Как подчеркнул отец Всеволод, «Я убежден, что есть системы взглядов, в том числе религиозно-политические, которые подлежат запрету, подобно нацизму и фашизму. Но это не должно исключать вероучительной полемики».
Он указал на то, что большинство православных верующих настроены на конструктивный диалог и сотрудничество с религиозными меньшинствами, в первую очередь с традиционными.
"Я не думаю, что целью диалога разных религий и конфессий должно быть нивелирование религиозных различий, создание некой "религии будущего", которая будет закручена вокруг ценностей утилитарного порядка", - сказал отец Всеволод.
Как считает он, религиозные общины России вполне способны, о чем говорит ее история, на диалог, который предполагает не размывание собственной идентичности, а "уважение к мнению собеседника или оппонента и одновременную готовность взаимодействия с ним в тех или иных делах, полезных для всех религиозных общин и общества в целом".
Выступавший также коснулся термина "толерантность", который, как напомнил он, в одном из документов ЮНЕСКО предполагает приятие "практически любых человеческих особенностей и способов самовыражения личности".
"Я думаю, что данный вопрос также является темой для серьезного и прямого диалога между представителями религиозного сознания и секулярного мира, поскольку верующий человек как правило считает, что среди проявлений человеческой индивидуальности есть хорошие и плохие вещи, есть вещи, связанные с истиной и ложью, нравственностью и безнравственностью", - заявил он.
Священнослужитель подчеркнул, что для верующего человека естественно иметь представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо, даже если эти представления не совпадают с теми или иными правовыми нормами, являются более глубокими, чем эти правовые нормы, или не совпадают с теми или иными установками доминирующей политической культуры".
По поводу диалогу с другими христианскими церквями отец Всеволод Чаплин заметил: "Как в контексте межконфессиональных и межрелигиозных отношений, так и в контексте отношений религиозных объединений и государства важны взаимосвязи большинства и меньшинств, их взаимное позиционирование. Верующие Русской Православной Церкви считают себя религиозным большинством в России и этот факт не может не отражаться в предпочтениях общества, которые не могут, в свою очередь, не влиять на решения государства, — подчеркнул отец Всеволод. — Однако я убежден, что большинство верующих нашей Церкви настроено на конструктивный диалог и сотрудничество с религиозными меньшинствами — в первую очередь традиционными, то есть зарекомендовавшими себя определенным образом, но также и со всеми, уважающими большинство и его образ жизни, готовыми к диалогу с этим большинством".