета Светланы Дударенок, процесс религиозной самоидентификации региона стал происходить с начала 1990-х годов, когда федеральная власть по существу бросила дальневосточников. Православие не смогло достаточно укрепиться, а протестантские церкви смогли сохранить идентичность и воспитать российский патриотизм у себя в общинах. Однако как только РПЦ стала возрождаться православные стали видеть в евангельских церквях шпионов и виновников нынешнего развала и упадка. Однако власти на Дальнем Востоке понимают опасность межрелигиозных столкновений, а поэтому, к примеру, разъезжающего с оскорбительными для разных религий и конфессий лекциями сектоборца Александра Дворкина, главу Совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, не пускают во Владивосток. Дворкин ездит по периферийным городам – например, в городе Спасске Приморского края после его лекций были выбиты все стекла в протестантских Домах молитвы, и как следовало ожидать, виновников не нашли.
Татьяна Тагиева, юрист, президент Центра поддержки гражданских инициатив «Открытое общество» из Екатеринбурга, подняла острую проблему существования реабилитационных центров для наркозависимых, которые создаются при церквях или же верующими. Часто такие фонды как «Город без наркотиков» объединяют сотни организаций и имеют разветвленную сетевую структуру в разных регионах. Госнарконтроль на федеральном уровне не рассматривает такие христианские ребцентры в качестве полноценных партнеров (в регионах ситуация складывается по-разному), так как все организации поделены на «традиционные» и «нетрадиционные». По словам Тагиевой, существует закрытый список субъектов антинаркотической деятельности, где представлены только традиционные религиозные объединения. В частности, под патронажем РПЦ действует около 40 ребцентров, тогда как при участии «нетрадиционных» протестантских церквей создано около 400 центров. По мнению Тагиевой, в обществе произошел слом правовой нормы. Например, раз в полгода в СМИ проходит антисектантское обострение, а по России ходят списки «тоталитарных сект» с различными обвинениями в их адрес. Все эти антисектантские выпады могут быть очевидно квалифицированы как экстремизм.
Чрезвычайно интересные данные опросов по отношению к толерантности представила Алина Багрина, кандидат политических наук, координатор службы социально-религиозных данных «Среда». Ее доклад назывался «Cоциологическая справка: мирное соседство и вероисповедание. Данные всероссийского опроса, весна 2011». По словам Багриной, в обществе, безусловно, существует запрос на ценности, который социологам необходимо проанализировать.
Целый ряд докладов был посвящен анализу ситуации в сфере отношений церквей и государства. Политолог Андрей Окара рассказывал об угрозах и последствиях огосударствления православной церкви в России и Украине. Игорь Яншин, юрист, директор Центра религиоведческих и правовых исследований «Свобода верить» (Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, ХМАО) о практике религиозных гонений в ХМАО. Вера Клюева, заведующая лабораторией социально-исторических исследований Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН о протестной активности православной общественности Тюменской области. О различиях в толкованиях термина «секта» среди православных сектоведов говорил Петр Чуприков, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры прикладной политологии ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород). Значение религиозного фактора в свете социологии религии подчеркнул Михаил Смирнов, доцент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург).
Одной из отличительных особенностей конференции стала секция, которая была посвящена социальному служению церквей, где выступали, в том числе и сами представители религиозных объединений. Аспиранты факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В, Ломоносова Вера Филатова и Олег Морозов сделали доклады о православных скаутах и о проблемах миссии РПЦ в неформальной среде. Совместную презентацию работы протестантских церквей в Амурской области представили религиовед Оксана Федирко и Михаил Дарбинян, пастор церкви "Новое поколение" (Благовещенск).
Сергей Киреев, служение «Живая вера» (Пенза), в своем докладе изложил особенности общественного служения протестантских церквей в Поволжье. По его словам, церкви участвуют, к примеру, в областной программе по созданию социокультурных центров в селах, которые находятся на грани вымирания. Верующие убирают улицы города, совместно с православными проводят акции против абортов и наркомании, выступают за здоровый образ жизни.
Андрей Онищенко, аспирант Российской академии государственной службы при Президенте РФ и пастор церкви из Норильска, отметил, что сам на себе испытывал дискриминацию и фактическое неравноправие конфессий в России. По его мнению, традиционными церквями можно считать все те, которые отвечают менталитету русского народа и отражают какие-либо его качества, а российское евангельское движение уже давно является отражением русской культуры. Пастор из Ростова-на-Дону Алексей Руденко подчеркнул, что уже по всей стране идет процесс консолидации евангельских церквей, и в обществе постепенно меняется отношение к неправославным христианам.
О значении системной социальной работы в церквях говорили также Игорь Марусев, секретарь-референт председателя Объединения евангельских христиан-баптистов Омской области и Валерий Бабурин, историк-юрист, председатель Мурманской региональной благотворительной общественной организации помощи бездомным "УЛИЦА".
Борис Пантелеев, советник юстиции, правовой эксперт Общественной палаты РФ, член рабочей группы Генпрокуратуры РФ по противодействию экстремизму, заявил о том, что сейчас остро стоит проблема наличия экспертов. Дела против вербального экстремизма не подкреплены экспертизами. Существуют Гильдия экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС) и Гильдия экспертов по налоговым спорам (ГЭНС). Пантелеев предложил Гильдии экспертов по религии и праву обменяться опытом и более точно сформулировать предмет экспертизы.
С заключительным словом на конференции выступил социолог религии Сергей Филатов. Он заявил, что за последние 20 лет религиозная культура в обществе изменилась – о социальных проектах раньше и речи не было, а теперь о них все говорят и они развиваются. Прошедшую конференцию Сергей Филатов назвал ярким примером культурного диалога конфессий и ученых, что является духом времени. Общество оказывается демократичнее и свободнее, а государство, перефразируя известное высказывание Пушкина, оказывается не единственным европейцем, а единственным азиатом в нашей стране. Именно власть часто ведет себя дико, в том числе и церковные власти. Завершил конференцию Сергей Филатов целым рядом призывов, заменивших резолюцию: Пасторы, терпите гонения! Православные, будьте толерантны! Чиновники, соблюдайте законы!
Научное сообщество должно больше внимания обращаться на реальную церковную жизнь, исследовать социальную природу религии. О реальной работе церквей часто никто не знает вообще - только практическое исследование социальной позиции религиозных объединений может изменить отношение к ним. Пока же религию скорее боятся, испытывают страх по отношению к ней, видят в ней лишь угрозу. На фоне отсутствия культуры разговора о религии по сути дела и отсутствия знаний о вере в обществе и среди некоторых представителей власти нарастает новая антирелигиозная кампания, на новом витке, в виде фарса, повторяющая штампы советской атеистической пропаганды. Православные граждане раздражены активностью РПЦ и заявляют, что лучше, чем патриарх Кирилл, знают, как надо верить и чем в их представлении является православие. Прокуроры и полиция видят в религии опасность и признают экстремистской литературу, призывы и объединения на всякий случай или основываясь на теориях заговора о возможных шпионах Запада в стране. Часть правозащитного и научного сообщества не признают права религии, прежде всего, православия быть центром общественной жизни, присутствовать в армии, школе, в СМИ, в вузах и т.д. Они требуют изгнания религиозных идей и инициатив из публичной сферы под маской защиты светского государства. В этой ситуации важно, чтобы наука не занималась антиклерикальной пропагандой, а рассматривала религию как одну из ценностей российского общества, где хорошо слышен голос разных религий и разных христианских церквей.
Автор:
Роман Лункин